Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в основную


ПРЕЁМСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ
Алексеева Г.В.
Учитель математики
КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»
Меняется общество, меняются дети. На развитие личности влияет множество факторов. Но, несмотря на разительные отличия, пятиклассники всех поколений испытывают трудности в процессе перехода из начального в среднее звено школы. Этот период является переломным, кризисным в жизни каждого ученика. И учителя, и ученики, и их родители подтвердят, что начало пятого класса один из сложных этапов школьной жизни. Возникает много проблем, и помочь справиться с ними задача каждого учителя, работающего в пятом классе.
Я работаю в санаторной школе-интернате для детей, нуждающихся в длительном лечении. Для нашего коллектива вопрос об организации условий для успешной адаптации учащихся пятого класса является весьма важным. Проблемы у пятиклассников, возникающие в период адаптации, вызваны многими причинами. Это:
• много разных учителей;
• непривычное расписание;
• много новых кабинетов;
• новые дети в классе;
• новый классный руководитель;
• возросший темп работы;
• возросший объем работ в классе и домашнего задания;
• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
• ослабление или отсутствие контроля;
• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей; 
• несамостоятельность в работе с текстами;
• низкий уровень развития речи;
• слабое развитие навыков самостоятельной работы;
• своеобразие подросткового возраста. 
Для исключения из этого списка некоторых пунктов, ещё в конце учебного года посещаю уроки математики в 4-х классах, чтобы присмотреться к своим будущим ученикам, беседую с их учителем, чтобы иметь представление об особенностях этого классного коллектива, его «плюсах» и «минусах».
В начале сентября  у нас традиционно проходит педагогический консилиум по проблеме преемственности между начальным и средним звеном «Адаптация пятиклассников в среднем звене». Задача этого педагогического консилиума – помочь каждому ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным в переломный момент школьной жизни.
 На этом консилиуме учитель, выпустивший 4-й класс, представляет подробный «портрет» своего класса. Главный врач школы-интерната знакомит с состоянием здоровья ребят, особенностями их заболеваний. Педагог-психолог дает рекомендациями по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года в условиях нашей школы, об особенностях поведения учащихся.
Из своей практики могу сделать выводы, что важными моментами адаптационного периода являются:
• Организационный момент;
• Обязательная проверка готовности к уроку;
 • проверка правильности оформления тетрадей, различных видов работ;
• проведение урока четко по звонку;
• соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;
 • поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа;
• сопровождение новых видов учебной деятельности четкими инструкциями;
В конечном итоге мы хотим, чтобы каждый пятиклассник был удовлетворен процессом обучения; легко справлялся с программой; умел самостоятельно выполнять учебные задания, прибегая к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Особенность уроков математики в период адаптации – это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников. Важно создать комфортные условия для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создать и сохранить ситуации успеха в познавательной деятельности.
В своей работе использую различные приемы активизации познавательной деятельности, которые при системном подходе дают эффективные результаты. Вот некоторые задания, которые пользуются «популярностью» у моих учащихся:
• взаимоопрос в парах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);
• взаимопроверка решений в парах на разных этапах урока;
• защита творческих заданий (типа «составь и реши задачу», выполни тематическое задание и пр.);
• дидактические игры-соревнования;
• «найди ошибку» - задания с готовым решением, в которых спрятана ошибка;
• «цветок исполнения желаний» - ребята загадывают желания, отрывают лепесток, на котором написано задание, выполняют его и верный ответ «приводит» к исполнению задуманного;
• «Математическое лото» - по парам собирают картинку, решая задания на карточках и сопоставляя ответы на картинках;
• «Дешифровщик» — по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр..Все вышеперечисленные приемы активизации, по возможности, сопровождаю транслированием презентаций, соответствующих возрасту учащихся. От использования наглядности как средства повышения эффективности урока происходит постепенный переход к формированию математических визуальных понятий.
Таким образом, эффективным способом успешной адаптации пятиклассников на уроках математики является современный творческий подход к проведению уроков.
Литература:
Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе из начальной школы в основную. - СПб.: «Паритет», 2003.-48 с.
Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9.
Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996.