Выступление. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГОВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
В настоящее время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. При неисчерпаемом
культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и
нашими современниками, началось духовное обнищание народа.
Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российскомобществе связано, в том числе, с отсутствием у подрастающего поколения
четких положительных жизненных ориентиров. Ныне материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности, патриотизме.
Младших школьников и подростков отличает эмоциональная,
волевая и духовная незрелость.
Поэтому сегодня первоочередной задачей воспитания является – не
позволить разрушить личность ребенка .В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл.
Воспитывать означает «питать духовно». Духовно-нравственное
воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине,
обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому
себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности,
товарищества, активного отношения к действительности, глубокого
уважения к людям .Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он
заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных
действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании
своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во
всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством кдействию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены
и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и
устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о
воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной
зрелости .В настоящее время становится иной современная стратегия развития
российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой,
высоконравственной, образованной, творческой личности.
Школа – единственный социальный институт, через который
проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности
формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание
личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем
укладом школьной жизни.
Бесспорно, что ребенок школьного возраста, особенно в начальнойшколе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и
воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно
восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве
отличается большой психологической устойчивостью.
Все выше сказанное отражается в федеральных государственных
стандартах общего образования II поколения, а именно, в Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания, которая является
методологической основой разработки и реализации ФГОС. Концепция
определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-
нравственного развития и воспитания личности. В Концепции сказано:
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной изприоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоко
нравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России». «Если гражданин лишен духовно-
нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то
законы исполняться не будут.
Одной из попыток, которую наше государство предприняло на пути
к возрождению духовно-нравственного здоровья подрастающего
поколения, было введение с 1-го сентября 2012 года во всех школах РФ
нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики». Можно по-разному относиться к этому предмету, но то, что он
нужен, необходим современной школе, сегодня уже не вызывает
сомнения.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность вмногообразии, многоединство, поликультурность. Он отражает
культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашейстраны и современного мира.
Новый школьный курс, безусловно, не является панацеей, которая
поможет избавить общество от проблем в сфере духовно-нравственноговоспитания младших школьников и подростков, однако включение его в
школьный учебный план будет первым шагом на пути к духовно-
нравственному становлению подрастающего поколения.