Рабочая программа Внеурочной деятельности Новое поколение
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 г. протокол № 1
Председатель _____ В. М. Мартынова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
(социальное направление)
Уровень образования основное общее образование 5 класс
Количество часов 68
Учитель: Савина Елена Михайловна
на 2015 – 2016 учебный год
Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 28 августа 2015 г. протокол № 1
Председатель ______ Мартынова В. М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальное направление
Название программы НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Возраст обучающихся 5 класс
Учитель: Савина Елена Михайловна
Содержание
Паспорт программы
Пояснительная записка
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Календарно-тематический план
Учебно-методическое обеспечение программы
Паспорт программы
Тип программы: программа внеурочной деятельности
Статус программы: рабочая программа для 5 класса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие личностно-патриотических качеств;
для педагогических работников МБОУ СОШ № 13 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ СОШ № 13 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 классов МБОУ СОШ № 13
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 68 часов (с учетом занятий в каникулярное время)
Форма обучения: очная
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: выставки рисунков, творческих работ, проектов.
Нормативно - правовая и документальная основа:
• Закон Российской Федерации « Об образовании» (в действующей редакции);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования");
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Основа основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 13;
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Рекомендации по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО (письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17057/11-14);Нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Пояснительная записка
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. От эффективности системы воспитания зависит состояние общественного сознания и общественной жизни.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, диспутов, конференций, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Цели, задачи внеурочной деятельности, принципы программы
Цель воспитательной системы – формирование гуманистической направленности личности, имеющей активную гражданскую позицию, готовой к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
В соответствии с поставленной целью воспитательная система решает задачи:
создание условий для самоопределения и самореализации;
формирование личности, ориентированной на культурные ценности;
воспитание качеств, присущих:
- гражданину: чувство долга перед страной, чувство национальной гордости, уважение к символике государства и законам, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к языку, культуре и традициям, общественная активность, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
- работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
- семьянину: трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права, знание психологии и этики, умение воспитывать собственных детей, уважение к родителям, старикам.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Цели внеурочной деятельности
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Задачи внеурочной деятельности
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся, в тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении
общих проблем.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Основные принципы программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным
ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного
действия
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие задачи:
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении
общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.Воспитание нравственных чувств и этического сознания:- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими
и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к
старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Общая характеристика программы «Новое поколение»
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Цель данной программы:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией; формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основная задача программы
Помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативной
компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и
оценивать отношения в социуме;
становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
Данное направление реализуется на классных часах программами реализации концепции воспитания «Мой выбор», «Твоё здоровье», «Социализация и воспитание», а также через программу внеурочной занятости «Новое поколение».
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов, КТД (коллективно-творческие дела).
Задачи данной программы:
расширять знания о человеке (человек - часть социума, человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям);
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
формировать потребности активно участвовать в социальной жизни класса, школы, города, страны;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;
научить учащихся действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей;
сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом;
знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности;
развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения;
развивать внутреннюю убежденность в востребовании учащегося обществом;
развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;
формировать основы морали – осознанной обучающимися определённого поведения, принятого в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у школьников позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.Место программы в учебном плане
Программа адресована учащимся 5 класса и рассчитана на 68 часов в год. Периодичность занятий – 2 часа в неделю. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлена на решение спланированных педагогических задач.
Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную помочь учащемуся проявить себя как личность.
Программа воспитательной работы «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
дают минимальный опыт предметной деятельности;
многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
формируются средствами содержания образования;
позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
социальные проекты.
коллективные творческие дела;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
интеллектуальные игры: ролевые, ситуационные.
групповые дискуссии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях;
тренинги общения;
групповая проблемная работа;
интеллектуальные игры: ролевые, ситуационные;
традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
умение извлекать информацию из различных источников;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми;
способен к обучению;
умею управлять своими эмоциями;
веду здоровый образ жизни;
обладаю гражданской позицией;
чувствую сопричастность в судьбе страны;
испытываю гордость за свою страну;
умею самостоятельно строить свою жизнь.
Планируемые результаты:
Изменения в модели поведения школьника
Изменение объёма знаний, расширение кругозора;
Изменения в мотивационной и рефлексивной деятельности школьника.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня (приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом);
Результаты третьего уровня (приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия).
На первом уровне учащийся имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
На втором уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На третьем уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми
Формы реализации программы
- начать работу над оформлением классного уголка;
- проведение классных часов о символике РФ и гимназии, кодексе чести
школьника, Уставе школы;
- подготовка и участие в классных концертах для родителей и школьных
мероприятиях в Новогодних праздниках;
- поздравление ветеранов педагогического труда с государственными и
профессиональными праздниками;
- организация работы с подшефным классом;
- беседа «Учись учиться: где же взять время?»; беседа «Защити себя сам»
(правила безопасного поведения дома и в общественных местах), классный час
«Они сражались за Родину», посвящённый Дню Победы;
- организация и проведение классных праздников, посвященных 8 Марта и 23
Февраля;
- участие в субботниках и гимназических благотворительных акциях; в сборе
макулатуры;
- индивидуальная работа с родителями обучающихся.
Цели работы с классом
Главной целью работы с классом является формирование гуманистически направленной личности, имеющей активную жизненную позицию, готовой к решению жизненных и учебных проблем, способной к активной творческой деятельности в социуме.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся, активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также подготовленную к жизни в постоянно изменяющихся условиях жизни и способной на социально значимую деятельность.Задачи работы с классом
Формирование гуманистически направленной личности, ориентированной на культурные ценности.
Создание условий для самоопределения и самореализации каждого ребенка.
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся при их тесном взаимодействии с социумом.
Включение учащихся в разностороннюю учебную деятельность.
Реализация основных программ внеурочной деятельности по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование отношения к базовым ценностям: труду, Родине, семье, человеку, природе, знаниям, миру.
Сроки реализации программы
Учебный год- 2015-2016
Ожидаемые результаты
Активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
Формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
Повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Содержание обучения
№ п/п Мероприятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся
аудвнеауд1 Символы государства 1 3 Просмотр фильма и презентации.
Экскурсия по школе. Оформление классного уголка. Посещение городского музея
2 Я – частица класса 1 Дискусия3 Загадки осени 2 Экскурсия в городской парк «Загадки осени»
4 Улицы и движение в нашем городе 1 Беседа по плану занятий ПДД
5 Ежели вы вежливы…
1 Викторина
6 О красоте души и сердца 2 Поход в театр
7 Люди пожилые, сердцем молодые
2 Коллективное творческое дело –
помощь ветеранам и пожилым людям «Юные тимуровцы»
8 В защиту Матери-Земли
1 Устный журнал (оформление альбома)
9 Дорожные знаки и дополнительные средства информации 1 Беседа по плану занятий ПДД
10 Мои первые успехи в 5 классе 1 Творческая выставка. Беседа о правилах ТБ
11 Форт Байярд 1 Интеллектуальный марафон
12 О матери можно говорить бесконечно 1 1 Коллективное творческое дело
13 Правила пользования транспортом 1 Беседа по плану занятий ПДД
14 Здоровье – бесценное богатство
1 Устный журнал, викторина
15 Основные понятия и термины ПДД 1 Беседа по плану занятий ПДД
16 Конституция – основной закон гражданина
1 2 Коллективное творческое дело
17 Мастерская Деда Мороза 1 Коллективное творческое дело
18 Новый год у ворот!
3 Праздник
19 Знай и люби свой край 3 Экскурсия в краеведческий музей
20 Влияние компьютера на наше здоровье
1 Устный журнал, викторина
21 Дружба начинается с улыбки 1 Тренинг общения
22 Элементы улиц и дорог 1 Беседа по плану занятий ПДД
23 Как уберечься от гриппа? 1 Беседа с участием школьного медика
24 День Святого Валентина 1 Конкурс поделок «Валентинки своими руками»
25 Аты-баты! Стань солдатом! 1 Праздник
26 От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге 1 Беседа по плану занятий ПДД
27 Мисс Весна 3 Праздник. Поход на природу
28 Русские традиции 1 Коллективное творческое дело
29 Операция «Уют»
«На железной дороге» 1 1 Трудовой десант (субботник). Беседа по плану занятий ПДД
30 Мир вокруг нас 3 Краеведческая поездка
31 В школе ты гость и хозяин
1 Устный журнал, викторина
32 Формула здоровья 3 Викторина
33 Мы живем среди людей 1 Дискуссия, тренинг, общение
34 Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах)
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души 1 1 Трудовой десант (субботник). Беседа по плану занятий ПДД
35 Военно-историческая викторина
1 1 Военно-историческая викторина. Экскурсия в библиотеку
36 Поклонимся великим тем годам
2 Урок мужества. Экскурсия в музей
37 Без друзей меня чуть-чуть… 1 Дискуссия, тренинг, общения
38 Времена года 1 Интеллектуальная игра
39 Езда на велосипеде 1 Беседа по плану занятий ПДД
40 Вот и стали мы на год взрослей! 1 1 Праздник
41 Бережное отношение к книге 1 Ремонт учебников и подготовка их к сдаче в библиотеку
42 Краснодарский край – моя малая родина 3 Краеведческая поездка на природу
Итого: 32 36
Календарно-тематический план программы «Новое поколение»
№ п/п Направление воспитательной работы Мероприятие Форма проведения Дата проведения
план факт
1 Гражданско-патриотическое воспитание Символы государства
Устный журнал 2 Формирование коммуникативной культуры Я – частица класса Дискуссия 3 Экологическое воспитание Загадки осени
Экскурсия 4 Правовое воспитание и культура безопасности Улицы и движение в нашем городе Беседа по плану занятий ПДД 5 Нравственное и духовное воспитание Ежели вы вежливы…
Викторина 6 Нравственное и духовное воспитание О красоте души и сердца Социальный проект. Поздравление ветерана 7 Нравственное и духовное воспитание Люди пожилые, сердцем молодые
Коллективное творческое дело 8 Экологическое воспитание В защиту Матери-Земли
Устный журнал 9 Правовое воспитание и культура безопасности Дорожные знаки и дополнительные средства информации Беседа по плану занятий ПДД 10 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Здоровьесберегающее воспитание Мои первые успехи в 5 классе Творческая выставка
Беседа о правилах ТБ 11 Интеллектуальное воспитание
Экологическое воспитание Форт Байярд Интеллектуальный марафон 12 Нравственное и духовное воспитание О матери можно говорить бесконечно
Коллективное творческое дело 13 Правовое воспитание и культура безопасности Правила пользования транспортом Беседа по плану занятий ПДД 14 Здоровьесберегающее воспитание Здоровье – бесценное богатство
Устный журнал, викторина 15 Правовое воспитание и культура безопасности Основные понятия и термины ПДД Беседа по плану занятий ПДД 16 Гражданско-патриотическое воспитание Конституция – основной закон гражданина Коллективное творческое дело 17 Культуротворческое и эстетическое воспитание Мастерская Деда Мороза Коллективное творческое дело 18 Культуротворческое и эстетическое воспитание Новый год ворот!
Праздник 19 Интеллектуальное воспитание
Экологическое воспитание Знай и люби свой край Экскурсия в краеведческий музей 20 Здоровьесберегающее воспитание Влияние компьютера на наше здоровье
Устный журнал, викторина 21 Формирование коммуникативной культуры Дружба начинается с улыбки Тренинг общения 22 Правовое воспитание и культура безопасности Элементы улиц и дорог Беседа по плану занятий ПДД 23 Здоровьесберегающее воспитание Как уберечься от гриппа? Беседа с участием школьного медика 24 Культуротворческое и эстетическое воспитание День Святого Валентина Конкурс поделок «Валентинки своими руками» 25 Гражданско-патриотическое воспитание
Формирование коммуникативной культуры Аты-баты! Стань солдатом! Праздник 26 Правовое воспитание и культура безопасности От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге Беседа по плану занятий ПДД 27 Культуротворческое и эстетическое воспитание
Формирование коммуникативной культуры Мисс Весна Праздник 28 Культуротворческое и эстетическое воспитание
Формирование коммуникативной культуры Русские традиции Коллективное творческое дело 29 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Правовое воспитание и культура безопасности Операция «Уют»
«На железной дороге» Трудовой десант
Беседа по плану занятий ПДД 30 Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание Мир вокруг нас Краеведческая поездка 31 Социокультурное и медиокультурноеВ школе ты гость и хозяин
Устный журнал, викторина 32 Здоровьесберегающее воспитание Формула здоровья Викторина 33 Формирование коммуникативной культуры Мы живем среди людей Дискуссия, тренинг общения
34 Правовое воспитание и культура безопасности
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах)
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души Беседа по плану занятий ПДД
Трудовой десант 35 Гражданско-патриотическое воспитание Военно-историческая викторина
Военно-историческая викторина 36 Гражданско-патриотическое воспитание Поклонимся великим тем годам
Урок мужества 37 Нравственное и духовное воспитание Без друзей меня чуть-чуть… Дискуссия, тренинг общения
38 Интеллектуальное воспитание
Формирование коммуникативной культуры Времена года Интеллектуальная игра 38 Правовое воспитание и культура безопасности Езда на велосипеде Беседа по плану занятий ПДД 39 Формирование коммуникативной культуры Вот и стали мы на год взрослей! Праздник 40 Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание Краснодарский край – моя малая родина Краеведческая поездка Тематическое планирование
№
п/п Тема аудиторного и внеаудиторного занятия Форма организации внеурочной деятельности Количество часов
аудиторные внеаудиторные
теория практика 1 Символы государства
Просмотр фильма и презентации.
Экскурсия по школе.
Оформление классного уголка. Посещение городского музея. 1 3
2 Я – частица класса Дискуссия 1 3 Загадки осени
Экскурсия 2
4 Улицы и движение в нашем городе Беседа по плану занятий ПДД 1 5 Ежели вы вежливы…
Викторина 1 6 О красоте души и сердца Поход в театр Социальный проект. Поздравление ветерана 2
7 Люди пожилые, сердцем молодые
Коллективное творческое дело - помощь ветеранам и пожилым людям «Юные тимуровцы» 2
8 В защиту Матери-Земли
Устный журнал (оформление альбома) 1 9 Дорожные знаки и дополнительные средства информации Беседа по плану занятий ПДД 1 10 Мои первые успехи в 5 классе Творческая выставка, викторина. Беседа о правилах ТБ 1 11 Форт Байярд Интеллектуальный марафон 1 12 О матери можно говорить бесконечно
Коллективное творческое дело (изготовление поздравительной открытки и подарков)
Поздравление мам в микрорайоне 1 1
13 Правила пользования транспортом Беседа по плану занятий ПДД 1 14 Здоровье – бесценное богатство Устный журнал, викторина 1 15 Основные понятия и термины ПДД Беседа по плану занятий ПДД 1 16 Конституция – основной закон гражданина Коллективное творческое дело (оформление стенда) 1 17 Что мы знаем о конституции и законе № 1539? Посещение библиотеки.
Соблюдение закона № 1539. 2
18 Мастерская Деда Мороза Коллективное творческое дело (изготовление поделок) 1 19 Новый год ворот!
Праздник 3
20 Знай и люби свой край Экскурсия в краеведческий музей 1 3
21 Влияние компьютера на наше здоровье
Устный журнал, викторина 1 22 Дружба начинается с улыбки Тренинг общения 1 23 Элементы улиц и дорог Беседа по плану занятий ПДД 1 24 Как уберечься от гриппа? Беседа с участием школьного медика 1 25 День Святого Валентина Конкурс поделок «Валентинки своими руками» 1 26 Аты-баты! Стань солдатом! Праздник 1 27 От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге Беседа по плану занятий ПДД 1 28 Мисс Весна Праздник 3
29 Русские традиции Коллективное творческое дело 1 30 Операция «Уют»
«На железной дороге» Трудовой десант. Беседа по плану занятий ПДД 1 1
31 Мир вокруг нас Краеведческая поездка 3
32 В школе ты гость и хозяин
Устный журнал, викторина 1 33 Формула здоровья Викторина 3
34 Мы живем среди людей Дискуссия, тренинг общения
1 35 Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах)
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души
Беседа по плану занятий ПДД
Трудовой десант 1 1
36 Военно-историческая викторина
Военно-историческая викторина 1
37 Поклонимся великим тем годам
Урок мужества 1 2
38 Без друзей меня чуть-чуть… Дискуссия, тренинг общения
1 39 Времена года Интеллектуальная игра 1 40 Езда на велосипеде Беседа по плану занятий ПДД 1 41 Вот и стали мы на год взрослей! Праздник 1
42 Бережное отношение к книге Ремонт учебников и подготовка их к сдаче в библиотеку 1 43 Краснодарский край – моя малая родина Краеведческая поездка 3
Итого: 16 16 36
Описание материально – технического обеспечения программы
Печатные пособия:
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ruhttp://ped-kopilka.ru
http://www.uchportal.ruhttp://standart.edu.ruVideouroki.net
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения классных руководителей МБОУ СОШ № 13
От__ августа 2015 года № 1
_________ А. В. Тимофеева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
___________ Т. В. Маруха_____ августа 2015 года
Диагностика учащихся
(приложение)
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.
3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. ЛускановойТебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
не очень
не нравятся
нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
1. Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги,
благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на занятиях.