Социальный проект Молодое поколение за здоровое движение

«Социальный проект
Астраханского социально-педагогического колледжа
по формированию здорового образа жизни».

Название проекта: "Молодое поколение за здоровое движение".

Тема проекта: изменение здоровьесберегающей среды для повышения уровня заинтересованности учащихся к ведению здорового образа жизни.

Целевая группа:
-студенты I - III курса.
-преподаватели колледжа.
-классные руководители.
- родители.

Участники проектной команды:
-социальный педагог колледжа;
-медицинский работник колледжа;
-администрация колледжа.

Социальные партнеры (потенциальные):
-профилактический отдел областного СПИД-центра;
-центр «Доверие»;
-центр «Жизнь»;
-волонтеры.

Проблемы:
Низкий уровень заинтересованности к здоровому образу жизни и сохранению репродуктивного здоровья.
Проектная идея: осуществлять формирование у учащихся понятия ценности здоровья,







Задачи:
1. Выявление основных социально-педагогических проблем и потребностей.
2. Обеспечение всесторонней и систематизированной, квалифицированной, научно – обоснованной информацией с учётом возрастных потребностей в доступной и привлекательной форме.
3. Обучение навыкам психологического общения и принятия осознанных решений, широко используя примеры из реальной жизни.
4. Формирование мотивации к активному и осознанному выбору здорового образа жизни.
5. Осознание ценностей семейной жизни.
6. Организация досуга студентов.

Формы работы:
1. Индивидуальное консультирование.
2. Проведение психологических тренингов, включая релаксационные упражнения (тренинг личностного роста, тренинг уверенности в себе, тренинг выстраивания отношений с противоположным полом, тренинг «Свобода и наркотики. В поисках смысла»).
3. Организация и проведение тематических классных часов и круглых столов с участием специалистов профилактического отдела Спид-центра, реабилитационных центров «Доверие» и «Жизнь».
4. Разработка индивидуальных программ по самосовершенствованию в рамках модели психически здорового и социально компетентного ребёнка.
5. Пропаганда здорового образа жизни по средствам распространения информационных бюллетеней среди студентов.
6. Проведение социологических исследований методом анкетирования и тестирования.

Задачи проекта по этапам:
Первый этап - подготовка проекта.
1. Провести информационную компанию по оповещению о проекте.
2. Выявить мнение целевой социальной группы и заинтересованных сторон по проблемам здоровья.
3. Отобрать на основании анкетирования по сформулированным заранее критериям участников проекта и заинтересованные стороны из списка потенциальных партнеров.

Второй этап - обеспечение проекта.
4. Провести установочный семинар для отобранной группы участников и партнеров проекта по разработке направлений деятельности, имеющимся на территории ресурсам и требующимся для привлечения средствам (не обязательно финансовым).
5. Определить возможные варианты устранения выявленных причин. Составить и согласовать организационный план действий.
6. Согласовать разработанный на установочном семинаре оргпроект в зависимости от готовности) со всеми инстанциями

Третий этап - реализация проекта.
7. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.
8. Провести мониторинг хода проекта по контрольным точкам и выявлением проблемных точек (анкеты, опросы).

Четвертый этап - завершение проекта.
9. Провести итоговую конференцию, на ней произвести оценку результатов проекта.
10. Написать и опубликовать отчет на сайте колледжа.
11. Распространить идею проекта в других образовательных учреждениях.


Срок реализации проекта: 2010 – 2012 год.




Мероприятия проекта.
Профилактическая работа
Организация и проведение классных часов по формированию здорового образа жизни («Курение в молодежной среде», «О вреде алкоголя», «Наркотики и жизни. Две стороны медали», «Социально-опасные заболевания XXI века», «Инфекции передаваемые половым путем, правила гигиены. Репродуктивное здоровье»).
Тренинговые занятия (тренинг уверенности в себе, релаксационные тренинги, тренинг выстраивания отношений с противоположным полом).
Формирование здорового образа жизни (основные направления работы): видео-классные часы для студентов «Профилактика ВИЧ-СПИДа, алкоголизма и наркомании»; мультимедийные презентации о вреде курения, употребления алкоголя;
Организация и выступление агитбригады «Мы хотим жить», «Дороги, которые мы выбираем».
Выпуск информационных листов, пропагандирующих ЗОЖ.
Цикл бесед по охране здоровья (сексолог, гинеколог, нарколог).
Конкурс социальной рекламы «Мы, молодые - за здоровый образ жизни!».
Митинг-концерт, посвященный Дню борьбы со СПИДом «Молодое поколение за здоровое движение», «Я – ПРОТИВ!»
Акция «Конфетка за сигаретку».
Пресс-конференция «Здоровым быть модно»
Организация работы филиала «Школа молодого сексолога» (на базе СПИД-центра).
Занятия по теме «Этика и психология семейных отношений», «Здоровый образ жизни» (примерны темы).
Нравственно-половое воспитание.
Вступление в брак.
Этапы и кризис семейной жизни.
ЗППП, их профилактика.
Контрацепция.
Проблемы планирования семьи.
Ранние браки.
Диагностическая и коррекционная работа (основные направления):
Диагностика асоциального поведения в молодежной среде.
Изучение психолого-медико-педагогических особенностей учащихся (наблюдение, беседы с учащимися, родителями, классными руководителями).
Изучение социально-психологического климата в группе
Тестирование по проблеме здорового образа жизни.
Тренинги личностного роста. (Коррекция самооценки уровня притязания и групповой оценки и ее формирование).
Беседы по психо-сексуальному развитию.
Социально-педагогическое консультирование молодых семей.
Консультирование студентов и преподавателей. Индивидуальная работа.

Обеспечение педагогической поддержки.
Способствование формированию благоприятного микроклимата в учреждении: работа по проблемам с классными руководителями, учащимися; профилактическая работа с подростками, работа с родителями.
Защита и охрана прав детства.

Работа с педагогическим коллективом.
«Применение принципов толерантности в педагогической практике».
«Методические рекомендации в работе со студентами группы риска».
«Портрет подрастающего поколения».
Методы и технология работы с трудными подростками.











Принципы работы проекта:
доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
своевременность - включение в работу клуба на самых ранних стадиях;
индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
эффективность - ближайшая, отдаленная; восстановление личности подростка и активное включение в жизнь;
преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности;
интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе, у данной личности;
репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Планируемый результат:
повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, и семейного общения.
смотивировать интересы учащихся к здоровому образу жизни.
способность к быстрой адаптации, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.


Первый этап - подготовка проекта.
В рамках работы проекта проводится анкетирование среди студентов I – III курсов (от 17 до 20 лет), с целью выявления учащихся употребляющих алкоголь и никотин. По итогам было выявлено, что, не смотря на то, что мы готовим будущих преподавателей, все-таки имеется незначительное количество учащихся, употребляющих и алкоголь и никотин. Причиной курения студенты отмечают стресс, конфликты с родителями, проблемы с личной жизнью и непонимание со стороны сверстников. Большинство начали курить и употреблять алкоголь из-за интереса и чтобы поддержать компанию.
С учетом первичного исследования и строится работа проекта. Релаксационные тренинги, тренинги борьбы со стрессом, аутогенная тренировка - все эти тренинги помогут снять напряжение самому и помочь другому.
Студенты и преподаватели нашего колледжа всегда активно принимают участие в акциях, пропагандирующие здоровый образ жизни. Это и конкурс агитационных бригад между ССУЗами города, и акции, посвященные Дню борьбы со СПИДом и памяти, умерших от СПИДа, и научные конференции по проблемам наркомании и алкоголизма на базе областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской, и круглые столы по профилактике социально опасных заболеваний. Совсем недавно студенты Астраханского социально-педагогического колледжа совместно с Агентством по делам молодежи приняли участие в шествии «За здоровый образ жизни».
Результаты нашей работы отмечены Благодарственным письмом Агентства по делам молодежи за активное участие в конкурсе агитбригад, Областным центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями за плодотворное сотрудничество в деле воспитания молодого поколения, почетной грамотой в областном конкурсе высокой социальной эффективности в номинации «Организация спортивно-оздоровительной работы». Но самой главной наградой в своей работе видим здоровое поколение студентов, живущих полноценной здоровой жизнью и здоровое поколение будущих преподавателей, прививающих в своих учениках ответственность за свое здоровье.
Участие студентов во внеучебной научно-познавательной, научно-исследовательской, культурно-массовой, спортивной и общественной деятельности формирует ключевые компетенции личности, с
·лужащие залогом профессионального и жизненного успеха и эффективного функционирования общества.
Духовный рост студента, развитие его личностных качеств неразрывно связаны с коллективной деятельностью, обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями.
Обретение своего духовного «Я» - процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив - личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив.
При осуществлении этих сложных процессов мы руководствуемся следующими основными положениями:
организация деятельности коллектива группы основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;
позиция педагога – рядом и вместе;
педагог выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;
взаимодействие студентов и педагога имеет характер диалога;
содержание деятельности предполагает проблемность, что стимулирует интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной насыщенности.

пп
Вид
деятельности
Форма организации
Количество студентов




2010г.
2011г.

1.
Спортивно-оздоровительная (формирует потребность сохранять свое и чужое здоровье, вести здоровый образ жизни).
День Здоровья.
Спортивные праздники.
Осенние кроссы.
Соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу.
Беседы:
алкоголь и табак бьют по будущему (о профилактике вредных привычек).
о половом воспитании (беседа с сексологом).
901чел.
64 чел.
56 чел.
130чел.


563чел.

650чел.
93 чел.
84 чел.
180чел.


613чел


Изменения, происходящие в России: процессы формирования гражданского общества и правового государства определяют новые задачи развития в стране гражданского образования на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения и воспитания. Одним из интенсивных методов включения студентов социально-педагогического колледжа в общероссийскую жизнь на протяжении 3-х лет является социальное проектирование «Я – гражданин России» в рамках проекта. Целями которого являются:
формирование активной гражданской позиции;
социализация молодежи;
стимулирование интереса молодого поколения к решению актуальных проблем общественной жизни.
Методика работы над проектом включает несколько этапов (шагов):
1 шаг - информация о специфике акции, ее возможностях и решении студентов участвовать в проекте.
2 шаг - выбор проблемы.
Студенты, преподаватели, члены администрации колледжа предполагают самые различные проблемы:
вредные привычки и здоровый образ жизни;
экология и здоровье человека;
социальная незащищенность различных групп населения и др.
Используем опыт проектирования по проблеме «Технология повышения качества управления здоровьесбережением».
I шаг.
Анкетирование для педагогов и студентов «Смысл и назначение здоровьесберегающей педагогики». /Приложение 1/
Цель: выявление сущности проблемы и определение вклада педагогов.

Процедура проведения



Обработка результатов











II шаг.







управленческие действия

III шаг.


Отсутствие оздоровительных традиций
СМИ
Нездоровое питание
Учебная перегрузка
Низкая мотивация педагогов и студентов
Слабая методическая подготовка
Низкая Трудные студенты
Отсутствие поддержки семьи
IV шаг. Выводы и рекомендации.
Получение практических советов, конкретных рекомендаций, знакомство с опытом применения здоровьесберегающих технологий.
Подробное изучение отдельных оздоровительных технологий и возможности их сочетания.
Приобретение методической литературы по здоровьесберегающим технологиям.
Освоение форм и методов работы по профилактике вредных привычек среди студентов.


родители студенты педагог
Организация работы колледжа по проблеме «технология повышения качества управления здоровьесбережением» была отмечена по итогам областного конкурса «Организация высокой социальной эффективности» в номинации «Организация спортивно-оздоровительной работы» дипломом II степени.
Кроме того в рамках проекта создана программа «Здоровье студентов АСПК».

Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные

1.
Медицинский контроль за состоянием здоровья студентов
В течение года
мед.пункт
социальная служба


2.
Санитарно-гигиеническое воспитание студентов.
В течение года
мед.пункт
социальная служба



2.1. Обеспечить ежегодное чтение в курсе лекций по правилам личной гигиены, борьбе с вредными привычками. Освещать эти вопросы в курсах: безопасность жизнедеятельности «Основы здорового образа жизни», «Экология», «Теория и история формирования экологической культуры».
ежегодно
Администрация, поликлиника,
социальная служба



2.2. В целях пропаганды здорового образа жизни регулярно использовать стенную печать, газеты, кино, радио, сообщения на классных часах.
весь период
Администрация,
социальная служба


2.3. Разработать рекомендации для студентов I курсов по здоровому образу жизни.
в течение года
социальная служба,
мед.пункт


2.4. Обеспечить проведение ежегодной встречи с психологом на тему «Психологическая готовность к экзаменам».
в течение года
социальная служба

3.
Лечебно-профилактическая работа.




3.1. По итогам ежегодных медосмотров обеспечить своевременное выявление больных студентов, в т.ч. длительно и часто болеющих, взятие их на диспансерный учет и обеспечение лечения.

поликлиника
администрация


3.2. Разработать планы оздоровления студентов, состоящих на диспансерном учете.
Весь период
поликлиника
администрация


3.3. Обеспечить проведение в установленные сроки профилактических прививок, массовой вакцинации студентов от гриппа и др. заболеваний в период широкого распространения инфекции.

мед.пункт
социальная служба


3.4. Обеспечить строгий контроль за обучением студентов и соблюдением ими правил техники безопасности при проведении учебных занятий и использовании электрических и других приборов повышенной опасности, обеспечение их средствами защиты. Не допускать использования в учебных лабораториях и студенческом общежитии неисправного оборудования, угрожающего здоровью студентов.

администрация


За период 2010-2011 уч.г. активом проекта «Молодое поколение за здоровое движение» была организована:
работа филиала «Школа молодого сексолога» совместно со СПИД-центром и медвузовским студенческим клубом;
встречи студентов с сотрудниками областного Центра планирования семьи и репродукции;
встречи студентов со специалистами центра «Доверие»;
встречи с активистами центра «Жизнь»;
совместно с обществом Красного Креста были проведены профилактические акции;
ежемесячно активом проекта при помощи СПИД-центра, Красного Креста, реабилитационных центров выпускались информационные листовки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Основными темами являются проблемы наркомании «Скажем наркотикам «НЕТ!», «Что такое созависимость и как её избежать», «Сделайте свой выбор», «Беда, которую несут наркотики»; ВИЧ-инфекция и СПИД - «Проблема ВИЧ/СПИД касается каждого», «Молодежи о СПИДе», «Ты здоров - это здорово», «Здоровье подростков. Вопросы и ответы»; инфекции передаваемые половым путем - «Что такое ИППП?», «Расплата за легкомыслие», «Роковая азбука» и листовки по профилактике курения.
Формирование здорового образа жизни одна из главных задач, стоящих перед проектом. Профилактическая работа проводится как в форме лекций, бесед с элементами тренинга, так и в форме классных часов, игр, пресс-конференций.
Ежегодно проводится тестирование с целью определения уровня информированности студентов по проблемам наркомании, СПИДа, ИППП, курения, алкоголя.
По итогам были проведены классные часы, профилактические тренинги по темам: «СПИД – смертельная угроза человечеству», «Наркотикам скажем «НЕТ!», «Основы репродуктивного здоровья», к каждой группе лекция определялась в индивидуальной форме, а 1 декабря была организована традиционная акция с участием преподавателей и студентов колледжа.
В виде одной из форм работы было организовано просмотр видео-роликов, документальных фильмов по профилактике наркомании, СПИДа, что позволило студентам наглядно увидеть последствия злоупотребления как психоактивных веществ, так и алкоголя и никотина.
С 2010 года в рамках проекта стартовал «Конкурс социальных реклам и проектов» по проблемам наркомании, табакокурения и алкоголизма, результаты были высоко отмечены Агентством по делам молодежи.






Анкета «Смысл и назначение здоровьесберегающей педагогики».
Какой смысл вы вкладываете в понятие «здоровьесберегающей педагогики»?
Каким видите ваш собственный вклад в решение проблемы сбережения здоровья?
Какие трудности вы предвидите при активизации здоровьесберегающей работы?
Какую методическую помощь вы хотите получить по проблеме здоровьесберегающей педагогики?
Полученные данные по результатам проведенного анкетирования распределились по разделам.
Представление о сущности здоровьесберегающей педагогики.
Вклад педагогов в развитие и укрепление здоровья студентов.
Возможные трудности на пути активизации здоровья студентов.
Потребности в методической и практической помощи от администрации.


















13PAGE 15



Представление о сущности здоровьесберегающей педагогики

Включение в работу практики
22,54

Здоровый педагог

Здоровый студент
1%

В рамках должностных инструкций
51,64%

Тип научного знания (теория)
25,82%

Вклад педагогов в развитие и укрепление здоровья ребенка

Самообразование

Воспитательная работа

Работа руководителя с кадрами

Организационно-административная работа

Возможные трудности на пути активизации здоровьесберегающей работы со студентами.

Повышение мотивации педагогов и студентов.
Оказание методической помощи.
Практическая помощь.

Объективные трудности

задачи

Субъективные трудности

здоровая семья + здоровая
личность = здоровая Россия

Цель проекта:
содействие процессу развития и формирования всесторонне развитой и здоровой личности.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515