Методическая разработка пробного урока математики в 3 классе по теме «Измерение и построение углов с помощью транспортира»
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский педагогический колледж»
Методическая разработка пробного урока математики
в 3 классе по теме «Измерение и построение углов с помощью транспортира»
студентки 42 КП группы
Голубевой Ксении Владимировны
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Специальность 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Преподаватель теоретических основ
начального курса математики с методикой преподавания
Якименко Лариса Юрьевна
Белгород, 2015
Тема: «Измерение и построение углов с помощью транспортира»
Цели:
а) предметная: научить измерять и строить углы с помощью транспортира, закрепить умение решать задачи.
б) по формированию УУД:
Личностные: содействовать формированию способностей к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: учиться определять и формулировать цель на уроке, уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно - составленному плану: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формировать коммуникативность, компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Оборудование: учебник «Математика», 3 кл. часть 1, (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская), рабочая тетрадь, мультимедийная установка, транспортир, линейка, будильник, весы, карточки для рефлексии.
План урока:
Организационно- мотивационный этап – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 5 мин
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи – 5 мин
Изучение нового материала – 17 мин.
Первичное закрепление – 2 мин.
Повторение ранее изученного – 12 мин.
Подведение итогов – 1 мин.
VIII. Этап информации о домашнем задании – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Методические примечания
I Организационно– мотивационный этап
У: Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Все за парту тихо сели, на меня все посмотрели. Меня зовут Ксения Владимировна и сегодня урок математики у вас проведу я. Откройте свои тетради и запишите дату, классная работа. Покажите свою готовность.
Д: Приветствуют учителя, записывают число, классная работа.
Прием настроя на работу.Дидактическое средство: слово учителя
II Актуализация опорных знаний учащихся
У: Начнем наш урок с математической разминки. К доске пойдет .
8
40
54
46
63
200
64
40
8
5
40
т
р
а
н
с
п
о
р
т
и
р
А-54 И-5
П- 200 С- 63
Р- 40 О- 64
Н- 46
У: Ребята, на доске вы видите буквы. Я буду поочередно диктовать вам выражения, значения которых вы должны найти и написать эти значения рядом с каждой буквой. Эти буквы мы впишем с вами в таблицу под соответствующие им ответы.
Итак, начнем.1) 72 уменьшим в 9 раз
2) Найти значение разности чисел 84 и 30
3) Делимое 45, делитель 9, найдем значение частного
4) найдем сумму чисел 120 и 80
5) найдем произведение чисел 9 и 7
6) Найдем значение разности чисел 86 и 46
7) 1 множитель -8, 2 множитель- 8, найдем произведение
8) Уменьшаемое- 54, вычитаемое- 8. Найдем значение разности
У: Итак, какое слово у вас получилось?Д: Транспортир
У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с транспортиром.
Работа у доски.
Прием нахождения значений выражений
III Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
У: Давайте с вами вспомним, что такое транспортир.
Д: Это инструмент для измерения углов
У: Возьмем его в руки и рассмотрим. Чем шкала транспортира отличается от шкалы линейки, весов, часов?
Д: Шкала транспортира - полукруглая. Начинается от 00- 1800
У: Какое предназначение этих предметов?
Д: Часы - для того, чтобы узнавать время; весы - чтобы узнавать массу предметов, линейка для измерения длины
У: А для чего нужен транспортир?
Д: Для измерения углов
У. Еще?
Д: Для построения углов.
У: Так какая же тема нашего урока?
У: Тема нашего урока «Измерение и построение углов с помощью транспортира»
У: А какую цель мы будем перед собой ставить?
Д: Формулируют цель
Слайд 1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Показ наглядности: весы, часы, линейка, транспортир
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Слайд 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
IV Изучение нового материала.
У: Откроем с вами учебники на стр. 94. Кто прочитает задание?
Д: Один из учеников читает задание
У: Чему мы сегодня научимся?
Д: Строить углы, измерять их с помощью транспортира.
У: Итак, приступим. Как вы будете измерять углы расскажет
Д: Отмечаем точку и проводим из нее луч.
Прикладываем к лучу транспортир: начало луча и центр транспортира должны совпадать.
На шкале транспортира, через нулевое деление которой проходит луч, находим деление, соответствующее величине угла и отмечаем его точкой.
Убираем транспортир и с помощью линейки проводим второй луч из начала луча через отмеченную точку.
У: Запишите их величины в тетрадь.
(АВС=500 (ОЕК=1300
К доске пойдет и выполнит 2 часть задания - построить углы. С чего начнем построение?
Д: Отмечаем точку и проводим из нее луч.
У: Как будешь прикладывать транспортир?
Д: Центр транспортира прикладываю к началу луча.
У: Где будем отмерять величину угла?
Д: На шкале деления отмечаем точкой.У: Что делаешь далее?
Д: Убираю транспортир и провожу 2 луч из начала луча через отмеченную точку с помощью деления.
У: Т.о. мы построили угол 300 . Для того, чтобы построить углы, есть определенный алгоритм. Прочитайте его на стр. 94.
Д: Читают алгоритм:
1. Нужно приложить центр транспортира к вершине угла.
2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через деление 0 одной из двух шкал.
3. Определить через какое деление этой шкалы проходит другая сторона угла.
Словесный метод – беседа
Практический метод
Словесный метод – работа с книгой
V.Первичное закрепление
У: Выполним задание 1. Леша и Ваня измеряли один и тот же угол, но получили разные ответы. Определи по рисунку, кто из них прав? (Слайд)
У: А теперь, используя алгоритм, построим углы величиной 200 и 1400. Постарайтесь не допустить ошибок.
Д: Выполняют задание у доски.
У: А теперь самостоятельно начертите углы, величиной 350 и 1700.
Д: Выполняют задание в тетради самостоятельно
Физминутка
- Ты нам Математика даешь для победы трудностей закалку. Учится с тобою молодежь развивать и волю и смекалку.
Ребята, покажите руками развернутый угол, прямой угол, острый угол, а теперь тупой угол (повторить)
Слайд 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Метод самостоятельной работы
Форма: фронтальная
Слайд 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
VI.Повторение ранее изученного
У: Выполним №188. Прочитайте задачу. (Д: Читают задачу)У. О чем эта задача?
Д. О том, что к Новому году изготовили украшения: фонарики, снежинки и елочки.
У: Что в задаче известно?
Д: Елочки- 9 шт.
У: Что нужно найти?
Д: Сколько украшений смастерили.
У: Сколько елочек сделали?
Д: 9 штук.
У: Сколько фонариков?
Д: Неизвестно, но на 12 больше, чем елочек.
У: А сколько снежинок?
Д: Неизвестно, но в 3 раза больше, чем елочек.
У: Давайте выполним краткую запись. Начнем с того, что нам известно. Еще раз скажем, что известно?
Д: Что елочек было 9.
У: Что сказано про фонарики?
Д: Неизвестно, но на 12 больше, чем елочек.
У: Известно, сколько снежинок?
Д: Нет
У: Но что про них сказано?
Д: Что их в 3 раза больше, чем елочек.
У: Что нам требуется найти?
Д: Сколько всего украшений было.
У: Что узнаем 1 действием? 2? 3?
Д: Сколько было снежинок; фонариков; украшений всего.
У: Как нам ответить на вопрос задачи?
Д: Сложить количество снежинок, фонариков, елочек.
У: Давайте решим ее у доски. К доске пойдет .
Д: Е. - 9укр.
С. - ?, в 3 р.б. ?
Ф. - ?, на 12 укр. б.
1) 9(3= 27 (укр)- снежинки
2) 9+12= 21 (укр)- фонанарики
3) 27+21+9= 57 (укр.)- всего
Ответ: 57 украшений.
У: А теперь, составим обратную задачу. Давайте вспомним , какая задача будет обратной?
Д: В обратной задаче искомые величины уже известны. Надо составить такое условие задачи, чтобы найти ранее известную величину.
Д: 1. Для украшения класса ребята смастерили 57 украшений. Фонариков сделали 21 шт., а елочек- 9. Сколько сделали снежинок? Во сколько раз елочек сделали меньше, чем снежинок?
Ф. - 27 укр.
Е. - 9 укр 57 ук.
С. - ? во ск. раз ? м.
21+9= 30 (укр)- Ф и Е
57-30= 27 (укр)- С
27:9= 3 (раза) – меньше елочек
Ответ: 27 украшений, в 3 раза меньше.
Физминутка (зарядка для глаз)
2. Для украшения класса ребята смастерили 57 украшений. Снежинок было 27, фонариков- 21. Сколько елочек смастерили? На сколько снежинок смастерили меньше, чем фонариков?
С. - 27 укр.
Ф. - 21 укр. На ск. ? м. 57 укр.
Е. - ? укр.
27+21= 48 (укр.)- С и Ф
57-48= 9 (укр.)- Е
27-21= 8 (укр)- меньше снежинок
Ответ: 9 елочных украшений, на 8 украшений меньше.
У: Молодцы, ребята! Приступим к №189. Какое время показывают часы?
Д: 3 часа
У: Какой угол образуют стрелки?
Д: Прямой угол
У: В какой еще момент времени стрелки часов образуют такой же угол, если минутная стрелка будет направлена вверх?
Д: В 9 часов.
У: Где минутная стрелка, где часовая?
Д: отвечают на вопрос.
У: Давайте с вами вспомним, какие углы eщe могут быть.
Выполним задание 2.
У: В какие моменты времени стрелки часов образуют острый угол, тупой угол? Д: В 14:50, 15:10
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Метод беседы
Форма: фронтальная
Графическая модель задачи.Метод выполнения упражнения
Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Прак. метод – решение задачи
Слайд 7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Прак. метод – решение задачи
Слайд 8
Слайд 9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайды 9, 10
VII Подведение итогов
У: Итак, ребята, подведем итоги урока.Как называется прибор для измерения углов?
Д: Транспортир
У: Какие цели мы перед собой ставили в начале урока?
Д: Формулируют цель
У: Мы их достигли?
Д: Ответы детей
Метод беседы. Прием обобщения пройденного материала.
Прием самоконтроля
Метод формирования сознания. Средство: слово учителя.
VIII. Рефлексия
У: Ребята, дополните фразы:
Я научился
Теперь я умею
Было трудно
Спасибо за урок!
Прием рефлексии
Слайд 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Root Entry