Разработка урока по окружающему миру по теме Светофор — наш верный друг
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной в 1 «Б» классе.
учитель начальных классов
, УВК «Лозовская ООШ І-ІІІ ст. – вечерняя (сменная) школа»
Нагорная Лариса Владимировна
2013-2014 уч. год.
«Светофор – наш верный друг». Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной в 1 «Б» классе.
Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: сигналы светофора, дорожные знаки, индивидуальные карточки с цифрами - веер, музыкальное сопровождение, мультфильм «Смешарики», воздушные шары, карточки со зверушками, форма и жезл регулировщика, плакат “Дорожные знаки”, экран, презентация.
Содержание:
1. Организационный момент.
2. Сценка “Про умных зверюшек”.
3. Первоклассники о ПДД.
4. Сценка “Светофор”.
5. Игра на внимание.
6. Знакомство с дорожными знаками.
7. Регулировщик-постовой.
8. Игра на внимание.
9. Демонстрация мультфильма.
10. Интерактивная викторина.
11. Заключительное слово.
1. Организационный момент.
Дети садятся за парты под музыку. (Музыка № 1)
- Садитесь дети. Сегодня ребята у нас необычный урок, а чему он посвящён сейчас вы догадаетесь сами.
Город, в котором С тобой мы живем,Можно по праву сравнить с Букварем.Азбукой улиц,Проспектов, дорог,Город дает нам все время урок.Вот она, азбука,-Над головой:Знаки развешаны вдоль мостовой.
2. Сценка “Про умных зверюшек”.
Учащиеся в костюмах животных с перебинтованной головой демонстрируют сценку по стихотворению В. Лебедева-Кумача “Про умных зверюшек”.
Входит Зайка чуть живой.
- Где скакал?- На мостовой.Не послушал Зайка папу-Оторвали Зайке лапу.
На мостовой автомобилиЛисенка чуть не задавили.На мостовую нипочемНе надо бегать за мячом!
Кот катался без заботы,Не глядел на красный свет,Налетел на Бегемота,Поломал велосипед.
Курица на улицеЕдва не пропала,Потому что КурицаХодит где попало.
Прицепившись к задней шине,Мышка едет на машине.- Мышка слезь! Скорее слезь!Хвост тебе отдавят здесь.
Мчится Хрюшка за трамваем,Хвостик весело задрав.- На ходу не разрешаем,Заплатить придется штраф!
Говорит кондуктор Мишка:- Отцепитесь вы, Мартышки!Нее висите на подножке,Берегите ножки!
Правил движения звери не знали.Мышки – глупышки хвосты потеряли,Хрюшка - без шляпы,Зайка – без лапы.Плачут звериные мамы и папы.
- Ребята, почему так получилось? (Потому, что звери не знают дорожного движения.)
- Ребята, а кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Изучать правила дорожного движения.)
- Правильно, ребята, изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень внимательными. Мы узнаем о правилах поведения на дороге, познакомимся с дорожными знаками, сигналами светофора, встретимся с регулировщиком, инспектором ГИБДД. А в конце урока вы станете участниками викторины, чтобы верно ответить на ее вопросы, будьте внимательными. И так, начинаем изучать правила дорожного движения. А тема нашего занятия: «Светофор – наш верный друг». Слайд № 2.
Звери. Ребята, научите нас тоже правилам дорожного движения.
- Ну что, ребята, поможем зверятам? (Поможем.)
- Садитесь с нами и послушайте ребят.
3. Первоклассники о ПДД
На сцену выходят ребята, читают стихотворение о правилах дорожного движения.
1 ученик:
Бурлит в движении мостовая:Бегут авто, спешат трамваи.Все будьте правилу верны -Держитесь правой стороны.
2 ученик:
Объяснить можно запросто,Будь ты юн или стар:Мостовая - для транспорта,Для тебя – тротуар!
3 ученик:
Где улицу надо тебе перейтиО правиле помни простом:С вниманием налево сперва погляди,Направо взгляни потом.
4 ученик:
На проезжей части, дети,не играйте в игры эти. Бегать можно без оглядкиВо дворе и на площадке.
5 ученик:
Не висни на машине лучше –Грозит тебе несчастный случай.Напомни ротозею строго:
6 ученик:
Шум, движение, гул моторов.Сразу можно растеряться,Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.
Стоп! Здесь проезжая дорога!Кто так на улице резвиться,Потом окажется в больнице.
7 ученик:
Когда транспорт на дорогеУ обочины стоитОн обычно закрываетпешеходам общий вид.Грузовик или автобусОбходить опасно.Это каждый пешеход должен знать прекрасно.
8 ученик:
На проезжей части не катайтесь, дети,Ни на самокате,Ни на велосипеде.Мчатся по дорогеБыстрые машины,Там вы попадетеПрямо им под шины.
9 ученик:
Делаем ребятам предостережение:Выучите срочно правила движения!Чтоб не волновались каждый день родители,Чтоб спокойны были за рулем водители.
10 ученик:
Ученик показывает учащимся книгу Правила из этой книжкиНужно знать не понаслышке. И учить их не слегка,А всерьез – наверняка!“Правила дорожного движения”. Слайд № 3.
4. Сценка “Светофор”.
Учитель предлагает детям отгадать загадку:
Он имеет по три глаза,По три с каждой стороны.И хотя еще ни разуНе смотрел он всеми сразу –Все глаза ему нужны.Он висит тут с давних пор.И на всех глядит в упор.Что же это? (Светофор)
На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое ребят в костюмах сигналов (красный, желтый, зеленый)
Светофор:
Я и вежливый, и старый,Я известен на весь мир,Я на улице широкойСамый главный командир.Все меня, конечно, знают,Да и как меня не знать!Все отлично понимаютВсе, что я хочу сказать.Сигналы (хором):Наш домик – светофор,Мы три родные брата,Мы светим с давних порВ дороге всем ребятам.Красный:Самый строгий – красный свет,Если он горит – стой!Дороги дальше нет!Путь для всех закрыт.Желтый:Чтоб спокойно перешел ты,Слушай наш совет:- Жди!Увидишь если желтыйВ середине свет.Зеленый:А за ним зеленый светВспыхнет впереди,Скажет он:Препятствий нет,Смело в путь иди!
5. Игра на внимание.
Светофор: А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
Ученик показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке.
6. Знакомство с дорожными знаками.
- Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки.
Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.
На сцену выходят ученики с табличками дорожных знаков. )
1. Знак “Дети”: Слайд № 4
Я хочу спросить про знак.Нарисован знак вот так:В треугольнике ребятаСо всех ног бегут куда - то.
2. Знак “Движение пешеходов запрещено”: Слайд № 5
Если ты поставил ногуНа проезжую дорогу,Обрати внимание, друг:Знак дорожный – красный круг,Человек, идущий в черном,Красной черточкой зачеркнут.И дорога вроде, ноЗдесь ходить запрещено.
3. Знак “Велосипедная дорожка”: Слайд № 6
Шли из школы мы домой,Видим – знак над мостовой.Круг, внутри – велосипед,Ничего другого нет.
4 Знак “Пешеходный переход”: Слайд № 7
Пешеход, пешеход!Помни ты про переход!Он наземный,Похожий на зебру.Знай, что только переходОт машин тебя спасет.
5 Знак “Остановка автобуса”: Слайд № 8
Ожидаешь ты посадкиНа отведенной площадке.Не нужна тебе сноровка,Это место – остановка.
6 Знак “Переезд со шлагбаумом”: Слайд № 9
Машины мчат во весь опор,И вдруг навстречу знак.Изображен на нем забор.Шоссе закрыто на запор?
- Какие дорожные знаки вы запомнили?
7. Регулировщик-постовой.
- Посмотрите:ПостовойВстал на нашей мостовой,Быстро руку протянул,Ловко палочкой взмахнул.Не волнуется народ,Через улицу идет.И стоит на мостовойКак волшебник, постовой,Все машины одномуПодчиняются ему.
На сцену выходит учащийся в одежде регулировщика, с жезлом, в фуражке.
- Встаю я вместе с солнышкомИ позже всех ложусь.Я на посту ответственномВсе время нахожусь.Старайся быть внимательным,Спеши, не торопясь,Чтоб случая несчастногоНе числилось у нас.Идут спокойно граждане,Течет машин поток.И если все по правилам,Не слышен мой свисток.
- Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а учитель поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый сигнал.
3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
8. Игра на внимание.
Регулировщик: А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
- Молодцы, ребята. Я тоже хочу проверить, как вы усвоили правила дорожного движения. Я буду задавать вам вопросы, а вы, если так поступаете, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!» Приготовились?
- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
- Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
- Кто из вас в трамвае тесном уступает взрослым место?
- Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
- Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
- Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично. Спасибо.
Учитель. Ну что, зверята, теперь то - вы знаете правила дорожного движения и не будете их нарушать?
9. Демонстрация мультфильма. (Мультфильм № 1)
- Ребята, а зверята нам тоже приготовили сюрприз. Посмотрим мультфильм про Смешариков. (Пляшущие человечки и Мигающие человечки.)
-Да, ребята, с каким ещё светофором нас познакомили зверята?
10. Интерактивная викторина.
- А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила дорожного движения. Я вам предлагаю вопрос и несколько вариантов ответов, среди которых вы должны выбрать правильный. Номер правильного ответа покажите цифрой – но только по моему сигналу.
Вопросы викторины.
1. Под какой цифрой правильно расположены сигналы светофора? 1 Слайд № 10
2. Какой цифрой обозначен знак “Пешеходный переход”? 2 Слайд № 11
3. Какой из этих знаков запрещает движение на велосипеде? 2 Слайд № 12
4. Со скольких лет можно ехать на велосипеде по проезжей части? 3 Слайд № 13
5. С какой стороны нужно обходить автобус? 2 Слайд № 14
6. На каком рисунке дети нарушают правила поведения на дороге ? 2 Слайд № 15
7. Какой жест регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора? 3 Слайд № 16
8. Кто идет правильно: бабушка или внук? 2 Слайд № 17
9. Переходя дорогу, куда нужно посмотреть сначала, куда потом? 1 Слайд № 18
13. Заключительное слово.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с вопросами викторины. Сегодня на уроке мы подружились с правилами дорожного движения, с регулировщиком, с дорожными знаками, с инспектором ГИБДД. А с чего всегда начинается дружба? Дружба начинается с улыбки!
Исполняется песня “Улыбка” муз. В.Шаинского (Музыка № 3).
- На этом мы прощаемся до скорой встречи. Слайд № 19
Заголовок 1Заголовок 315