Внутренний мир русской избы 5 класс 4урок





5 класс. 4 урок.
Тема: « Внутренний мир русской избы».








Автор-Учитель: Трифаненкова Татьяна Анатольевна.

г.Новокузнецк 2016


5 класс. 4 урок. Тема: « Внутренний мир русской избы».

Учитель: Трифаненкова Татьяна Анатольевна.

Цель: Формировать: представление о внутреннем убранстве русской избы, о практическом применении предметов быта, понятие духовное и материальное; Воспитывать: потребность продолжать традиционные народные промыслы. Познакомить: учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; Обогатить словарный запас учеников; Заинтересовать: практической работой. Развивать интерес к народным промыслам и самостоятельного решения задач.

Тип урока: Изучение новых знаний. Закрепление пройденного материала.
Форма обучения: групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Методы обучения: поисково- познавательные (исследовательский), урок- экскурс в историю, словесно- «клиповый», иллюстративный, викторина, экспресс- выставка.
Способы обучения: Наглядный - (плакаты, видео - ролики, клипы, предметы быта, раздаточный материал, учебник Н.А Горяевой, О.В. Островской « ДПИ в жизни человека» стр.30-36, рабочая тетрадь – стр. 7-9.);
Словесный - лекция- монолог, диалог, анализ;

Практический – задание:

Индивидуальное –
а) выполнить эскиз интерьера избы с основными предметами быта.
Коллективное –
б) построить фронтальный интерьер (в объёме из коробочек, баночек);
в) выполнить композицию в технике аппликации (используя ткань, солому, верёвки, нитки, ватные палочки, картон, цветную бумагу, клей, ножницы, иглу.
г) росписать - дверь голбца, придумать орнамент на прялку д) отработать мазок « брёвнышко»

Организационный момент:
а) приветствие -1 мин.
б) проверка присутствующих -2 мин.
в) проверка готовности к уроку -2 мин.

Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научатся понимать специфику убранства русской избы, применять на практике (вышивка, резьба, вязание, ткачество, фриволите, макраме, инкрустация, аппликация и т.д.); познакомятся с различными материалами, узнают из чего – что и как делают.
Метапредметные: научатся - чётко выполнять поставленную цель, видеть проблему в своей деятельности ; записывать, фотографировать, запомнить сложные слова и термины;
Излагать своё мнение;
Личностные: осознать свои интересы – почему нужно уметь украшать предметы быта и одежду? (орнаменты и узоры применяются в вышивке, вязании, резьбе, макраме, фриволите, ткачестве и т.д)
Введение: (чтение стиха с показом рисунков и слайдов) +
Формирование новых знаний: - 10 мин

Крыльцо – пристройка к дому, вход.



Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 год.

Внутренний мир русской избы.

- Крыльцо красное, резное и хозяева на нём.
Хлебом, солью нас встречают. Через сени в дом идём.
- Чистый, пряный воздух. Ароматы трав
Сени наполняют запахом дубрав.
- Дом – большой, просторный, поделён на части.
И, живущим - в нём, мы желаем – счастья!



Сени – нежилая пристройка к дому.




В сенях хранился инвентарь, инструмент, запасы на зиму. Использовали как летнюю кухню.


Сени.

Голбец, голбешник, запечник, подпечник – конструкция при печи, всход на печь, на полати и спуск в подполье – погреб.




Повтори! Запомни! Выучи!

ДПИ - декоративно- прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.
(висят на доске плакаты и детские рисунки).





Инвентарь – совокупность предметов хозяйственного обихода, производственного назначения.






Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 год.

Внутренний мир русской избы.
..Центром материальным в доме всегда – печь!
Наверху – полати. Есть, где всем прилечь.
- Устье печи полно и горшочки в ряд
Чтобы не остыли на шестке стоят.
Кирпичами устлан иль толстою доской,
Позже – металлической с кружками плитой.
- Но, предназначенье всегда было одно,
Чтоб, как можно, дольше – сохранить тепло!
На трубе – заслонка, тоже с той – же целью.
Ну, а если, дым и гарь – чтоб не угорели!












Современная печь. Внимание!: какие названия сохранились?
Запомни! Запиши! Заучи! Повтори! Сложные слова:
В избе: Крыльцо, сени, полати, устье, шесток - припечек, горница, Подполье- голбец –голбешник –запечник, подпечник; заслонка, чулан- опечье; жердь, полог,труба.
Посуда: горшок, ковш, сковорода, ендова, ушат, рукомой, лохань, лампадка, жбан, чегунок, чарка, кувшин, братина
Инвентарь: кочерга, рогач, лопата, чапля- чапелы, помело – метла, ухват,
Иконы в окладе; ткацкий стан - красно; пяльцы, прялка, светец, веретено, «Домовец»- домовой- домовина; скатерть- столешница; утюг- рубель; полотенце- рушник
Мебель: сундук, люлька- колыбель- зыбка, лавка «коник», полки - полавошники, стол, стулья, посудный шкаф «блюдень»


Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 г
Внутренний мир русской избы.
..Иногда, за печкой есть ещё - чулан.
Мелкие животные прозимуют там.
Порося, телочек, гусаки да утки.
Не придётся отдыхать с ними ни минутки!
- Только это дело детям доверяют
И они к работе с детства привыкают.
Рядом с устьем печи не хитрый инвентарь:
Кочерга, рогач, лопата, чапля, помело.
- У плиты хозяйка и ухват в руках,
С припечек снимает чегунок борща.
А ушатом воду льют нам в рукомой.
Пока, моем руки – накрывают на стол.

Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 г
Внутренний мир русской избы.
..Эту половину – женскою зовут.
Вкусно здесь готовят и хранят уют.
В подпечье лопаты, чтобы хлеб испечь.
На дрова сухие котик любит лечь.
- В стужу печь спасает, хвори прогоняет.
При печи, для всхода- лесенка стоит.
На полатьях – тёплых, детвора лежит.
Тут же сход в подполье, с дверцами – голбец.
Бочки – разносолы, житель - « Домовец».
- А на гибкой жерди к потолку избы,
Люльку – колыбельку с пологом вокруг
Прочно закрепили, рядом у печи,
Чтоб теплее было малышу в ночи!
Погреб – место хранения солений, варений, картошки, ...


Люлька- зыбка – колыбель
Голбец.





Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 г
Внутренний мир русской избы.

- У двери, вдоль стенки, угол есть мужской.
«Коник» кличут лавку с конской головой.
Там мужчины чинят, пилят и строгают
И резьбой «долблёной» зиму коротают.
- А после забот дневных тут - же засыпают.
Чинно лавки устланы дорогим ковром,
Чтоб уютно было и тепло на нём!



Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 г
Внутренний мир русской избы.

..Иконы в окладах, ломпадка висит.
Столешник любовно – для гостей накрыт,
Красный угол в доме, то духовный центр,
В радости иль горе с миром на лице.
- Самый светлый угол, здесь ткацкий стан – красно.
Прялку, пяльцы и светец ставят под окно.
Полки – полавошники вдоль стены висят.



Стих :Трифаненковой Т.А. 16..12.2016 г
Внутренний мир русской избы.

·Крупы и припасы – всё на них хранят.
- Тут же утюг – рубель, шерсть, веретено.
В сундуках хранится разное бельё.
Пологом укрыли грубую кровать,
Шторки – занавески сели вышивать.
- Вечером лучину - в кованом светце
Подожгли и видно – радость на лице!
А под ним корыто залито водой,
Чтобы искры сразу потухали в ней.
- И висит узорами вышитый рушник.
Свет его рисунка в душу к нам проник.
Песня всюду слышится и легко нам дышится.
Возле самовара чай все вместе пьём!







Внутренний мир русской избы
Формирование новых знаний: Украшение предметов быта художниками и народными умельцами,
всегда было делом почетным, любое ремесло передавалось из поколения в поколение.
(висят на доске плакаты и детские рисунки)
Показ слайдов по теме.

Материалы: гуашь или акварель, фломастеры, мелки, кисти, пластилин, стеки, «досточка,» Цветная и белая бумага, клей, ножницы, картон, ткань, игла, верёвки, кожа, природный материал

Зрительный ряд: народная вышивка, резьба по дереву, плакаты с изображением интерьера избы. Видео– клипы; предметы быта, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.
Музыкальный ряд: звуки природы или народная музыка.

. Творческая практическая деятельность:-20 -25 минут.
Индивидуальное –
а) выполнить эскиз интерьера избы с основными предметами быта.
Коллективное –
б) построить фронтальный интерьер (в объёме из коробочек, баночек);
в) выполнить композицию в технике аппликации (используя ткань, солому, верёвки, нитки, ватные палочки, картон, цветную бумагу, клей, ножницы, иглу, природный материал.
г) росписать - дверь голбца, придумать орнамент на прялку д) отработать мазок « брёвнышко»

Текущий контроль: оказание помощи, консультация, предварительный анализ ошибок через 10 – 15 мин, по просьбе ученика - индивидуально.

Итоги урока. Рефлексия.

Теоретическая часть(: Закрепление знаний (опрос учеников)
Посмотрев картины, слайды - ответьте на вопросы:

В каких сказках говорится о пряхе или веретене?
В каких сказках говорится о русской печи?
Какие новые слова Вы запомнили?
Почему у людей возникла потребность украшать свое жилище?
5. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.
а) культура; б) традиция!; в) обряд; г) цивилизация;













Домашнее задание: дорисовать интерьер избы; доклеить..., найди в книгах, журналах, в интернете образец: резьбы (по дереву, по кости), вышивки (орнамент или узор)








Анализ работ: а) самооценка; б) взаимооценка (соседу по парте); в) эксперт - (выбирается каждый урок новый или по списку, кто лучше рисует) Ученики жеста-ми выражают согласие – большой палей вверх, несогласие – большой палец вниз. Излагают своё мнение.
Мини – экспресс выставка лучших работ учащихся: (на доске).
Уборка рабочих мест и кабинета

Физ. Минутка: А теперь ребятки сделаем зарядку. (шаг на месте)
Очень нравится нам делать по порядку. (повороты туловища вправо и влево)
Весело шагаем, (шаг на месте с поворотами туловища и хлопком).
Руки - поднимаем. (руки - вверх, на цыпочках, потянулись).
Ножку - поджимаем, (сгибаем ноги в коленях – попеременно).
А теперь ещё разок. Тоже повторяем!
Автор стиха и физ.минутки : Трифаненкова Т.А.
До-свидания! Благодарю - Всех за старание и внимание! Удачно выполнить задание!








Литература:

1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., 1984
3. Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и образы Белгородчины, Белгород, 2002.
4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.Наука.1978
5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981.
6. Ситникова С.А. Мифологические образы в вышивке на традиционных тверских полотенцах. Вестник славянских культур. №19, 2001.
7..Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-8 классы.- М.: Просвещение, 2014
8. Рабочая программа по изобразительному искусству.5 класс/Сост.Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2013.- 129 с.
9. .Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство». Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М.: «Просвещение», 2014.

Наглядные пособия:

Карточки – раздаточный материал.
Таблицы по построению орнамента.
Таблицы по стилям одежды, предметов быта.
Таблицы по народным промыслам.
Предметы быта: полотенце 2 шт., прялка 1 шт., веретено 1шт.
Плакаты: 6 шт.

ТСО: компьютер, проектор, музыкальный центр, экран, ксерокс.


Информационные средства (перечисление)
Сайты:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Гос. Эрмитаж)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Третьяковская галерея)
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Музеи России)
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Русский музей)
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Картины художников)
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Живопись.ру)
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Оформление визиток)
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Арт портфолио для учителя)
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сеть творч. Учителей)
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Искусство и образование)
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ИЗО в школе)
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Разное)
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Русская живопись)
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Образовательные ресурсы)
15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Графика)
16. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Русский портрет)
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Объединение методистов ИЗО)

Программы:
Power Point (Презентации)
Homestyler (Дизайн дома и декоративные идеи)
Draw pictures (Рисовать картины)
Живое граффити (Клипы, ролики)
Paint Gallery (Рисование артов)
Sai Paint Tool (Графический редактор)
Учимся рисовать
Magic Paint Kaleidoscope (Рисование игр)
Dance Machine (Музыка)
Finale (Нотный редактор)