«Профессиональная ориентация школьников 9-х классов на занятиях элективного курса «Уроки ремонта».


«Профессиональная ориентация школьников 9-х классов
на занятиях элективного курса «Уроки ремонта».









Оглавление

Введение 2
Формы и методы профориентации 4
Организация занятий элективного курса 9
Используемые ресурсы 11









Введение.
В настоящее время сохраняется ситуация, когда значительная часть школьников к моменту профессионального самоопределения, не достигает необходимого уровня общеобразовательной и допрофессиональной подготовки, проявляет признаки социальной инфантильности, отказ от самостоятельности в принятии решений, безответственного отношения к вопросам жизненного выбора и постановке перспективных целей. Учитывая, что проблемы, связанные с процессом жизненного и профессионального самоопределения школьника, усугубляются особенностями его личностного развития в этом возрасте, очевидна необходимость педагогического сопровождения формирования у него представлений о профессиональной карьере.
Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те, или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяли свое содержание и понятия. Термин “профориентация” развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Таким образом, профессиональная ориентация - это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности. В рамках реализации курса ориентировать школьников, конечно же невозможно, но какие методы работы можно применить для организации профориентационной работе на занятиях курса «Уроки ремонта».
Актуальность: Проблема самоопределения сегодня приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к выпускнику школы особые требования. Осознание данных требований, а также своих субъективных качеств, баланс между ними – наиболее существенные характеристики определившейся личности. В понятии самоопределения выражается активная природа внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Наша школа сельская, большая часть обучающихся заканчивают обучение в 9-м классе и поступают в среднее профессиональные учебные учреждения образования. Как известно, строительные ремонтно-отделочные работы являются одними из самых массовых как в производстве, так и в быту видов деятельности, что делает изучение их особенно актуальным. На современном рынке труда профессии, связанные с ремонтными работами является стабильно востребованными. Программа элективного курса «Уроки ремонта» рассчитаны на 17 часов, а профориентация это целостная система, которая реализуется в течении длительного периода времени. Ориентация школьников на рабочие профессии может быть успешной, если она будет организована как система, если работа по профориентации будет проходить совместно с другими специалистами. Поэтому необходимо определить методы и формы профориентационной работы как на занятиях элективного курса, так и всей системы профориентационной работы.
Целью профессиональной ориентации является формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Объект исследования: процесс организации профориентации обучающихся на занятиях элективного курса «Уроки ремонта».
Предмет исследования: профессиональная ориентация учащиеся 9-х классов.
Цель исследования: Проанализировать и определить методы профориентации на занятиях элективного курса.
Задачи исследования:

Ознакомиться с основными понятиями профориентации.
Ознакомиться с основными методами организации профориентации.
Создать организационно-методическую систему, обеспечивающую профориентацию учащихся 9-х классов на занятиях элективного курса.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).





Формы и методы профориентации.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Понятие “профориентация” кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз- это ориентация школьников на те, или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
1 Профессиональное просвещение:
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Профессиональная проба профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
определяется уровень их готовности к выполнению проб;
обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
2 Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различные профессии предъявляют конкретные требования к психологическим, а также физиологически особенностям личности.
Психофизиологические особенности человека – это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению профессией или группой профессий. Но в связи с этим встает вопрос: как же правильно определить эти особенности и свойства личности? Ведь вся трудность состоит именно в том, что особенности психики школьника не могут быть полностью определены учителем, так как далеко не всегда в учебной и внеклассной деятельности учащихся можно создать условия, подходящие для их проявления. Школьная деятельность лишь в какой-то степени моделирует условия труда, поэтому не все профессионально важные особенности могут быть полностью проявлены .
С другой стороны, трудность состоит в том, что необходимо определить не только существующий уровень развития личности, но и возможности ее развития (видеть перспективу).
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
3 Профессиональная консультация учащихся.
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.
Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.
В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
4 Профессиональный отбор (подбор) учащихся.
Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяет профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.
5 Социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе.
















Организация проведения занятий элективного курса «Уроки ремонта»
В рамках реализации курса ориентировать школьников, конечно же невозможно, но совместно с учебным курсом «Путь в профессию», классными руководителями, медицинским работником, школьным психологом, дополнительным образованием можно построить систему профориентационной работы.
На занятиях курса «Путь в профессию» школьники 9-х классов знакомятся и изучают со своими психологическими особенностями. Проходят профориентационные и личностные опросники и тесты. На занятиях кружка «Путь в профессию» учащиеся 8-9 классов знакомятся с различными профессиями и специальностями, посещают учреждения, где в реальных условиях встречаются со специалистами различных областей.
Как же сделать выбор профессии для школьников именно их выбором? Школьника можно лишь заинтересовать. Стоит предложить ему посетить дни открытых дверей учебных заведений, которые проводятся ежегодно. Здесь он не только узнает об особенностях специальности, которую собирается изучать, но и познакомится со своими преподавателями. Если же школьник, по его мнению, знает, какой профессией он хочет овладеть, а родители сомневаются в его выборе, можно предложить ему посетить подготовительные курсы, которые многие факультеты проводят для старшеклассников. Во время обучения на таких курсах, школьник сможет проверить, насколько верно он выбрал специальность, соответствует ли она его способностям.
Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
В ходе проведения занятий «Уроки ремонта» происходит знакомство с деятельностью маляра, штукатура, плотника, плиточника, отделочника, дизайнера. Знакомство с этими профессиями можно проводить через беседы, но это требует много времени, что в ходе реализации курса просто невозможно. Поэтому школьников можно разделить на группы, и предоставить возможность самостоятельного поиска информации о той, или иной профессии. А затем на занятиях презентовать профессию.
Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по такому плану:
1.Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2.Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3.Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4.Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.
Так как курс «Уроки ремонта»- практический курс то на занятиях учащиеся, выполняя различные практические задания, выполняют профессиональные пробы.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
-даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
-моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
-определяется уровень готовности школьников к выполнению проб;
-обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения.
В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это могут быть: краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д. Но предпочтительно, чтобы у школьников создалось целостное представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, а содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат четко должны отвечать принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность, включающего ситуации для проявления специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей школьника.




Используемые ресурсы:
1. Психология труда / А.В. Карпов, Е.В. Конева, Е.В. Маркова. – М.: Владос, 2005.
2. Психология труда / О.Г. Носкова. – М.: Академия, 2007.
3. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
4. Теория и практика профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999.
5. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. Климов Е.А.- М., 1990.

6. Я выбираю профессию. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. - М.: УЦ "Перспектива", 2002.

7. Профориентация старшеклассников. Павлова Т.Л. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

8.Психология популярных профессий/ Пд ред Л.А. Головей. - СПб.: Речь, 2003.

9.Секреты выбора профессии. Резапкина Г.В. - М.: Генезис, 2003.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215