Исследовательская работа Творчество Николая Алексеевича Горохова


Филиал МОУ «СОШ п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области в с. Корнеевка»









Творчество Николая Горохова







Работу выполнил
учитель русского языка и литературы
Яркина Ольга Дмитриевна















Творчество Николая Горохова.

«Важность изучения своего села, города, края в процессе воспитания детей, недооценка, принижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы», - так писал Д.С.Лихачев. История родного края неразрывно связана с жизнью людей.
Именно они создают историю, вносят свой личный вклад в развитие общества. Много таких замечательных людей родила Саратовская земля. Я  хочу рассказать о жизни и творчестве одного из них - это Николай Алексеевич Горохов.
Николай Горохов родом с Волги, за плечами поэта немалый жизненный опыт: он учился в художественном училище, служил военным моряком на Северном флоте, работал художником в театре, кино. Автор поэтических книг «Иду с Волги», «Соловьиное иго», «Мета», «Чаша земная». Передо мной поэтический сборник «Соловьиное иго». Это своеобразный итог двадцатилетнего поэтического опыта, понимания и выражения мира. В самом названии сборника – противоречия художнической души, противоречия между поиском и стремлением выразить «найденное» Словом. Достоинством стихов этого сборника является многоплановость и многомерность. Там, где поэтические чувства и мысль поднимаются над описанием к воспеванию и постижению сути, бытовые детали «осыпаются», и звучит искренняя исповедь. Искренняя в своей простоте и самобытности, такая, как в стихотворении «Поют вдовы». В строчках стихотворения печаль незаданная необходимость, она плоть стиха, его душа:
печаль плывет над Волгой светлее всех молитв
я слушаю, и долго душа моя болит.
Тема вдовьего одиночества, неизбывности горя раскрывается на уровне рвущегося сердца, обостряющегося чувство вины и просветленности сопереживания:
Что стою я, отчизна, всей правдою своей
пред вдовьей укоризной сестер и матерей?
Пред их высокой болью, пред правдой их забот?
Пред темным русским полем, где вдовья грусть плывет.
А где-то совсем рядом трепещет и бьется уже сыновья вина («Не в долгу перед землей и небом», «На окраине дня золотого»). В строфах, посвященных матери, нет сентиментального раскаяния, но есть горечь несостоявшегося разговора, недосказанного раскаяния:
Я с дороги сойду и застыну.
Больно, больно в груди у меня
Неужели в запасе у сына
нет для матери светлого дня?
Острая тональность лирики Н. Горохова обусловлена пониманием противоречивой природы человека. Духовное раскрепощение личности - процесс сложный, содержащий не только торжество победы, но и горечи утрат и поражений. Вот отчего так часто автор «Соловьиного ига» обращается к сторонам человеческой души. Да и в нем самом есть то состояние, когда «сквозь радость слышится боль». Душа переболела и переплавилась в строгое, замкнутое признание того, что «не так-то просто музыка случилась, совсем не просто выжили слова».
Есть в книге образ, в котором видится ключ к ее поэтической тайне. Это образ Птицы. Птицы, спасенные в зимние холода, знающие язык страданий в «непевучую пору земли», верные отчему крову – все они становятся первоосновой слова. Есть птицы-символы, символы страха. Наконец, птицы – олицетворение певческой души. Образ птицы не рассыпается на мозаичные осколки, он развертывается как спираль: слушая пенье птиц, человек поднимает глаза к небу. Поэт в исповедальную пору обращается к звездной высоте.
Выходец с Волги, Николай Горохов через все свое творчество проносит песенный образ великой реки. Поэт, когда ему трудно, постоянно возвращается к ее истокам, и это потому, что жизнь свою он привык проверять Волгой, ее устойчивым постоянством:
Привет тебе,
Старинная река,
С таким,
Как клич,
Названьем вольным – Волга!
И вот тебе, река, моя рука:
Прости, что я не приезжал так долго
Своей родни мне не забыть крыльцо.
Как снится путь в края родные птице,
В нас,
В каждом,
Дремлет заповедь отцов:
Люби свой край, где довелось родиться
Николай Горохов не был участником Великой Отечественной войны, но на войне погиб его отец, в его памяти живы детские воспоминания о том тяжелом времени, рассказы домашних о тяготах войны. Поэт верен памяти тех, чьим трудом и мужеством была добыта Победа. Вот строчки из стихотворения
«В День Победы»:
Прилетят весной в деревню птицы.
Будет долго бить одна крылом.
Всякий раз, когда она садится, -
Странной дрожью пробирает дом.
Стонут, гнутся в доме половицы.
Мать к реке согбенная пройдет.
И глядит, глядит вослед ей птица
И кого-то в ней не узнает.
Полетит над новенькой конторой.
И над школой тень скользнет от крыл.
Но замрет над тропкой, по которой –
На войну отец мой уходил.
Стихи из сборника «Чаша земная» проникнуты любовью к саратовской земле, ее людям, ко всему доброму и возвышенному в человеческой жизни. В то же время они впитали в себя боль и тревогу нашего времени. Стихи трагичны и исполнены гражданского и духовного мужества. С сыновним гневом пишет поэт о варварском обращении с природой его родного заволжского края. Эта боль звучит в стихотворении «Плач по Натальинским лугам», на месте которых построена Балаковская АЭС.
Кому, скажите, это надо было?
Кому такое в голову взбрело,
Чтобы пришла вода
И затопила
Мое село?
Да только ли село?!
И нет с того души моей покоя.
Иль я не кровный волжского села?
Зачем же надругательство такое?
Какая жизнь здесь пела и цвела!
Мне жаль ее – водой слепой снесенной.
И страшно мне глядеть на это дно!
Ах, сколько их, талантливых,
веселых,
Российских сел – водой погребено
Творчество Николая Горохова многогранно. В своих стихах он размышляет, грустит и беспокоится за свою Родину. Но Россия всегда находила в себе силы и мужество побеждать. За вольнолюбивый дух, бунтарскую удаль поэт любит свою Россию. В стихах Николая Алексеевича Горохова гражданская мощь, идущая от Минина и Пожарского, мудрость Сергия Радонежского, русская красота Андрея Рублева. Стихотворения поэта учат нас любви и гордости за свое Отечество, за свою саратовскую землю- матушку.




15