Статья на тему «Преемственность в обучении русскому языку глухих и слабослышащих обучающихся при переходе из начальной школы в основную»


Статья на тему
«Преемственность в обучении русскому языку глухих и слабослышащих обучающихся при переходе из начальной школы в основную»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Лешина О.А.
Одной из важнейших проблем, на мой взгляд, является проблема преемственности преподавания русского языка в начальном и среднем звене.
Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков.
Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, а это, несомненно, меняет состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.
Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?
Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоемких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности, необходимо.
Сохранение преемственности на уроках по русскому языку между 4 и 5 классами должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в 1-4 классах. Чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Для обеспечения преемственности между начальной школой и основной по предметам “Русский язык» и «Литература” учитель должен знать:
а) специфику содержания и методическую концепцию учебных предметов начальной школы “русский язык” и “литературное чтение” той обучающей системы, в которой работали учащиеся;
б) способы, средства, методику и формы организации учебной деятельности в 4 (выпускном) классе данной образовательной модели;
в) систему оценивания и учебных заданий (как классных, так и домашних), в русле которой работал учитель начальной школы.
Решение проблемы успешно при определенных условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения.
Все дети в классе разные как по физическим данным, так и по умственному развитию. Поэтому необходимо учитывать психофизические особенности учащихся. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания, и происходящие при этом процессы (изменения в обмене веществ, усиление деятельности половых гормонов и др.) часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания старших, капризничают, проявляют упрямство. В прошлом году, взяв 5 класс, мне было сложно с ними работать. Класс был разноуровневый. Как я уже сказала, все ученики разные: кто- то требовал к себе очень большого внимания, кто-то очень медленно писал, у кого-то плохая память, ему трудно усвоить новый материал. Один ученик мог выполнить за урок только одно задание и то с помощью учителя, а другой успевал сделать несколько заданий разного вида. Приходилось обращаться за помощью, советом к первому учителю этих ребят.
Учителю основной школы необходимо знать то, с каких фраз учитель начальной школы начинает урок и какие фразы использует поэтапно. Не всегда учитель старшей школы знает программу, по которой работают учителя начальной школы. Не знает методику работы с глухими детьми, если работают со слабослышащими обучающимися и наоборот, не всегда знает словарный запас обучающихся 4 класса.
Преемственность не может начинаться с 1 сентября! Она начинается гораздо раньше, с того момента, когда становится ясно, кто какой класс берет. И чем раньше, тем лучше. Есть время походить на уроки, праздники, полистать учебники и программы.
Практика показывает, что нужно проводить совместные заседания школьных методических объединений учителей русского языка и учителей начальных классов, где можно обсудить следующие вопросы: единый орфографический режим, синтаксический разбор предложения, морфемный разбор, знакомство с падежами, разбирать типологию ошибок и другие, возникающие у педагогов вопросы. Также на заседаниях можно обмениваться опытом.
Вывод. Думаю, что очень многое зависит от отношений между педагогами внутри самой школы! Если педагогический состав является одной командой, то детям становится проще учиться, а учителям легче работать!
НАМ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ СОТРУДНИЧАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ!