Конспект классного часа Сон, этот волшебник сон


Тематический классный час-игра
"Сон, этот волшебник сон"
(Культура сна)
Класс – 3
Четверть – IV
Месяц – апрель
Число - 17
Форма проведения – классный час – игра.
Тема - "Сон, этот волшебник сон" (Культура сна).
Цель - научить детей бережно относится к своему здоровью и сну, условиям их функционирования, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
Жизненно - практическая задача – формирование способов саморегулирования собственного здоровья и сна;
Воспитательная задача – воспитание бережного отношения к своему сну как к компоненту здоровья человека.
Организационно – педагогическая задача – создание условий для формирования ценностного отношения школьников к здоровью и сну.
Предварительная работа – знакомство учащихся с основными признаками недосыпания и их последствиями.
Оборудование - выражения о сне (Приложение 1), разрезанные пословицы о сне (Приложение 2), карточки со стихотворением Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!» (Приложение 3), ручки, листки для синквейна, компьютер, колонки (Колыбельные песни, Приложение 4), листки.
План
Тематический классный час-игра
"Сон, этот волшебник сон"
(Культура сна)
Этап Содержание воспитательного воздействия Приемы воздействия Необходимые средства Планируемый результат
Организационный Учитель приветствует участников игры. Зачитывает стихотворение Ю. Мориц «Сон».
На дворе темным-темно,
Я лежу, смотрю кино:
Сон присел на табуретку,
Вышивает птичью клетку,
В клетке пляшет крокодил!..
Как он в клетку угодил?
Вот проснемся –
Разберемся! Художественное слово, эмоциональное воздействие. - Выработка готовности учащихся к проведению классного часа-путешествия.
Мотивационно-целевой - Как вы думаете, чему будет посвящена сегодняшняя наша игра?
- Игра будет о сне.
- Сон, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Чтобы он был полноценным, нужно соблюдать гигиену сна. Признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание. Не выспавшийся школьник хуже соображает на уроках, делает больше ошибок, а значит, чаще испытывает стрессовые состояния.
- Последствия недосыпания могут быть временными и длительными.
Временные последствия:
Сонливость
Резкие перепады настроения (плохое настроение)
Ослабление кратковременной памяти
Снижение творческого потенциала, работоспособности
Рассеянность
Длительные последствия:
Ожирение
Преждевременное старение
Истощение сил
Повышение восприимчивости к инфекциям, увеличение риска развития диабета, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний,
Хроническое ухудшение памяти
- Чтобы избежать негативные последствия недосыпания, нарушения сна, чтобы утром встать бодрым и полным сил, мы будем в игре говорить о культуре сна. Слово учителя, беседа. - Мотивация учащихся на деятельно, совместное учителем и учащимися формулирование задач деятельности.
Деятельностный - Итак, игра "Сон, этот волшебник сон". Ребята, подумайте о значении сна для вас, что такое для вас сон и выразите это в синквейне.
1 Задание. Составить синквейн на понятие «сон».
-  Синквейн пишется по определенным правилам.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
- Ребята, сейчас у вас будет возможность проявить свои знания по теме игры, 2 Задание. "Веришь ли ты, что…?" 
- утро вечера мудренее? (да)
- пожилые люди спят меньше молодых? (да)
- всем людям нужно спать 8 часов, чтобы выспаться? (нет)
- индивидуальная потребность в сне бывает очень разной? (да)
- снотворное обеспечивает полноценный сон? (нет)
- главный признак недостаточности сна - состояние усталости в течение дня? (да)
- некоторые люди считают сон пустой тратой времени? (да)
- некоторые люди готовы отдать все, чтобы как следует выспаться, однако ночами они ворочаются с боку на бок, не сомкнув глаз до утра? (да)
- с возрастом характер и продолжительность сна меняются? (да)
- сон - это сложный процесс, который контролируется мозгом и подчиняется суточным биоритмам? (да)
 - достаточный сон необходим для физического и психического здоровья? (да)
 - новорожденные спят вдвое больше взрослых? (да)
- азиаты ложатся позже, а просыпаются раньше, чем большинство американцев и европейцев? (да)
- меньше всех спят японцы? (да)
- среди австралийцев больше всего тех, кто ложится спать до 10 вечера? (да)
- самый полезный сон до 12 ночи? (да)
- нарушения сна могут быть связаны с беспокойством, стрессом, болезнью? (да)
- физическая активность незадолго до сна может затруднить процесс засыпания? (да)
- признаки недосыпания нередко дают знать о себе во время школьных занятий: у ребенка снижается успеваемость, повышается возбудимость, ухудшается внимание? (да)
- некоторые дети не желают ложиться спать, делают, что угодно, лишь бы не идти в постель? (да)
- время перед отходом ко сну нужно проводить как можно более спокойно? (да)
-  качество сна зависит от всего образа жизни, в том числе от регулярных физических упражнений в правильное время суток? (да)
- одинаково плохо и наедаться на ночь, и ложиться спать на голодный желудок? (да)
- важно не только как мы готовимся ко сну, но и в каких условиях спим? (да)
- дремота - первая стадия сна - важная его часть? (да)
- вечером лучше воздержаться от кофе, крепкого чая, какао? (да)
- сон для нас - это насущная потребность, которой нельзя пренебрегать? (да)
- тем, кто привык лежа в постели есть, что-то изучать, смотреть телевизор или играть в видеоигры, бывает труднее заснуть? (да)
- для детей полноценный ночной сон ничуть не менее важен, чем для взрослых? (да)
– человек спит треть своей жизни? (да)
3 Задание. Пословицы и выражения о сне.
Объясните выражения о сне. Сон есть дивное таинство природы, обновляющее все силы человека, телесные и духовные (А.П. Чехов).
Крепкий сон - одно из величайших благ и наслаждений (П.И. Чайковский).
Сон - бальзам природы (Шекспир).
Усталость - лучшая подушка (В. Франклин).
Бессонные ночи сокращают дни (Ф. Бекон).
Слишком продолжительный сон отягчает и обедняет умы (О. Бальзак).
Соедините начало пословицы с окончанием.
Кто встал до дня, тот здоров.
Сон дороже лекарства.
 Сном болезни проходят.
Самое сладкое на свете - сон (Карел.).
 Без сна не проживешь (Карел.).
 Поешь - сыт наполовину; поспишь - сыт вполне (Швед.)
 Еда - пища тела, сон - пища бодрости (Чеч.-ингуш.).
 Сон любого сломит (Осет.).
4 Задание. " Это - да! Это - нет!"
По очереди выразительно прочитайте стихотворение, соединив в правильной последовательности его части.
Ю. Мориц
Это - да! Это - нет!
1. На эту кушетку,
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту,
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями
Валяется кот, -
Ложитесь и спите,
Пожалуйста, сами! -
Сказал я за ужином
Папе и маме,
Двум бабушкам сразу -
И папиной маме,
И с ней за компанию
Маминой маме.
2. Не надо, - сказал я, -
Подушку взбивать,
А также простынкой
Кровать накрывать,
А также не надо
Кровать согревать
Моим одеялом
Из шерсти верблюда!
Я спать не пойду
Ни за что, никогда,
Я буду слоняться
Туда и сюда,
Плясать
Или просто за ухом чесать -
Но спать,
Безусловно,
Я больше не буду!
Кататься верхом на слоне -
Это да!
Запеть петухом в тишине -
Это да!
Шептаться со львом при луне -
Это да!
Шататься от стенки к стене -
Это да!
Но только не спать -
Ни за что, никогда!
Не спать никогда -
Ни на левом боку,
Ни на спине,
Ни на правом боку,
Ни подпирая ладонью щеку,
Ни задирая свой нос к потолку,
Ни высунув руку,
Ни высунув ногу,
Чтоб спину погладить
Английскому догу.
Глаза в темноте закрывать -
Это нет!
Лежать в темноте и зевать -
Это нет!
И носом в подушку клевать -
Это нет!
Кататься верхом на слоне -
Это да!
Слоняться верхом на коте -
Это да!
Верхаться на слонокоте -
Это да!
Но спаться уже никогду не пойда!
Вопросы:
Что вы говорите близким, когда не хотите идти спать?
Что говорят вам близкие, когда вам пора спать?
В какое время вы ложитесь спать?
Как быстро вы засыпаете?
- Для того, чтобы быстро засыпать и высыпаться нужно соблюдать гигиену сна. Игра, опрос, художественное слово, работа в группах, беседа. Листки для синквейна, выражения о сне, (Приложение 1), разрезанные пословицы о сне, (Приложение 2), карточки со стихотворением Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!» (Приложение 3).
Сформированность способов саморегуляции собственного здоровья и сна.
Кульминационный 5 Задание. Составить памятку. 
- Важно соблюдать гигиену сна. Ваша задача написать на доске, что хорошо и что плохо для полноценного сна.
Например:
Для сна
плохо хорошо
Уроки перед сном Прогулка перед сном
Свет, шум Открытая форточка
Остросюжетный фильм Чистая постель
Резкие запахи Просторная одежда
Душная комната Удобный матрас и подушка
Поздний плотный ужин Рациональное питание
видеоигры Спокойная музыка
6 Задание. «Колыбельные песни».
- Понаблюдайте за собой и постарайтесь отметить, какие действия нагоняют на вас сон, а какие прогоняют его. Отнеситесь к своему исследованию серьезно. Помогите себе, научите себя засыпать сразу же. Здоровый сон - это жизнь!
7 Задание. "Сон - волшебник"
- Расскажите свой самый фантастический сон и нарисуйте его. Игровая ситуация, эмоциональное воздействие, педагогическое наблюдение.
Колыбельные песни (Приложение 4), листки. Сформированность бережного отношения учащихся к своему сну как к компоненту здоровья человека.
.
Итогово-рефлексивный 5. Итогово – рефлексивный этап.
-Давайте вспомним основные правила гигиены сна.
Учитель поощряет наиболее активных ребят.
Рефлексия, поощрение. - Определение итогов классного часа.
Определение полученных знаний и умений.
Соотнесение полученного результата с намеченной целью.
Список литературы:
Воспитательная система класса: Теория и практика: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
Классному руководителю о классном часе: Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. E.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
Каралашвили, Е.А. Физкультурные минутки [текст]: Е.М. Каралашвили – М.:/ Творческий центр, 2003. – 60 сАдаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.- 240 с.
 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.