Конспект урока по ИЗО Внутренний мир русской избы
Конспект урока по ИЗО
по теме
«Внутренний мир русской избы»
Учителя первой категории
МКОУ Ростошинская «СОШ»
Масликовой Л.И.
Тема: Внутренний мир русской избы
Цель: познакомить учащихся с понятиями интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовное и материальное.
Задачи:
Воспитательная – понимание особенностей декоративно-прикладного искусства; осмысление места декоративного искусства в жизни общества; учиться в ходе восприятия декоративного искусства, и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства; создать психологический комфорт на уроке.
Познавательная - понимать значение древних корней народного искусства; особенности народного (крестьянского) искусства;
Методическая – отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне), создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства.
Материалы: альбомный лист, карандаш, ластик, краски (акварельные или гуашь), кисти, вода.
Наглядные материалы: картины, фотографии, фильм.
.
Организационный момент
Настраиваю учащихся на рабочую обстановку, проверяю готовность детей к уроку (альбом, простой карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши, фломастеры и т.д.).
Предлагаю школьникам сформулировать тему, цели и задачи урока.
2. Создание проблемной ситуации
Задаю проблемный вопрос классу, ответить на который попрошу учащихся в конце урока, при подведении итога:
- Какие предметы являются жизненно важными в крестьянской избе?
Но прежде, давайте вспомним, на сколько частей делился мир древних славян? ( на три). Объясните, как назывались эти миры?
Внутренний мир русской избы тоже напоминал устройство мира: потолок у славян ассоциировался с небом, пол с землей, а подпол с подземным миром.
Из каких материалов делали славяне дом? (из дерева) Назовите породы деревьев, которые брали славяне для строительства дома? (сосна, лиственница, дуб, ель).
Какими защитными символами и образами украшали и защищали славяне свой дом? (Богинями Берегинями, изображением коня, древом жизни, птицами).
3. Мы сегодня отправимся в путешествие на Север нашей страны, где еще сохранились деревянные русские избы. Экскурсия наша будет познавательной, многое из того, что мы рисовали ранее на уроках, будет встречаться Вам, будет Вам знакомо.
Показ фильма.
Задание: Впишите название предметов интерьера крестьянской избы.
Красный угол_____________________________________
Печь, ухват, полати, полавошники____________________
Полотенце, ушат, люлька, стол, лавка_________________
Мужская половина дома: коса, топор, молоток, пила____
Женская половина дома: посуда, ложки, миски, прялка, ткацкий стан
Орнамент, полотенце, дорожки, скатерть_______________
Ендова____________________________________________
Ухват, чугунок_____________________________________
Скопкарь__________________________________________
Вальки____________________________________________
Детская люлька_____________________________________
Рубель____________________________________________
5. Просмотр и устная работа с картинами детей 5, 7 классов.
6. Педагогический учебный рисунок на доске и одновременная работа учащихся.
Учитель рисует на доске с объяснением, ребята переносят изображения в альбом.
Ученики обогащают свои рисунки изображением крестьянских вещей: прялка, ушат, ухват, люлька, полотенца, дорожки и др.
На данном этапе урока у учащихся формируются навыки самостоятельной работы.
Контроль со стороны учителя изобразительной деятельности детей.
По окончании работы над эскизом, учащиеся приступают к работе красками.
Цветом закрашивают большие участки альбомного листа с последующей проработкой.
7. Домашнее задание
Всем: найти 3-4 иллюстрации, вклеить их в тетрадь: деревянные узоры, резьба, роспись русских изб (окна, крыша, ворота).
По желанию: составить мини-рассказ о деревянных узорах русской избы.
8. Выставление оценок.
9. Организованное окончание урока.