Конспект урока литературы на тему Образ русской крестьянки (урок по творчеству Н. А. Некрасова) 5 класс 
Урок литературы в 5 классе по творчеству Н.А. Некрасова  « Есть женщины в русских селеньях…»
Тема:
«Есть женщины в русских селеньях…»
Образ русской крестьянки
(урок по творчеству Н.А. Некрасова)
Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:  расширение понятийной   базы  за счет включения в нее новых элементов.
Цели урока: 
Ι. Образовательные: создать условия для совершенствования навыка выразительного чтения, для развития умения устно и письменно выражать свои мысли; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли,   делать выводы; формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя;  развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи: 
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов: 
регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
обеспечить условия для формирования личностных УУД: 
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся. 
Методы:  проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). 
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос, синквейн.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Оборудование: компьютер, презентация,  портрет писателя, иллюстрации к произведению, каравай,  предметы быта: прялка, клюка, ухват,  домотканая дорожка, рушник, чугун, люлька, лавка, стол ,покрытый скатертью, макет русской печки.
Автор УМК:  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.
Эпиграф:                                                   Однако же речь о крестьянке
                                                                    Затеяли мы, чтоб сказать,
                                                                    Что тип величавой славянки
                                                                     Возможно  и ныне сыскать.
                                                                                              Н.А.Некрасов
Ход урока:
Самоопределение к деятельности (организационный  момент)
Вступительное слово учителя  (звучит спокойная мелодия)
Здравствуйте.  Садитесь удобнее, расслабьтесь. Представьте, что рядом с вами ваша мама, она гладит своей тёплой рукой  ваши волосы и шепчет нежно: «Успокойся, всё у тебя получится, всё будет хорошо». Я вижу на ваших  лицах успокоение, умиротворение, у всех прекрасное самочувствие, весёлое, творческое настроение.
Актуализация знаний учащихся 
Начать  наш  урок мне хочется строчками из стихотворения:
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста…
Где было суждено мне божий свет увидеть, 
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но , ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой, 
Во всей своей красе проходят предо мной…
Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальней
Мелькает меж ветвей, болезненно - печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде, 
Не предавалась ты несбыточной надежде-
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна, 
И всё, что вынести в тебе достало сил, 
Предсмертный шепот твой губителю простил!..
Ребята, это отрывок из стихотворения «Родина», написанного в 1846 году.  Думаю,  вы узнали поэта, так написавшего о своей судьбе.
Да, это Николай Алексеевич Некрасов ( 1821- 1878)
О каких знакомых местах говорит Н.А. Некрасов?
(родовое имение Грешнёво, среди живописной природы, близ реки Волги).
С каким чувством относился поэт к Волге?
(посвятил стихотворение «На Волге»,  в котором написал о своих воспоминаниях)
Проверка домашнего задания.
Какие строчки из стихотворения «На Волге» вам хотелось бы прочитать?
Выразительное чтение отрывков 
Что печалит поэта, что возмущает его?
( Некрасов говорит о безысходности труда бурлаков, о русских крестьянах, покорно терпящих  крепостное право ради  своего куска хлеба)  (коллективная оценка)
Постановка учебной задачи
Перед вами на столе лежит  каравай. Скажите, какие ассоциации у вас возникают при виде каравая, вдыхая  аромат свежего хлеба?
( золотистое поле, засеянное пшеницей, крестьянский труд, тёплые руки матери, выпекшие хлеб и т.д.)
Давайте попробуем сформулировать тему урока.
  (Образ русской крестьянки)
Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой? 
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке? (работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.)
Какие  качества нам помогут в достижении цели?
(внимательность, доброжелательное отношении друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.)
(Тему, цель, способы достижения цели, качества фиксируем на доске)
 
Открытие «нового» знания. Реализация темы урока
Звучит отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
                       Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский  мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам, 
Стонет он по тюрьмам , по острогам, 
 В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом, 
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке…
Слово учителя:  Тяжело было не только мужчинам, но и женщинам, которые ждали их дома. И разговор наш сегодня пойдёт именно о них, о русских крестьянках. Я вас приглашаю в русскую избу.
Подумайте,  какая роль отводилась женщине в семье.
Женщина – крестьянка
                    - труженица
                    - «утеха»
                     - хозяйка дома
                     - мать
Как писал Н.А. Некрасов:
Три тяжкие доли имела судьба, 
И первая доля с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба, 
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали – всё к счастью стремилась, 
Всё в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
(Чтение учителем  отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос»)
Какое впечатление оставляет у вас  этот отрывок?
Какие чувства  передаёт нам автор?
С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?
(царица, солнце, золото, жемчуг и т.д.) 
Работа в группах:
Найдите в тексте описание женщины:
1 группа -  Женщина – мать
 2 группа - Женщина - «утеха»
3 группа  - Женщина - хозяйка дома
Какие предметы быта вы отнесёте к своему образу крестьянки?
Какие слова и выражения употребляет Некрасов, описывая русскую женщину?
Чем восхищается поэт?
( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)
Какие сравнения, эпитеты помогают автору создать  портрет русской женщины? Приведите примеры.
Что хочет сказать поэт о русской  женщине строчками:
В ней ясно и крепко сознанье, 
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
(рассуждения  учащихся)
Физминутка 
Итог урока. Включение нового  знания в систему.
 Обратимся к эпиграфу  сегодняшнего урока.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Каков он, тип величавой славянки?
Какая из ролей женщины в семье, на ваш взгляд, самая важная, первостепенная?
Как говорил великий поэт:
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне не заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей, 
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца, 
Но в муках мы мать вспоминаем!
Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте  синквейн на тему  МАМА
 
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Работа в паре. Анализ иллюстраций. 
Рассмотрите иллюстрации художника и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал поэт. Аргументируйте свой ответ. 
Рефлексия 
Какой для вас была встреча с поэзией Н.А. Некрасова?
Какой этап урока показался самым трудным? Интересным? Полезным?
С каким настроением уходите с урока? Что запомнилось больше всего, и что мешало, было лишним?
Задание на дом
Выучите отрывок  «Есть женщины в русских селеньях…» наизусть.
Творческая работа « …тип величавой славянки возможно и ныне сыскать» (стихи, рисунок, сочинение и т.д.)