«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дус-Дагская общеобразовательная школа Овюрского кожууна»
«Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»
Шарый-оол Саяна Александровна
Учитель математики первой категории
МБОУ «Дус-Дагская СОШ Овюрского кожууна»
Дус-Даг,2015г.
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора.эрудицииВ.А. Сухомлинский
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.
Особенность ФГОС ОО нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Ключевые проблемы, которые существуют в образовании на данный момент:
низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин;
невысокий уровень самореализации школьников;
неумение преподнести, защитить разработанную тематику.
Учитель должен знать, что решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:• общенаучную;
• информационную;
• познавательную;
• коммуникативную;
• ценностно-смысловую;
• социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.
Таким образом, разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.
Что же такое ученический проект? Это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.Цели проектного обучения:
Совершенствовать навыки исследовательской деятельности.
Обеспечить механизм развития критического мышления и творческого подхода учащегося к способу подачи материала.
Выработать технологию выполнения различных учебных задач.
Способствовать повышению ответственности учащихся, развивать «командный дух» и «чувство локтя»,коммуникабельность и умение сотрудничать.
Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Виды самостоятельной работы, этапы проектной деятельности:
1.Доклад
2.Реферат
3.Исследовательская деятельность.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
-ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
3. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
4. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
5. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
6. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
Структура проекта.
Методы, доминирующие в проекте - исследовательские; творческие; ролевые, игровые; ознакомительно-ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные). Предметно-содержательная область - монопроекты и межпредметные проекты;
Характер контактов - региональные, международные, сетевые и т.д;
Число участников проекта - индивидуальные и групповые; Продолжительность выполнения проекта и ее характер - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Анатомия проекта: 5 П – проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация проекта.
Наиболее трудная задача – это правильно выделить проблему, то есть социально значимое противоречие. Она должна быть интересна ребенку, входить в состав учебного материала, носить исследовательский характер. Далее определяется объект и предмет исследования.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата.
Задачи проекта - это выбор путей и средств для достижения цели.
Далее выдвигается гипотеза.
Второй этап работы над проектом – это планирование. На этом этапе учащиеся распределяются по группам, определяются ответственные, сроки консультаций, конечный продукт проекта.
Третий этап работы – поиск информации: поискать информацию в Интернете;задать вопросы родителям, специалистам;подумать самостоятельно;провести интервью с участниками событий, анкетирование;
Этап исследования может происходить с помощью различных методов – эмпирических: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, исторический метод, хронологический метод, социологические методы (интервью, соц. опрос, анкетирование) Продукт – это результат работы над проектом. Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, атласа, видеофильма, выставки, газеты, игры, карты, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, путеводителя, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии ит.д. Обязательный заключительный этап работы - демонстрация опыта работы над организацией проектного метода обучения. Представлять продукт проекта можно на научной конференции, в виде научного доклада, деловой, ролевой игры, защиты на ученом совете и т.д.
Главным же отличием проектной работы от любой другой является коллективное моделирование ситуаций, направленное на получение результата. Фактически, это означает, что проект делает не группа, а КОМАНДА людей, с четко распределенными функциями с одной стороны и коллективной ответственностью за общий результат с другой.
Педагогическая направленность проектной деятельности многообразна:
изменение информационной емкости содержания;
выход на более высокий уровень осмысления;
развитие свободы мышления
формирование креативностивведение в новую предметную область
Тема проектной деятельности является моей методической темой. В данный момент я изучаю литературу, опыт учителей и активно внедряю проектные технологии в своей практике. На своем личном опыте я убедилась, что такие уроки активизируют познавательный интерес учащихся. Особенно эффективны на занятиях по математике при подготовке при подготовке к математическому диктанту. Таким образом, у меня сложилась система уроков, успешно апробированных на уроках. Остановлюсь на некоторых уроках.
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
Коммуникативные умения:
Презентационные умения и навыки:
Следующим важным моментом, говорящим в пользу использования проектной технологии является возможность построить и провести урок по всем требованиям ФГОС ОО нового поколения:
• Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
•Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).• Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
• Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
• Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
• Продумать форму подведения итогов урока.
• Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В заключение хочется еще раз отметить - деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.