Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (10 класс)

Тема: «Я лиру посвятил народу своему»

Цели урока: в ходе анализа стихотворений увидеть трагизм русского народа, а точнее – женщин, их судьбу; раскрыть глубину поэта в создании образа народа во всей его широте.

Задачи: познакомить с основными стихотворениями Некрасова, раскрывающими ярко и полно судьбу русского крестьянства.

Литературоведческая концепция:
«Тройка»
Стихотворение «Тройка» - это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости ещё мечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она «крещеная собственность» и счастья ей «не положено». Стихотворение открывается риторическими вопросами, обращёнными к деревенской красавице: «Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от весёлых подруг?..»; «И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой во след?..».
Любуясь красотой девушки, поэт с горьким сарказмом замечает: «Поживёшь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика». У любой русской крестьянки судьба давно предрешена, и никакая красота не в силах её изменить.
Автору тяжело сознавать, что время проходит, но не изменяется жизнь, этот порядок вещей. На него не обращают внимания не только посторонние, но и сами участники событий. Крепостная женщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару: «И в лице твоём, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг».
Тройка воспринимается как красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смысл своего существования, а тем более что-либо изменить в нём. Поэтому поэт возвращает нас к конкретной действительности с её суровыми реалиями.
Последняя строфа меняется, по отношению с остальным стихотворением, Некрасов меняет рифму на парную, так как поэт подводит безжалостный приговор ещё почти и не жившей молодой крестьянке: «Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, и сыты, и бойки, - И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой».

«В полном разгаре страда деревенская»
В этом стихотворении, как и в предыдущем, раскрывается тема народа. А если быть точнее – судьба русских крестьянок. Героиня показана в «разгар страды деревенской» - напряжённой летней работы в период косьбы, жатвы и уборки хлеба. Зачем же автору понадобилось показывать героиню именно в это обыденное по тем временам явление? Этот нелёгкий труд помогает нам более ярко, естественно показать на фоне происходящего судьбу, долю крестьянки: «В полном разгаре страда деревенская Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».
Не маловажную роль сыграла в этом стихотворении и природа (её описание). Она тоже является неким испытанием для уже измученной крестьянки: «Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная – Солнце нещадно палит».
Когда читаешь это стихотворение, видишь картину настолько динамичную, живую. Перед глазами возникает образ крестьянки, которая ни на минуту не останавливается, от этого даже голова начинает кружиться. Такой эффект достигнут Н.А.Некрасовым, благодаря использованию множества глаголов: «Приподнимая косулю тяжёлую, Баба порезала ноженьку голую – Некогра кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда – растрепалися косыньки, - Надо ребёнка качать! Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!..». Слово «баба» используется автором так часто, чтобы подчеркнуть её единственное участие во всей работе. А где же её помощники, муж? Автор об этом умалчивает.
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, который так любил использовать Николай Алексеевич. Ведь он сам не знал, что будет с русским народом, на сколько хватит терпения у русских крестьянок!
Стихотворение читается легко, читая его, погружаешься в картину прошлого. Его речь приближенна к народной речи, это достигнуто с помощью просторечий: «сыскать», «косыньки», «полосыньки».

«Еду ли ночью по улице тёмной »
В своём творчестве Некрасов сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил её «тёмные стороны» во всей их драматичности незаурядности. Сколько светлого доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой падшей женщине. В этом произведении органично слились голоса героя и автора, они плавно перетекают от одного к другому. Этот художественный приём, хорошо известный в народной лирической песне, естественно вошёл и в поэзию Некрасова. Вначале явственно звучит голос поэта-рассказчика, ощущается его искренняя боль за человека и льётся грустная повесть о судьбе героини: «С детства судьба не взлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты – другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешенным нравом, с тяжёлой рукой; Не покорилась – ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной». Плавно, почти незаметно рассказ переходит к герою, хотя сердечному человеку, но безвольному, не желающему видеть мир со всеми его трудностями и печалями.. Ему удобнее «ничего не спросить», у женщины, которая ценой собственной чести достала денег на гробик для сына и еду для самого героя. Поэт никого не осуждает, но читатель чувствует его иронию по отношению к герою. Поэт, можно сказать, оставляет в тени героя, в бездействии, чтобы ярче показать судьбу крестьянки: «Случай нас выручил? Бог ли помог? Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был».
«Где ты теперь? С нищетой горемычной Злая тебя сокрушила борьба? Или пошла ты дорогой обычной, И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя? Всё без изъятья Именем страшным тебя назовут. Только во мне шевельнутся проклятья – и бесполезно замрут!..». Небольшое по объёму стихотворение вместило трагизм целой судьбы, даже не одной. Поэт показал истинных виновников «падения» героини: общественную несправедливость, злую судьбу и бездействие ближнего – героя, взявшего на себя ответственность за любимую женщину, но так и не сумевшего дать ей покоя и счастья.
«Утро»
В стихотворении «Утро» Некрасов описывает обычную утреннюю пору, вроде бы, ничем не отличающуюся от других. Но дело в том, что это стихотворение не о прекрасном пейзаже, что мы наблюдаем у Сергея Есенина в стихотворении «С добрым утром!», а о реальности происходящего в деревне и в городе.
Здесь переплетаются сразу три темы, сквозящие в его поэзии – тема народа, тема природы и тема городской жизни. Такая задумка автора позволяет более ярко сопоставить жизнь бедной крестьянки и всё то, что её окружает.
Некрасов обращается к женщине крестьянке, об этом явно не говорится, но мы можем догадаться по предшествующим стихотворениям, в которых Николай Алексеевич сочувствует своей героине. Именно в этом обращении звучит и задаётся настроение и проблематика стихотворения: «Ты грустна, ты страдаешь душою: Верю – здесь не страдать мудрено. С окружающей нас нищетою Здесь природа сама заодно».
Действительно, «природа сама заодно»: «Бесконечно унылы и жалки Эти пастбища, нивы, луга, Эти мокрые, сонные галки, Что сидят на вершине стога; В даль, сокрытую синим туманом, Это мутное небо Хоть плачь!». Как и во многих стихотворениях, Николай Алексеевич изображает и крестьянина пьяного, который ещё больше подчёркивает одиночество бедной крестьянки. Не только деревня даёт нам такую унылую картину действительности, «но не краше и город богатый», ведь тут «те же тучи по небу бегут». Природа отражает и городскую жизнь, во всём её мерзком проявлении: кого-то повезли на позорную площадь, где уже ждут палачи, проститутка спешит домой на рассвете, офицеры едут на дуэль, торгаши идут на работу, чтобы больше продать, обмануть, но вечером «сытно поесть», «из крепости грянули пушки», «наводненье столице грозит», «на красной подушке первой степени Анна лежит», дворник вора колотит, «гонят стадо гусей на убой», «кто-то покончил с собой»
Н.А.Некрасов использует местоимение «нас», потому что он сам выходец из крестьянской семьи,
· и он видит всё, что окружает его.
Одно утро открывает нам целую жизнь. Ведь на самом деле, эти события происходят каждое утро, каждый день и каждый вечер Поэт лишь выбрал оболочку, в которой лучше преподнести всё это жалкое зрелище читателю. Он жалеет свою скрытую героиню-страдалицу.
Некрасов показывает жизнь народа, их судьба уже предрешена. Она вся видна как на ладони. И небо не зря «заодно»: «Это мутное небо Хоть плачь!».
Стихотворение завершается чьей-то смертью и это не мудрено, от такой-то жизни, от такого-то окружения. И многоточие как бы подчёркивает, что это ещё не всё!

Ход урока
Мотивация: Н.А.Некрасов – один из трёх гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближёнными к прозе. В чём же заключается неповторимая особенность поэзии Некрасова?
Его поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянства, его нужды, стремления.
В своих стихах он говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жён.
Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
4. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.
«Я не равняю Некрасова с Пушкиным. Некрасов есть лишь малая планета, но вышедшая из этого же великого солнца. И мимо всех мерок: кто выше, кто ниже, за Некрасовым остаётся бессмертие, вполне им заслуженное - за преклонение его перед народной правдой» - пишет В.Кожинов.

Целеполагание: Тема горечи судьбы народа и является сквозящей во всей лирике.
Обращение к ученикам: «Ребята, как вы думаете, Н.А.Некрасов действительно ли остаётся бессмертным? Благодаря чему? Тогда скажите, какова тема сегодняшнего урока»?

Первичное восприятие текста:
Установочное задание: Внимательно послушайте одно из стихотворений Н.А.Некрасова. Попробуйте представить картины происходящего в этом стихотворении. Опишите более яркий эпизод (картину), возникший в вашем воображении.
Чтение учителем стихотворения «Тройка» наизусть.

Анализирующее наблюдение:
Словесное рисование: Опишите картины, которые возникли у вас при чтении стихотворения.
Беседа:
Как вы думаете, менялась ли интонация при чтении? В каком месте?
Почему стихотворение называется, например, не «Жизнь крестьянки»? В таком заголовке отразится ли полностью мысль автора?
Что символизирует тройка?
Запись в тетради:
Подберите цитаты описания внешности, которые употребляются в настоящем, в одну колонку, и цитаты, которые описывают героиню в будущем, в другую.
Окрасьте карандашами каждую цитату тем цветом, с которым она ассоциируется.

Настоящее
Будущее

«Вьётся алая лента игриво в волосах твоих, чёрных как ночь»
«Завязавши под мышки передник, перетянешь уродливо грудь»











Беседа:
1. Как изменяется образ крестьянки со временем?
2. В силах ли молодая крестьянка изменить ход судьбы, предначертанный её положением в обществе?
3. Почему начало и конец стихотворения поэт изобразил в настоящем времени, а середину стихотворения – в будущем?
4. Чем отличается рифма последнего четверостишия от остального стихотворения? Как она называется? Как вы думаете, для чего такой приём употребил Некрасов? Раскройте суть, основную мысль последнего четверостишия.

Первичное восприятие текста:
Установочное задание: Подумайте, какой интонацией проникнуто это стихотворение, как можно озаглавить его.
Чтение учителем стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» наизусть.

Анализирующее наблюдение:
Беседа: Как бы вы озаглавили стихотворение, чтобы в названии полно раскрывалась его основная мысль.
Запись в тетради: В одну колонку выпишите эпитеты, характеризующие крестьянку, а в другую цитаты-словосочетания её действий.


Крестьянка
Её действия

Многострадальная мать!
«Из сил выбивается»

Бедная баба
«Приподнимая косулю тяжёлую»











Беседа:
Какое чувство у вас возникает по отношению к героине? Докажи выписанными цитатами из тетради.
Какую роль в стихотворении играют многочисленные глаголы?
Почему крестьянку поэт показывает в период страды? Помогает ли такое описание места действия в раскрытии образа крестьянки и темы, которую хотел до нас донести Н.А.Некрасов? Страда – это напряжённая летняя работа в период косьбы жатвы и уборки хлеба.
Некрасов показывает «трудолюбивую», «многострадальную» крестьянку. Как вы думаете, почему в этом стихотворении нет крестьянина?
Назовите изобразительно-выразительное средство, благодаря которому поэт подчёркивает одиночество героини.
Для чего Некрасов использует слова «полосыньки», «косыньки», а не «полосы», «косы»?

Первичное восприятие текста:
Установочное задание: Закройте глаза и представьте себе, что вы сидите в кинотеатре и смотрите фильм.
Выразительное чтение учителем стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной»

Анализирующее наблюдение:
Беседа:
К какому бы жанру вы отнесли этот фильм, и как он должен был называться?
В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?
Запись в тетради:
В таблице запишите эпитеты, с помощью которых поэт описывает крестьянку в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной».
Попробуйте дать характеристику каждому эпитету, с помощью палитры цветов и зафиксировать это у себя в тетради.

Беседа:
1. Слышим ли мы здесь голос автора? Как он звучит: напрямую или нет?
2. Какую роль играет герой в стихотворении – активную или пассивную? Докажите. Для чего тогда он нужен был автору?
3. Какую стилистическую фигуру в последних двух четверостишиях использует Н.А.Некрасов? С какой целью?

Первичное восприятие текста:
Установочное задание:
Утро – это нечто красивое, поэтичное, прекрасное. В это время суток начинается зарождение нового: нового дня, новой жизни всего живого! Так, например, описано оно в стихотворении Сергея Есенина «С добрым утром!» (читает ученик, который заранее получил задание подготовить выразительное чтение стихотворения «С добрым утром!»).
Запись в тетради: Попробуйте придумать хотя бы по одной строчке, описывая утро, с использованием эпитетов и запишите.
Сейчас вы услышите стихотворение Н.А.Некрасова «Утро», которое несколько отличается от трёх предыдущих (читает ученик, который заранее получил задание подготовить выразительное чтение стихотворения «Утро»).

Анализирующее наблюдение:
Попробуйте определить настроение этих двух стихотворений. Оно схоже?
Какие краски вы бы использовали в стихотворении «С добрым утром!», и в стихотворении «Утро» Н.А.Некрасова?
Как вы думаете, почему оно называется именно так? Ведь речь идёт не о прекрасном и поэтичном.
Запись в тетради: выпишите героев стихотворения и их деятельность.

Герой
Его деятельность

Офицеры
Скачут за город: будет дуэль














Мы с вами говорили о том, что жизнь в деревне бедной крестьянки нелегка, порой даже невыносима. А каково жить в городе? Какая жизнь предстаёт перед нами? Кто являются её обитателями?
Обязательно ли автору нужно было называть свою героиню или можно определить, кто скрывается под этим «нас»? Кто она?
Для чего Н.А.Некрасов использует природу? Связывает ли она описание деревни и города? Чем?
Какое изобразительно-выразительное средство языка помогло автору усилить выражение его чувств, и воздействовать на читателя?

Концептуальное осмысление темы:
1. Каким предстаёт народ в лирике Н.А.Некрасова? Докажите это с использованием цитат, эпитетов.
2. Автор в стихотворениях темы о народе играет активную или пассивную роль? Объясни почему?
3. Какую бы вы придумали обложку к сборнику стихотворений Некрасова «Я лиру посвятил народу своему»?
Заголовок 115