Родительское собрание по теме Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка учащихся

Фурина Ольга Васильевна
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Кунгурского района Пермского края

Родительское собрание
«Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка учащихся»

Цель: осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение ими некоторыми приёмами поддержки детей в этом выборе.
Задачи:
Расширить степень информированности родителей по вопросу профессионального выбора детей и предпрорфильной подготовки;
Проектирование содержания воспитательного взаимодействия родителей с детьми по профессиональному самоопределению;
Научиться оказывать помощь ребёнку в его профессиональном выборе.

Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания – «Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка учащихся»
Среди тысяч принимаемых человеком решений два являются наиболее значимыми: выбор спутника жизни и выбор профессии. У выпускников школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного – профессионального.
Свобода выбора, увеличение количества профессий и специальностей, усложнение квалификационных требований породили множество проблем профессионального самоопределения.
В советское время поощрялась верность избранной профессии, осуждались «летуны» и с особой гордостью в адрес какого-либо человека произносилась фраза: «У него только одна запись в трудовой книжке». Старшее поколение выросло в уверенности, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. В настоящее время нередко можно услышать такой вопрос: «Он кто по профессии? А где работает?» По мнению западных психологов, человек каждые 7 лет должен менять либо профессию, либо направленность в ней, иначе наступит его творческий застой.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время?
Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся, В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
Секрет формулы «Могу, хочу, надо»
В профориентации десятилетиями используется схема «могу, хочу, надо». Мы привычно говорим ученикам, что выбор можно считать правильным при совпадении этих трех «колец». Вроде все правильно. Но на практике «могу, хочу и «надо» расползаются друг от друга все дальше «хочется» одного, «можется» другое, а «надо» третье.
Под «Могу» понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Профильное обучение - как подготовку к поступлению в вуз. Профессиональные пробы в школе невозможны из-за отсутствия материальной базы и кадрового обеспечения.
Могу давать уроки английского, немецкого, французского.
Но не хочу.

«Хочу» самое слабое звено среди трех колец. В основе «хочу» лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяются ценностями. Потребности бывают «разумными», и «неразумными».
Под «Надо» традиционно понимают требования рынка труда системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями.
Кто отвечает за выбор профессии?
Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии это его самостоятельный выбор.
Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя.
Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Психологическая готовность к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых в таком важном вопросе.


Почему подросток, оканчивая школу,
не проявляет никаких выраженных интересов,
хотя успеваемость в целом ровная по всем предметам?
(Обсуждение с родителями)


Какие конкретные шаги
могут предпринять родители,
чтобы помочь детям в выборе профессии?

Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление.
Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.

ЕГЭ выбирает ВУЗ за вас
Современный школьник должен теперь выбирать не столько вуз для поступления после школы, сколько перечень экзаменов, к которым он должен интенсивно готовиться два года.
Профили обучения в 10 классе.
Необходимо определить для поступления не одно учебное заведение и не одну профессию, а подобрать ещё и родственную той, которую очень хочется получить. Обязательно рассматривать наихудший вариант тоже.











13PAGE 15


13PAGE 14415