Библиотечный урок Твой верный друг-словарь






Библиотечный урок «Твой верный друг словарь»

Для 7-8 классов (с использованием интерактивных методов).
Цель: Познакомить со словарями , как одним из видов справочной литературы, развивать и совершенствовать навыки работы со словарями.
Оборудование: Выставка словарей: толковый, орфографический , словарь иностранных слов, русско-украинский и украинско – русский словарь,
этимологический , фразеологический,

Эпиграф: «Не бойтесь заглядывать в словарь,
Это пышный сад , а не унылая пропасть»

Ход урока

1. Библиотекарь. .
Ребята! Я всем вам желаю хорошего творческого настроя на все 45минут будьте активными , внимательными, доброжелательными, терпимыми к высказываниям своих одноклассников.
2. Участники урока делятся на группы.
Группам предлагается выбрать руководителей. Руководители групп вытягивают карточки с названием групп :
«Эрудиты».
«Читатели».
«Книголюбы».
На столы устанавливаются таблички с названием групп.
3. Учащиеся обсуждают правила работы в группах.

Участники высказываются, библиотекарь обобщает правила в стихотворной форме.
ПРАВИЛА

Правило активности.
Всякий должен быть активным
Группа станет очень сильной.
Правило корректности.
Не оценивать суждений.
Говорить о том, что нас
Здесь волнует и сейчас.
Правило конструктивности.
Ситуация проста:
Должен каждый говорить
И проблему обсудить.

Библиотекарь обращает внимание детей на плакат, который висит на доске:
«Трава, куст, дерево», на книжки на столах.
- Ребята! Если ваши ожидания от урока сбудутся, то книжки на плакате поместите на дерево, если частично сбудутся - на куст, если совсем не сбудутся - на траву.
4. Мотивация урока.
- Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, общаясь с друзьями, вы , наверняка, встречали целые выражения, или отдельные слова, которые вам не понятны. И, конечно же, возникает потребность понять их значение.
К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь? (к словарям).
- А когда в диктанте сделали ошибку, и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (к словарям).
- Многие ученики разговаривают на русском языке, а во время написания работ на украинском языке возникают трудности. К какой книге обращаетесь за помощью?(к словарям).
Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарю. Это необходимая книга, верный помощник в учебе.

5. Объявляется тема урока.
Сегодня вы познакомитесь с разными словарями , будете учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.
6. «Микрофон» (интерактивный метод)
А теперь участники групп с помощью микрофона дают ответы на поставленные мною вопросы, все что связано с работой библиотеки. Отвечает только тот , у кого в руках микрофон.
Вопросы:
В школе ты ученик, а в библиотеке? (читатель).
Как называют учеников, которые вовремя не сдали книгу в библиотеку (должники).
На чем в библиотеке расположены книги? (на стеллажах)
Сколько дней можно читать книгу? (15 дней).
Для чего в библиотеке книжные выставки? (для раскрытия фонда)
А какую роль в библиотеке выполняют словари? (справочную).
7. Внимание учеников обращается на доску. На доске написано слово:
С - справочник
Л - книга
О - помощник
В - переводчик - предполагаемые
А - толкователь ассоциации
Р - алфавит
Ь – поиск и т.д.
Какие ассоциации возникают у вас с произношением этого слова?
Учащиеся высказываются, их ассоциации записываются на доске напротив слова «словарь».
8. «Мозговой штурм» (интерактивный метод).
Вопрос: Ребята! А какие вы знаете словари? (перечисляют)
Работа библиотекаря с выставкой:

Толковый словарь - коротко и доступно
раскрывает лексическое значение слов.
Словарь иностранных слов - расположены слова заимствованные из разных языков.
Фразеологический - дает объяснение некоторым устойчивым выражениям, которые свойственны данному языку.
Этимологический – словарь, который объясняет происхождение слов.

Словарь-собрание слов, с толкованием, пояснением и переводом на другой язык и с другого языка.
Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.
Как вы думаете почему? (для удобства поиска).
А теперь предлагаю выполнить задание с помощью представленных словарей.

1 задание - «Когда рак на горе свистнет» - объяснить смысл (фразеологический словарь).
2 задание - «Книга» - объяснить происхождение слова (этимологический слов
3 задание - «Библиоман» - объяснить значение слова (толковый словарь).
9. Презентация словаря.
Руководители групп выбирают на выставке словари , с которыми на уроке еще не работали. Каждая группа работает с одним словарем .Учащиеся должны представить максимум информации о выбранной книге.
10. Продолжить фразу.
Каждая группа получает карточку с пословицей, окончание которой должны завершить учащиеся.
Не стыдно не знать, а стыдно (не хотеть знать).
Всякое полузнанье хуже всякого (незнанья).
Иная книга обогащает, а иная с пути (совращает).

11. Игра «Шифровальщики».
Библиотекарь предлагает руководителям команд выбрать по одной карточке . На каждой из них записана фраза, буквы в которой расположены в беспорядке. Необходимо правильно составить фразу.
Группа «Книголюбы» - «Анигк-икаявел щьве,капо векчело етуме юе тьвасяпольоз»-
«Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

Группа «Эрудиты»- «Кителиобиб –отэ цынивищкросо ехвс сттвгабо вечечелоского
ухад»-«Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого -духа».

Группа «Читатели»- «Чшелу татьчи огонемн,он тельнооснова»- «Лучше читать немного, но основательно».
.
Молодцы , ребята! Вы все хорошо поработали. Скажите друг другу комплименты. А теперь предлагаю приклеить ваши книжечки на плакат «Трава, куст, дерево» туда, куда вы считаете нужным.

12. Закончить урок словами:
«Не бойтесь заглядывать в словарь , это пышный сад, а не унылая пропасть».

15