Конспект урока по географии на тему Путешествие в Бразилию (7 класс)
путешествие по теме "Бразилия" (7-й класс)
Цель: формирование страноведческих знаний об особенностях природы, населения и хозяйственной деятельности Бразилии на основе применения всех тех общеземлеведческих понятий, знаний о связях и закономерностях, которыми учащиеся овладели ранее. Задачи:
образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении и природном своеобразии Бразилии; ознакомить с историей исследования страны, населением и его хозяйственной деятельностью; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения, очертании берегов Бразилии; способствовать выработке умений анализировать тематические карты и давать краткие ответы на вопросы; обучать приемам создания «образа страны»
развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; приемов работы с различными источниками информации; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, моделировать; умение выделять главное, планировать и оценить результаты выполненных действий; развивать навыки коллективной работы; развивать память, речь
воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, содействовать развитию у учащихся интереса к истории, культуре, обычаям, традициям народов других стран; совершенствовать рефлексивные умения учащихся; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям
Оборудование: учебник для 7 класса «География материков и океанов» под редакцией Коринской В.А., Москва, «Дрофа» 2008г., атлас, тетрадь («Дневник путешественника»), физическая карта полушарий, политическая карта Бразилии.Картины природы Южной Америки.Дидактический (раздаточный) материал: документы, карточки, рисунки. Презентация, проектор. Выставка книг (серия «Я познаю мир»).
Тип урока: комбинированный, урок-путешествие.
Ход урока.
I. Оргмомент. Мотивация. Подготовка учащихся к восприятию темы. Игра «Глухой телефон»: путешествие, открытие, Колумб.
Учитель: «Нет такого человека, которого не манили бы дальние страны и континенты. Читая книги Жюля Верна, Даниэля Дефо, Мамина-Сибиряка, мы мечтаем о путешествиях. Географические открытия всегда привлекали к себе внимание жителей Земли. Многие жители Африки и Европы совершали плавания к берегам этой части света. Но честь открытия материка принадлежит Христофору Колумбу.
--Что же это за материк? (Ю. Америка). – А часть света? (Америка). Кто покажет?Уч-ся: Вот она, Америка,
Два материка:
Северная, Южная-
Все легко пока.
Реки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры в Северной
Горы Анды – в Южной.
Штаты, Мексика, Канада
В Северной живут,
Ураганы и торнадо
Пролетают тут.
В Южной – вот Колумбия,
Чили, здесь – Бразилия,
Аргентина, Парагвай.
Перу и БоливияУч-ся: Я знаю, что в БразилииЕсть все, и в изобилии,Но жалко, что в БразилииПокамест нет меня...
Меня там тоже нету, к сожалению,Туда меня заносит лишь фантазия,А то, что мы не можем побывать там,Так это, я считаю, безобразие!
Учитель: Ребята! Но мы это можем исправить и отправиться немедленно в путешествие. Кто-то из вас пополнит «Копилку знаний», а кто-то как - будто впервые что-то услышит, что-то увидит, что-то откроет. Успех нашего путешествия зависит от вас. Будьте в нашем путешествии внимательны, активны, старайтесь успешно преодолевать все трудности. А куда именно отправимся, попробуйте догадаться из следующих слов стихотворения.
Уч-ся: 1)Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
Южная Америка.
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
2)Там - стеною на пути –
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
3)Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
Там над Андами парит
Птица кондор,
В джунглях ползает змея –
Анаконда
4)Если хвост зацепит свойЗа большое дерево,То достанет головойДо другого берега.И по этому мостуМожно будет запростоЧерез реку перейтиИли бежать вперегонки.«Как зовут тебя, река?» –Крикнешь звонко,А в ответ, издалека – «Амазонка!»
Учитель: А сейчас - Задание: «Волшебная буква – «А» (написать в своём «Дневнике путешественника» как можно больше слов из Ю. Америки, начинающихся на эту букву,) – 1минута Анхель, Амазонка, Атлантический, Америка, Анды, Амазония, Амазонская, Аргентина, Аконкагуа, Александр, Америго, .(проверяем задание). Или Буква – «Б»: броненосец, Э. Бонплан, Боливия, Буэнос-Айрес, боливийцы, бразильцы, Бразильское, Бразилия, Бразилиа, (проверяем задание)
Слайд 1 Учитель: Мы отправляемся в Бразилию. Знаете, где она находится? Очень далеко – в другом, Южном полушарии, на континенте, который называется Южная Америка. Цель нашего путешествия? --- Узнать об особенностях страны.
Учитель: Как вы думаете, что мы должны узнать о Бразилии? (предложения обсуждаются).
1. Познакомиться с географическим положением Бразилии.
2. Узнать о населении Бразилии и её достопримечательностях.
3. Познакомиться с особенностями природы Бразилии.
Слайд 2 Учитель: «Путешествуя по Бразилии, мы с вами узнаем»
1. История открытия.2. Особенности географического положения.3. Удивительные природные условия.4. Население. Хозяйство. 5. Три столицы Бразилии.6. Овощи - путешественники.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Сейчас мы предоставим слово гиду (ученице):
Смотри на карту – вот где она!
А здесь находится столица Бразилии - город Бразилиа.
1. История открытия.
Слайд 3 Ученик - гид: «Первой ступила на землю Бразилии португальская экспедиция в 1500году.»Её возглавил Педру Кабрал. Португальцы искали новые пути в Индию. Они двигались, не приближаясь к африканским берегам. И обнаружили не Индию, а неизвестную землю, которую назвали «Землей старого креста».Ученик: «Внимание на карту!» ( Физическая карта Южной Америки).Вопрос классу: «Какое природное явление в южной части Атлантического океана на 17є ю.ш. изменило маршрут экспедиции?» ---(индивидуальная работа, работа в паре)Ответ: «Теплое Бразильское течение».Ученик: «Открытые Кабралом земли были провозглашены владениями Португалии. Это была новая португальская колония».Вопрос классу: «Что такое колония?»Ответ: «Колония – это страна, лишенная хозяйственной и политической самостоятельности».Ученик: «Португальцы мечтали о грудах золота и драгоценных камней. Однако их поиски не увенчались успехом. Самым ценным, по мнению португальских переселенцев, было дерево, которое и дало название стране».
Учитель: Задание классу: «Обратитесь к документу и учебнику (стр. 167). Возьмите карточку №1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Как называлось это дерево? В чем его ценность?» -----(работа в паре) - 1.30 – 2 минуты
Приложение1: «Документы». Карточка №1
«Это дерево было еще раньше обнаружено в лесах Азии и названо «пауэл – бразил». Его древесина содержит вещество красного цвета, из которого получали ярко-красную краску. С этим деревом и связано происхождение названия страны – Бразилия».
Слайд 4 Вывод учителя: «Итак, на политической карте мира появилась новая страна, у Португалии - новая колония, которую назвали Бразилия». Площадь – 8 514 880 кв. км, население – 208 млн. чел.
2. Особенности географического положения.
Учитель: Мы подплываем к береговой линии материка. Обратимся к карте.
Задание: Что можно сказать о ГП Бразилии? (обсуждение в паре – ответ) -2 минуты
Учитель: «Обратимся к политической карте. На территории Южной Америки вместе с Бразилией 13 государств. - С какими из них Бразилия имеет общую границу по суше? Покажите на карте.- С какими из стран не имеет общей границы по суше? Покажите на карте.- Докажите при помощи карты, что Бразилия - это морская страна» ---(работа в группе)2-3 мин
Учитель: После полученных ответов делаем вывод: «В наше время Бразилия - одна из самых развитых и богатых природными ресурсами стран Южной Америки. Огромная площадь, многомиллионное население, протяженная береговая линия, много стран соседей, с которыми можно сотрудничать – все это важные условия для успешного развития страны».
3. Удивительные природные условия.
Слайд 5 Учитель: «На такой большой территории, которую занимает Бразилия, природа необыкновенно разнообразна, но все природные комплексы можно объединить в две крупные области. Как они называются? Найдите и покажите их на карте».В помощь вывешиваю две картины: «Амазонская низменность», «Бразильское плоскогорье».Учитель: «До 1 млн. туристов ежегодно посещают красивейшие места Бразилии и встречаются с необычными природными явлениями. Некоторые из них вам предлагается вспомнить и объяснить, работая - средний ряд в парах, 1-ый и 3-ий – в группе». – 3-5 минут работа по заданию А теперь как настоящим географам, вам нужно выполнить несколько заданий:
Вариант а): на юге Бразилии текут две большие реки – Парана и Уругвай. И самой Паране и ее притокам приходится постоянно « спрыгивать» с бесчисленных уступов, поэтому на Паране множество водопадов. Почему? Чем это объяснить?----Перед ответом на этот вопрос предлагаю учащимся полюбоваться водопадом Игуасу. Слайд Вариант б): вернувшись из Рио-де-Жанейро, мой друг рассказал, что Новый год там встречают летом. Температура воздуха достигает +30°С. Возможно ли это? Вариант в): путешествуя по бразильской сельве, мы наблюдали такую картину: местные жители подсекали стволы некоторых деревьев и стекающий по лоткам сок белого цвета собирали в специальные емкости. Как называется это дерево? Для чего собирают сок?
Вариант г): «У этой рыбешки зубкиПочище любой мясорубки!И только такая прелесть,Зевая, откроет челюсть,Бежит все живое с купаньяС криком: «Спасайтесь!»Как называется эта рыба?
Конкурс «Дом родной». В этом конкурсе необходимо распределить растения и животных (эндемики) по материкам обитания.
1. Бегемот, зебра а) Африка
2. Пума, броненосец б) Австралия
4. Коала, кенгуру в) Южная Америка Найди ошибку:1.В Бразилии обитают: жираф, муравьед, слон, капибара, ленивец. 2. В Бразилии коренное население: индейцы, эскимосы, португальцы. 3. В Бразилии растут: шоколадное дерево, эвкалипт, хинное дерево, баобаб
Слайд 6 После ответов на эти вопросы подвожу итог: Учитель: «Ребята, об этих и многих других необычных природных явлениях южноамериканского континента можно узнать из книг школьной библиотеки, которые есть на нашей выставке. Эти книги расскажут вам так же много нового и интересного о народах, населяющих Бразилию». (Обращаю внимание на книжную выставку в кабинете).
Слайд 7 Учитель: «Население Бразилии отличается сложным составом. Кто живет в Бразилии? Какие народы? --1-2 минуты(Работаем с учебником, выписываем в «Дневник путешественника» - рабочая тетрадь: -----индейцы, негры, мулаты, метисы, креолы (потомки европейцев). Бразильцы.
Учитель: «Внимание на карту: определяем районы проживания различных групп населения Бразилии. Как вы думаете: где живут индейцы и метисы? - живут на севере и западе страны. Европейцы и мулаты – на востоке и юге. Бразильцы относятся к одному из самых многочисленных народов мира. Кто же такие бразильцы? Слушаем репортаж нашего специального корреспондента из Бразилии». Приложение 2: «Выступление учащихся по опережающему заданию».
Бразильцы.
«Ядро бразильского общества составляет старая португальская знать. Она придерживается, прежде всего, традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Бразильское общество держится на железной дисциплине: люди переходят улицу только на зеленый свет, пассажиры входят в автобус только в заднюю дверь.
В Бразилии большое стремление получить высшее образование.
Улицы украшены национальными флагами и флагами штатов, имеются рисунки и надписи патриотического содержания. В Бразилии, первой среди стран Южной Америки, мужчины и женщины были уравнены в правах. Бразильцы – люди, богатые душой, они эмоциональны и общительны. Может быть, поэтому в Бразилии популярны такие активные групповые виды спорта, как футбол и волейбол.
На телевидении значительная часть времени отводится развлекательным передачам и сериалам».
Учитель: «Большая часть населения Бразилии проживает в городах (78%). За всю историю развития страны у нее было три столицы»
5. Три столицы Бразилии.
Учитель дает задание классу: кто быстрее по карте в атласе определит эти три столицы по географическим координатам. –5 минут12єю.ш. и 38єз.д. 22єю.ш. и 43єз.д.16єю.ш. и 48єз.д.Проверка задания.
Слайд 8 Учитель: «Первые португальцы, доплывшие до берегов Бразилии, поселились на Атлантическом побережье. Здесь они построили первый город и первую столицу страны – Сальвадор. ( Показываем на карте). Второй столицей с 1763 года стал город Рио-де-Жанейро (январская река), расположенный на берегу бухты Гуанабара. А современная столица – третья – город Бразилиа. Мы отправляемся на экскурсию по городам Бразилии».
Выступление (рассказ) учеников, получивших опережающее задание.
Бразилиа.
Столица – город Бразилиа – расположена в центре страны на Бразильском плоскогорье, на берегу большого искусственного водохранилища. «Современные здания из стекла и стали этого необычного города возвышаются над окружающей их саванной как мираж. Планировка города напоминает вытянутый лук со стрелой или самолет. Это символизирует устремленность страны в будущее. Столица – воплощение новизны и своеобразия в планировке и застройке города. В центре города, на гигантском зеленом газоне, находятся все правительственные здания. Архитектура очень необычна. Даже церковные здания отличаются своим своеобразным внешним видом, за что священнослужители первоначально отказывались их освящать». Архитектурный облик бразильской столицы столь оригинален, что международная организация ЮНЕСКО объявила город объектом культурного наследия человечества.
Рио-де-Жанейро.
«Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день он создал Рио-де-Жанейро»,- так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное расположение и красоту своего города. Лазурный океан, золотой песок, зеленые парки, а также горы. На самой высокой из них, Корковаду, ( в переводе «горб» ) на высоте 704 метра высится почти 40-метровая фигура Христа из белого мрамора. Она была установлена к 100-летию независимости Бразилии в 1922 году. Это символ нации. Статуя Христа обнимает распростертыми руками город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Рио-де-Жанейро известен в мире как город ежегодных красочных карнавалов».
Слайд 9
Учитель: «Что такое карнавал?После обсуждения делаем вывод: карнавал – это вид искусства, вобравший в себя сразу несколько направлений: танец, музыку, песни. Это самое яркое зрелище Рио-де-Жанейро. Это четыре дня безудержного веселья, когда стирается грань между бедными и богатыми. А город разделяется только на группы масок. Простые люди могут целый год отказываться от отдыха и удовольствий, лишь бы накопить денег на новый и оригинальный карнавальный костюм. В дни карнавалов из всех громкоговорителей гремит самба. На празднике нет зрителей. Все – участники и очень много туристов из разных стран мира.
Учитель: «Познакомившись с населением и столицами Бразилии, мы переходим к изучению хозяйства этой страны. В настоящее время экономика страны быстро и успешно развивается».
Слайд 10
6. Хозяйственная деятельность.
Учитель: «Многочисленные и разнообразные полезные ископаемые используют для развития отраслей промышленности. В Бразилии много промышленных городов. Но, пожалуй, главный из них: Сан-Паулу, город – труженик, в котором создают и морские, и речные суда, и самолеты, и автомобили, и ЭВМ». Развито с\х, лесное, рыбное.
Учитель: «Бразилия – сейчас самая развитая страна на материке. В настоящее время между Россией и Бразилией наступил новый этап взаимоотношений.
Слайд 11 7. Овощи – путешественники. Предлагаю учащимся узнать овощи и растения: помидор, перец, картофель, подсолнечник, кукурузу, тыкву.Учащимся предлагаются вопросы: «Выращивают ли эти овощи в нашей местности?Где родина этих растений? Какой русский ученый во время длительных экспедиций по разным материкам изучал культурные растения, а также центры их происхождения?» Ответ: Н.И. Вавилов (п. 31).
Дополнения к ответам: «О пользе кукурузы». Самой распространенной едой у местного населения является каша из кукурузы (мамалыга), а также кукурузные лепешки. Кукурузу содержит вещество, которое может сохранить зубы белыми и здоровыми до глубокой старости и избежать кариеса. Так что возьмите себе на заметку!
Учитель: «Итак, наше путешествие в Бразилию завершилось.
7. Проверь свои знания. Рефлексия.
Составить синквейн к слову Бразилия, народ, природа
Например:
1-ая строка - Бразилия
2-ая строка (прилагательные) - поразительная, удивительная
3-я (глаголы) - покоряет, удивляет, восхищает
4-я (крылатое выражение о Бразилии) - родина знаменитых футболистов
5-я строка (что это) - страна
(несколько синквейнов зачитываются)
Слайд 12 Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Вот видите, какая интересная и загадочная страна – Бразилия. Сколько там разных и необычных животных можно повстречать, сколько интересных мест можно увидеть ... Когда – нибудь наверняка и ты там побываешь и своими глазами увидишь и карнавал в Рио-де-Жанейро, и реку Амазонку с ее прекрасными и загадочными джунглями...
Закончите предложения:
Сегодня я узнал.
Самым интересным для меня было..
Материал урока заставил меня задуматься о
Затруднения у меня вызвало.
Учитель: Ребята, спасибо за урок. До свиданья.
9. Домашнее задание. После подведения итогов урока предлагается домашнее задание разного уровня сложности:1) пересказ §36; 2) на примере Бразилии самостоятельно изучить Аргентину; 3) дать сравнительную характеристику Бразилии и Аргентины по типовому плану.
Заголовок 115