«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»

«Спортивные и подвижные игры как основной компонент
повышения двигательной активности учащихся»

Здоровье нации – здоровье подрастающего поколения. С древних времён известен универсальный и абсолютно надёжный способ укрепления здоровья – обеспечение должного режима двигательной активности. Человек создан природой для физической активности, к ней прекрасно приспособлены все его органы и системы.
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает здоровье как важный фактор свободного развития личности человека. Известно, что выдающийся российский врач, анатом и педагог Лесгафт П.Ф. в своём труде « Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» обращал внимание на связь между умственной и физической двигательной деятельностью. Чередование интеллектуальных и физических усилий благотворно влияет на здоровье, вследствие чего повышается интенсивность умственной деятельности. Разнообразные формы занятий физической культурой способствуют укреплению здоровья учащихся, их гармоничному физическому развитию: улучшается жизнедеятельность всех органов и систем, работоспособность организма, совершенствуется осанка, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Принципы государственной политики в области образования провозглашают приоритет здоровья человека как один из компонентов свободного развития личности.
Целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Всестороннее развитие личности это овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, систематические занятия физическими упражнениями, знания в области физической культуры.
Достижение этой цели обеспечивается решением задач, направленных на:
Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
Развитие двигательных способностей;
Обучение жизненно важным умениям и навыкам;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств,
психических процессов и свойств личности;
Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Формирование здорового образа жизни.
Средства физического воспитания, как правило, применяются в комплексе: физические упражнения и природные факторы( солнце, воздух, вода).
Повышение двигательной активности школьников как средство укрепления здоровья.
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни учащихся являются проблемой нашего времени.
Один из важнейших факторов укрепления здоровья – активная двигательная деятельность. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Учёные научно-исследовательского института физической культуры пришли к выводу, что недельный двигательный объём должен быть следующим: дошкольники- 21-28 часов, школьники -14-21 час, студенты- 10- 14 часов при условии, что на мышечную работу затрачивается ориентировочно 250- 300 ккал в день. Согласно совместному приказу Министерства образования, Министерства здравоохранения, Госкомспорта и РАО от 16.07.2002 №2715/227/166/19 на всех ступенях школьного образования в течение недели должно проводиться не менее 3 уроков физкультуры. Опыт увеличения объёмов физкультурных занятий до 3-5 часов в неделю демонстрирует снижение острой заболеваемости в 3-4 раза, увеличение уровня физической подготовленности учащихся.
Для школьника состояние здоровья – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С учётом социальной сущности человека здоровье определяют и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». Максимальный диапазон приспособления человека может быть расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям.
Основной формой физического воспитания учащихся является учебная работа в школе, которая осуществляется на уроках физической культуры. Оздоровительное влияние уроков физической культуры необходимо рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм школьников. Во-вторых, обучение школьников для последующих самостоятельных занятий физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма подростка в двигательной деятельности.
Во внеклассной работе по физической культуре ставятся те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре и привычки к систематическим занятиям.
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. Ещё в древности великие философы – Платон, Сократ, Аристотель
· обратили внимание на уникальные возможности спортивных занятий и их роль в воспитании цельной, разносторонне развитой личности, в гармоничном сочетании духовного и физического совершенствования.
2 Укрепление здоровья, содействие физическому развитию школьника
Общественность России бьёт тревогу: почти на всей территории Российской Федерации отмечается отчётливая тенденция ухудшения состояния здоровья студентов и школьников. По данным Госкомсанэпиднадзора России, лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, у 40 –45% имеются морфофункциональные отклонения и 40 – 45 % школьников во время обучения приобретают хроническую патологию. Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объём двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность – гиподинамия всё больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но всё чаще и у младших школьников. Стремление полнее насытить мозг учащихся всё возрастающим объёмом информации, приводит к тому, что ученики вынуждены ежедневно дольше заниматься за письменным столом, больше количество времени проводить за компьютером и телевизионными передачами. Основным средством борьбы с учебной усталостью, кроме гигиенических требований, необходимо применение средств физической культуры.
Сложным периодом в развитии ребёнка является возраст 10-15 лет у мальчиков и 10-13 лет – у девочек. Это так называемый предпубертатный ( начало полового созревания) период. В поведении подростков преобладает возбуждение над торможением, чёткость двигательных реакций ухудшается.
Ещё более сложные изменения психики происходят в пубертатном возрасте: у мальчиков в 15 – 17 лет, у девочек – в 13 – 15 лет, когда они становятся психически неуравновешенными, проявляют негативизм, критическое отношение к действиям взрослых.
В эти периоды особенно необходима регулярная двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств.
В связи с этим возникает необходимость усиления внеклассной работы по физическому воспитанию как главного фактора здорового образа школьника. Необходимо увеличить количество занятий по физическому воспитанию не только на уроках, но и во внеурочное время через кружки и секции. Общими задачами этих занятий должны быть:
укрепление здоровья и закаливание организма;
всестороннее физическое развитие;
привитие учащимся устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
воспитание морально- волевых и поведенческих качеств;
стремление к высоким спортивным достижениям.
Для определения уровня развития физической подготовленности проводят тестирование. Которое проходит в два этапа (в начале и конце учебного года). Уровень физической подготовленности определяется по следующим показателям: бег 1000 м., прыжок в длину с места, подтягивание, поднимание туловища за 30 сек (см. приложение Таблица 1-4). На основе результатов тестирования можно сравнить подготовленность учащихся, осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением занимающихся, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков. Каждый школьник должен знать свой уровень физического развития и двигательной подготовленности, и в связи с этими параметрами прокладывать пути к систематическим занятиям физическими упражнениями, а главное привлечь занимающихся к занятиям спортом.
Для закрепления физических качеств и навыков, необходимых учащимся используется игровой метод, который придаёт занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, так как положительные эмоции – это важнейший фактор оздоровления детей. Именно в эти периоды жизни ребёнка закладывается база здоровья организма.
3. Подвижные игры для учащихся начальных классов.
Подвижные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека.
Ещё в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. Считали, что лучшее лекарство от всех недугов. Один из величайших медиков древности – римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. В настоящее время подвижные игры входят в школьную программу, они проводятся на уроках физкультуры, на переменах, в группах продлённого дня, во внеурочное время (кружках и секциях).
Подвижные игры – это наиболее доступное и эффективное средство воздействия на ученика при его активном участии. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому – особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед физическими упражнениями в том, что они всегда стимулируют двигательную активность, связаны с инициативой, фантазией детей и не надоедают им благодаря своему занимательному характеру. Самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, сообразительность, самообладание, умение сдерживать свои порывы, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют и умению быстро ориентироваться в окружающей действительности. Игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника и партнёра, способствуют умственному развитию детей. Подвижными играми можно заниматься не только на больших спортивных площадках, но и на любой ровной площадке, в небольшом помещении. Они не требуют дорогостоящего инвентаря, сложных правил, специальной тактической и технической подготовки.
Благодаря разнообразности подвижные игры привлекают всех детей независимо от возраста, способностей и подготовки, и являются подлинно массовым, общедоступным средством их физического и нравственного воспитания.
Младший школьный возраст – один из ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития и воспитания, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные морально-волевые и поведенческие качества. В это время происходит становление двигательных качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы. Их привлекают те упражнения, которые им интересны и понятны.
Игры в начальных классах занимают основное место. Ученики в этом возрасте хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Игры подбираются по принципу «от простого к сложному». Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками следует прерывать короткими перерывами. Где необходимо рассказывать о правах и обязанностях капитанов команд и судей, объясняются способы выбора водящих, правила подведения итогов игры.
По количественному составу подвижные игры различаются на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных играх каждый играющий намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменяет их. Коллективные подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на команды и игры с разделением на команды.
Ещё Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда в дальнейшем им не понадобятся доктора.




Приложения
Сводная таблица нормативных оценок уровней физической подготовленности учащихся 1-11 классов (6-17 лет)
Таблица № 1
Возраст
лет
Уровень подготовленности


мальчики
девочки


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Бег 1000 метров (минуты и секунды)

6
6,00 и ниже
6,01-8,00
8,01 и выше
6,10 и ниже
6,11-8,10
8,11 и выше

7
5,45 и ниже
5,45-7,45
7,46 и выше
6,00 и ниже
6,01-8,00
8,01 и выше

8
5,30 и ниже
5,31-7,30
7,31 и выше
5,50 и ниже
5,51-7,50
7,51 и выше

9
5,15 и ниже
5,16-7,15
7,16 и выше
5,40 и ниже
5,41-7,40
7,41 и выше

10
5,00 и ниже
5,01-7,00
7,01 и выше
5,30 и ниже
5,31-7,30
7,31 и выше

11
4,45 и ниже
4,46-6,45
6,46 и выше
5,20 и ниже
5,21-7,20
7,21 и выше

12
4,30 и ниже
4,31-6,30
6,31 и выше
5,10 и ниже
5,11-7,10
7,11 и выше

13
4,30 и ниже
4,31-6,30
6,31 и выше
5,10 и ниже
5,11-7,10
7,11 и выше

14
4,15 и ниже
4,16-6,15
6,16 и выше
5,00 и ниже
5,01-7,00
7,01 и выше

15
3,55 и ниже
3,56-5,55
5,56 и выше
4,40 и ниже
4,41-6,40
6,41 и выше

16
3,40 и ниже
3,41-5,40
5,41 и выше
4,30 и ниже
4,31-6,30
6,31 и выше

17
3,30 и ниже
3,31-5,30
5,31 и выше
4,20 и ниже
4,21-6,20
6,21 и выше










Таблица № 2
Возраст
лет
Уровень подготовленности


мальчики
девочки


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Челночный бег 10 раз по 5 метров (секунды)

6
19,5 и ниже
19,6-22,5
22,6 и выше
19,9 и ниже
20,0-23,9
24,0 и выше

7
19,2 и ниже
19,3-22,2
22,3 и выше
19,7 и ниже
19,8-23,7
23,8 и выше

8
18,9 и ниже
19,0-21,9
22,0 и выше
19,5 и ниже
19,6-23,5
23,6 и выше

9
18,6 и ниже
18,7-21,6
21,7 и выше
19,3 и ниже
19,4-23,3
23,4 и выше

10
18,3 и ниже
18,4-21,3
21,4 и выше
19,1 и ниже
19,2-23,1
23,2 и выше

11
18,0 и ниже
18,1-21,0
21,1 и выше
18,9 и ниже
19,0-22,9
23,0 и выше

12
17,7 и ниже
17,8-20,7
20,8 и выше
18,7 и ниже
18,8-22,7
22,8 и выше

13
17,4 и ниже
17,5-20,4
20,5 и выше
18,5 и ниже
18,6-22,5
22,6 и выше

14
17,1 и ниже
17,2-20,1
20,2 и выше
18,3 и ниже
18,4-22,3
22,4 и выше

15
16,8 и ниже
16,9-19,8
19,9 и выше
18,1 и ниже
18,2-22,1
22,2 и выше

16
16,5 и ниже
16,6-19,5
19,6 и выше
17,9 и ниже
18,0-21,9
22,0 и выше

17
16,2 и ниже
16,3-19,2
19,3 и выше
17,7 и ниже
17,8-21,7
21,8 и выше













Таблица № 3
Возраст
лет
Уровень подготовленности


мальчики
девочки


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Подтягивания: мальчики (кол-во раз). Вис: девочки (секунды)

6
3 и
выше
2
1 и
ниже
10 и
выше
2-9
1 и
ниже

7
4 и
выше
2-3
1 и
ниже
11 и
выше
3-10
2 и
ниже

8
5 и
выше
3-4
2 и
ниже
12 и
выше
4-11
3 и
ниже

9
6 и
выше
3-5
2 и
ниже
12 и
выше
4-11
3 и
ниже

10
7 и
выше
4-6
3 и
ниже
13 и
выше
5-12
4 и
ниже

11
8 и
выше
4-7
3 и
ниже
14 и
выше
6-13
5 и
ниже

12
9 и
выше
5-8
4 и
ниже
15 и
выше
7-14
6 и
ниже

13
10 и
выше
5-9
4 и
ниже
15 и
выше
7-14
6 и
ниже

14
11 и
выше
6-10
5 и
ниже
16 и
выше
8-15
7 и
ниже

15
12 и
выше
6-11
5 и
ниже
17 и
выше
9-16
8 и
ниже

16
12 и
выше
6-11
5 и
ниже
18 и
выше
10-17
9 и
ниже

17
12 и
выше
6-11
5 и
ниже
18 и
выше
10-17
9 и
ниже



Таблица №4
Возраст
лет
Уровень подготовленности


мальчики
девочки


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз за 30 секунд)

6
17 и
выше
7-16
6 и
ниже
12 и
выше
6-11
5 и
ниже

7
18 и
выше
8-17
7 и
ниже
13 и
выше
7-12
6 и
ниже

8
19 и
выше
9-18
8 и
ниже
14 и
выше
8-13
7 и
ниже

9
20 и
выше
10-19
9 и
ниже
14 и
выше
8-13
7 и
ниже

10
21 и
выше
11-20
10 и
ниже
15 и
выше
9-14
8 и
ниже

11
22 и
выше
12-21
11 и
ниже
16 и
выше
10-15
9 и
ниже

12
23 и
выше
13-22
12 и
ниже
17 и
выше
11-16
10 и
ниже

13
24 и
выше
14-23
13 и
ниже
17 и
выше
11-16
10 и
ниже

14
25 и
выше
15-24
14 и
ниже
18 и
выше
12-17
11 и
ниже

15
26 и
выше
16-25
15 и
ниже
19 и
выше
13-18
12 и
ниже

16
27 и
выше
17-26
16 и
ниже
20 и
выше
14-19
13 и
ниже

17
28 и
выше
18-27
17 и
ниже
20 и
выше
14-19
13 и
ниже


Возраст
лет
Уровень подготовленности


мальчики
девочки


высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий

Прыжок в длину с места (сантиметры)

6
130 и
выше
129-100
99 и
ниже
122 и
выше
121-92
91 и
ниже

7
140 и
выше
139-110
109 и
ниже
130 и
выше
129-100
99 и
ниже

8
150 и
выше
149-120
119 и
ниже
138 и
выше
137-108
107 и
ниже

9
160 и
выше
159-130
129 и
ниже
146 и
выше
145-116
115 и
ниже

10
170 и
выше
169-140
139 и
ниже
154 и
выше
153-124
123 и
ниже

11
180 и
выше
179-150
149 и
ниже
162 и
выше
161-132
131 и
ниже

12
190 и
выше
189-160
159 и
ниже
170 и
выше
169-140
139 и
ниже

13
200 и
выше
199-170
169 и
ниже
178 и
выше
177-148
147 и
ниже

14
210 и
выше
209-180
179 и
ниже
186 и
выше
185-156
155 и
ниже

15
220 и
выше
219-190
189 и
ниже
194 и
выше
193-164
163 и
ниже

16
230 и
выше
229-200
199 и
ниже
202 и
выше
201-172
171 и
ниже

17
240 и
выше
239-210
209 и
ниже
210 и
выше
209-180
179 и

Дневник самоконтроля
Таблица №5

Вид упражнения
Результаты


в10 лет
в11 лет
в12 лет
в13 лет
в14 лет

Челночный бег 10 раз по 5 метров (секунды)






Поднимание туловища
за 30 с (раз)






Бег на 1000 м, 2000 м (мин, с)






Прыжок в длину с места






Подтягивание







Таблица №6

Вид упражнения
Результаты (год, месяц, число)

На быстроту: бег на месте за 10 с
(кол-во шагов)


На силу: подтягивание из виса (мальчики), подтягивание из виса лежа (девочки)
(кол-во раз)


На выносливость: бег в течение 6 мин
(кол-во метров)







Таблица №7

Показатели
Месяц


дата
оценка

Сон

хороший с 21 – 22 до 7
часов

Аппетит

хороший

Самочувствие

удовлетворительное

Дыхание, одышка

частота дыхания 19, одышки нет

Желание заниматься

есть

Нагрузка и её переносимость

отличная

Нарушение режима

не было

Болевые ощущения

нет

Пульс уд/мин

70














Список литературы (основная)
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для школьников. – М.,2003.
Шиширин В.А. Дидактический материал для учителей физической культуры.9-й класс.-Саратов: «Лицей», 2003.
Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников. Физическая культура в начальных классах.- М., 2001.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.,2005.
Гуреев Н.В. Активный отдых. М., 2001.
Литвинов Е.Н., Погодаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Ура, физкультура! - М., 2006.
Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Ростов –н\Д., 2010.
Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов.- М.: Просвещение,2012.
Полиевский С.К., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. - М., 2004.
Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье.-М.,2001.
Спортивная жизнь России. 2002, №3
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М., 2014.
Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П., Захаров А.А., Кабачков В.А. Методическое руководство по тест – программе . М.,2014.
Физкультура в школе. 2015, № 7-10.
Физкультура в школе. 2014, № 5-7.
Физкультура и спорт. 2013, № 4
Матвеев А.П., Красников А.А., Лагутин А.Б. Физическая культура.- М.. Дрофа, 2003.
Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми.- М.: ООО «Издательство Астрель».2003.
Регламент ВФВ.М., Всероссийская федерация волейбола.2005.
Мондзолевский Г.Г. Щедрость игрока. М., Физкультура и спорт, 2004

















13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 315