Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности на занятиях внеурочной деятельности в начальной школе.
Районный семинар учителей начальных классов
Марксовского района Саратовской области
«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности
в начальных классах».
Подвижные игры
как один из способов повышения
двигательной активности на занятиях
внеурочной деятельности в начальной школе.
Учитель начальных классов
МОУ – СОШ п. им. Тельмана
Хмельникова Анжела Викторовна
Маркс
апрель 2014 год
Слайд 1,2 «Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который признаны изменить». М. А. Горький
Слайд 3 Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения учащихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеурочной деятельности в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Слайд 4 С 1 сентября 2011 года наша начальная школа перешла на ФГОС. На собрании родителям был предложен список занятий по внеурочной деятельности. Родители единогласно выбрали спортивно-оздоровительное направление «Подвижные игры».
Я работаю в школе 20 лет и почти все эти годы веду уроки физкультуры, поэтому определилась сразу и выбрала «Подвижные игры». Веду «Подвижные игры» во всех трёх классах. Иногда приходится соединять 1 и 2 классы, но чаще 2 и 3 классы, потому что классы маленькие, бывает, что нет подвоза из-за погодных условий. В начальных классах нашей школы мальчиков гораздо больше, чем девочек. Мальчишки очень спортивные, им нравится посещать «Подвижные игры». Мне самой приятно работать с детьми в таком направлении. Это отличный способ формирования установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативной компетентности младших школьников. Занятия дарят заряд бодрости и не оставляют равнодушным ни одного ребёнка.
По наблюдениям учителей и отзывам родителей можно сказать, что детям нравится посещать занятия внеурочной деятельности, потому что это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности.
Слайд 5 Цель занятий:
- удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Слайд 6 Основными задачами являются
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие коммуникативных умений;
развитие природных задатков и способностей детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Слайд 7 При этом происходит формирование УУД:
Личностных:
мотивационная основа на занятиях подвижных игр;
учебно-познавательный интерес к занятиям подвижных игр.
Регулятивных:
умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности);
планировать свои действия при игре;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать оценку учителя;
оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательных:
осуществлять анализ выполненных действий при игре;
активно включаться в процесс выполнения заданий;
выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Коммуникативных:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Слайд 8 Ожидаемые результаты:
У выпускника начальной школы должна быть выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.
Сформировано начальное представление о культуре движении.
Младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Умение работать в коллективе.
Снижение заболеваемости школьников.
Снижение психоэмоциональных расстройств.
Слайд 9 Формы и режим занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность - 45 минут, проводятся 1 раз в неделю. Все занятия проходят интересно, не бывает скучно, поэтому время летит незаметно.
Слайд 10 Содержание занятий
Вводная часть занятия. Организация детей, разогревание, совершенствование в различных построениях. Игры направлены на развитие внимания, быстроты реакции, ориентировки. Они не должны быть продолжительными («У ребят порядок строгий», «Быстро по местам»).
Основная часть занятия. Самые различные задачи воспитательного и образовательного характера, в том числе и на совершенствование двигательных умений и навыков. В процессе игр дети учатся выполнять определённый алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы («Шишки, жёлуди орехи», «Кот и мышь», «Третий лишний»).
Заключительная часть занятий. Снижение нагрузки, организованное окончание занятия с сохранением у
учащихся приятного впечатления об уроке. Подготовка к последующим
занятиям («Море волнуется», «Отгадай, чей голосок»).
При проведении занятий можно выделить два направления:
- оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
- повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоест одна игра, всегда на выбор есть ещё множество других. Детям нравятся считалки при выборе водящего, речёвки к подвижным играм. Игровые ситуации увлекают ребят, а зачины и диалоги способствуют перевоплощению. Они сохраняют свою художественную прелесть и неповторимый игровой фольклор.
Хочу познакомить вас с наиболее полюбившимися моим воспитанникам и мне играми.
Слайд 11ИГРА "Вышибалы"
Перед началом игры дети делятся на две команды: игроков и вышибал. Игроки встают в центре площадки, а вышибалы, поделившись на две группы, - с двух сторон от игроков. Вышибалы, перекидываясь мячом, стараются попасть им в игроков - вышибить. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки покинут площадку, команды меняются ролями.
Слайд 12 ИГРА «Хитрая лиса»
Перед началом игры выбирается площадка, на которой проводится линия, определяющая домик лисы. После этого дети становятся по кругу и закрывают глаза, а учитель, обходя детей, незаметно дотрагивается до плеча ребёнка и он превращается в «хитрую лису». После этого педагог предлагает всем участникам задать вопрос: «Хитрая лиса – где ты?» При этом все дети должны внимательно следить за выражением лица друг друга, в надежде узнать «хитрую лису». Лиса, не при каких условиях не должна выдать себя. После того, как вопрос прозвучал трижды, лиса поднимает руку вверх и отвечает: «Я здесь!» и начинает ловить всех детей стоявших в кругу. Дети в этот момент, должны очень быстро разбежаться по разным сторонам площадки. После того, как лиса успешно поймает 3-4 детей и отведёт в свой дом (за проведённую черту), игра останавливается. Дети повторно встают в круг, а учитель заново выбирает «хитрую лису». Игру можно усложнить, выбирая одновременно нескольких «хитрых лис».
Слайд 13 ИГРА «Пожарные на учении»
Играющие дети делятся на 2 отряда по 5 – 6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4 – 5 м. Это – пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик.
По сигналу учителя дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Учитель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т.д. В конце игры учитель отмечает более ловких пожарных, которые уже быстро лазают по лестнице.
Слайд 14 ИГРА «Воробьи и вороны» («День и ночь»).
Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5 — 2 м посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 м за линией находится ее Дом. Одна команда — «Воробьи», другая — «Вороны». Если ведущий произносит слово «воробьи», команда с этим названием убегает в свой дом, а другая ее догоняет. При слове «вороны» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз.
Слайд 15 ИГРА
«Пустое место»
В этой игре должны участвовать не менее 10 человек.
Путем жеребьевки выбирается ведущий, остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки.
Ведущий несколько раз медленно обходит круг с внешней стороны. Потом неожиданно хлопает кого-нибудь из участников по плечу и мигом бежит вперед. Тот игрок, которого выбрал ведущий, отцепляется от соседей и старается быстрее обежать круг навстречу водящему.
Важно первым занять пустое место. В круге остается игрок, занявший пустое место первым и успевший взяться за руки с соседями. Опоздавший становится водящим.
Слайд 16 Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод:
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, формирование учебной мотивации;
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Слайд 17 Используемые источники:
Антонова Ю.А. «Лучшие спортивные игры для детей и родителей». М. «Рипол
Классик» 2006 год;
- Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 2011.
- Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 2010.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» № 2 2011 год
Интернет – ресурсы
http://vashechudo.ru/
http://shastovskaya-school.sov-link.ru/http://www.prodlenka.org/http://www.ymbaby.ru/http://games.kolossale.ru/