Реферат по социальной педагогике для 9-11 классов Профессиональная ориентация учащихся: социально-педагогический аспект
«ГБОУ НПО РО АККПУ»
РЕФЕРАТ
по теме: «Профессиональная профориентация учащихся: социально-педагогический аспект».
Разработала: социальный педагог Поливанова Олеся Ивановна
г. Азов
2015
Содержание:
История становления профориентации 2
Цели и задачи профориентации 3
Профессиональное просвящение учащихся 4
Профессиональная консультация учащихся 6
Профессиональный подбор учащихся 7
Социально-профессиональная адаптация молодёжи 8
Профессиональное воспитание учащихся 9
Список литературы 10
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первогопрофконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точкезрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности.Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, апотому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно,что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, аследовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходитв глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений испособностей. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилонепроводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширнымпо тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральнойфигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество,петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли егоумения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всехчетырех арифметических действий.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал системуопределенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можнобыло бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографическиеданные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу.Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытанияогнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях кучению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительногопериода образования.
Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолелзнаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, оносновал свою школу, допуск в которую открывал после серии различныхиспытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивалважную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не изкаждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значениедиагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал такжевнимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеятьсяслужит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательноотносился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение закаждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказыватьсяи, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.
В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространеннаядолжность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесьпоявились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметноспособствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей,осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Темуэкзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственнуюпроверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отборапретендентов.
Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий онвоспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставкимедицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г,). На выставкепосетители могли проверить свои физические способности, некоторыефизиологические возможности организма и психические свойства — всего по 17показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких,становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различениецветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337человек.
В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годыXX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят рядобследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. Впроцессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекаютнаибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому илииному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.Им были заданы вопросы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончаниишколы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем бы тебе самомубольше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твоиродители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.
Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать вобщей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовкишкольников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному,производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств,обусловливающих потребность и возможностьуспешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать внародном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательно и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность,дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники,технологии, организации и экономики производства.
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовойподготовки молодёжи.Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами,
информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условияхтруда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым
ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средствамассовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в центрепроводят полный цикл диагностического обследования школьников даннойтерритории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средствадиагностики и обработку полученных данных ЭВМ.4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказываютпомощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессиональногоотбора в УПК и на предприятиях.
6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и
профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК,предприятий и учреждений.
8.Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихсяпрофориентационной работой.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудовогообучения. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихсяявляется профессиональное просвещение-сообщение школьникам сведений о различныхпрофессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах,условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые иобщепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина,принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому окладу,оплата труда по конечным результатам труда в сельском хозяйстве и т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированиюих о потребностях народного хозяйства в кадрах поставлена и в Основныхнаправлениях (реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должнапроводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся напрофессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякогорода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь кокончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.
Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе попрофпросвещению, — связь его с жизнью.
Урок—основная организационная форма учебно-воспитательного процессав школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса.
Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональномупросвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательныесведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока.
Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа,ситуационных производственных задач, использования литературных источников,звукозаписи и т.д. Урок трудового обучения служит важнейшим звеном впрофессиональном просвещении. Основными методами при этом являютсяпрактические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий.
Но, для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние наформирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям,необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях,осовременном производстве, об условиях труда, технологических процессах,требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п.
Профессиональное просвещение во внеурочное время. Большая роль впрофпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочныммероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученическиепроизводственные бригады, школьные лесничества и т. д.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе. Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят классныеруководители, учителя-предметники или представители разных профессий,
наставники. Такие беседы но посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с пой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану: . /. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется
профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий
лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;
предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер
(функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда;
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные
качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности,
специальные требования к физиологическим и психологическим
особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и
т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные
комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональнойподготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.
Задачи, содержание и формы профессиональной консультации. В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в VIII и X (XI) классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
Уточняющаяпрофконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п.
В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты: психолого-педагогический, медицинский, информационно-ознакомительный, справочно-информационный.
психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи
учащимся в осознании себя активными участниками общественно- трудовой деятельности.
Медицинский аспект профконсультации определяет физическую пригодность школьника к избираемой профессии в соответствии с состоянием его здоровья, а также физиологическими особенностями организма.
Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений учащихся о различных видах профессиональной деятельности.
Справочно-информационный аспект беседы связан с конкретными сведениями о возможности получения специального образования, трудоустройства (об учебном заведении, его местоположении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационного и должностного роста).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) УЧАЩИХСЯ.
Цели и задачи профотбора (подбора). Составная часть профориентации —
профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшейвероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с
нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональнуюпригодность человека на основе существующих у людей физиологических иинтеллектуальных различий.
К. X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям
является одной из составных частей научной организации труда.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ.
Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся кбудущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, служащих к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в хозяйстве.
Профессиональная адаптация как процесс приспособления к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении
молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретнойсоциально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника и т. д. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией; стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ.
Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее
поколение, результатом которого является формирование личности советского
человека. Важнейшими составными частями коммунистического воспитания являются
идейно-политическое, трудовое, нравственное, физическое и эстетическое
воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и
важнейшая часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в процессе
учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической
направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и
освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным
воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.
Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации
школьников. В процессе профессионального становления будущего
квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение
(профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовыхобъединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в .профессиональном учебном, заведении, (овладение
соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей):
3. Начало трудовой .деятельности (профессиональная адаптация в период
прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище,' техникуме, вузе умений И навыков, приобретение опыта
работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).
Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет
сущность процесса профессионального воспитания.
Цель профессионального воспитания в советской системе образования —
формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.
2.Профориентация молодёжи. М., Высшая школа,1978,
3.Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
4.Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов; Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвящение, 1988.
5.Самсонкина Л.В., Миттельман Р.И. Воспитывать в труде, К. Рад.школа,1988.