Роль фразеологических словарей в развитии предметных и метапредметных результатов

Роль фразеологических словарей в развитии предметных и метапредметных результатов
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью – будь то ценностно – моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии. Говоря о преподавании русского языка и литературы в школе, хочется отметить формирование УУД при работе с фразеологическими словарями. На уроках русского языка и литературы, анализируя художественные тексты, мы часто говорим о том, какую роль играют фразеологизмы в речи, об их оценочных значениях. Удачно употребленный фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературы и публицистике.
Таким образом, при работе с фразеологическими словарями, мы от универсальных учебных действий выходим на предметные и метапредметные результаты. Поэтому данная тема является актуальной в современной методике преподавания русского языка и литературы.
С точки зрения предметных результатов словарь дает представление о фразеологизме как строительном материале предложения, о том, что они обладают такими существенными признаками как устойчивость, воспроизводимость, целостность значения и расчлененность состава, незамкнутость структуры и т.д. К токому выводу учащиеся приходят при выполнении заданий таких заданий, как: создание синонимичного ряда фразеологизмов, подбор фразеологизмов - антонимов, создание словаря фразеологизмов.
С точки зрения метапредметности работа с фразеологическими словарями позволяет учащимся находить информацию и обрабатывать ее. Например, при работе со словарной статьей, учащиеся выясняют, что о фразеологизме сообщаются сведения с точки зрения его происхождения. Это важно для понимания значения фразеологизма. Проанализировав информацию ученики пришли к выводу о том, что основную часть составляют фразеологизмы исконно русские (ищи ветра в поле, водой не разольешь, в один голос и т.д.) меньшую часть составляют заимствованные из других языков (разбить наголову, порочный круг, проглотить пилюлю и др.)
Формирование коммуникативных умений учащихся начинается с создания собственного высказывания. Здесь целесообразно использовать такие задания, как: введение в устную речь в различных жизненных ситуациях (происходит на всех этапах работы по теме), введение в письменную речь (создание текста с использованием фразеологизмов).
Наиболее продуктивным видом деятельности является анализ художественного текста с целью определения роли фразеологизмов при создании художественного образа, при описании характера героя. Так в произведениях В. М. Шукшина авторская речь и речь героев неповторимо своеобразны, как-то по-особому выразительна, метка и образна. Чем достигается данный эффект? Анализ ряда произведений В. М. Шукшина показал, что этому в немалой степени способствует использование фразеологических оборотов в речи автора и его героев.
Учащимся предлагается проанализировать рассказы В.М. Шукшина «Охота жить», «Ванька Тепляшин», «Сураз», «Верую», «Миль пардон, мадам», «Чудик».
Таким образом, результатом данной работы стали такие личностные результаты:
1. Чувство включения во взрослую речь путём понимания идиом.
2. Осознание совершенствования своих возможностей по построению речевого высказывания.

3.Повышение самооценки

Метапредметные результаты:
1. Самостоятельный поиск (не всегда осознанный ребёнком)
2. Умение пользоваться словарём.
3. Умение строить коммуникативное высказывание, объясняющее смысловое значение.
4. Улучшение построения структуры высказывания (как письменного, так и устного).
5. Создание сценки – иллюстрации на заданную темую
6. Улучшение коммуникации в группе.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых  и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно – личностного, познавательного развития учащихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Такие УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.

15