Урок на конкурс «Верный друг»
Тема : « Верный друг». Конь в жизни казака.
Коня и казака не разделяют,
Вместе живут и вместе умирают.
народная мудрость
Цель: Продолжить знакомство учащихся с жизнью казаков и воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; 2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .3. Образовательная. Показать особую роль лошадей в казачьем укладе жизни. Дать понятия « аллюр» и « джигитовка». Познакомить учащихся с современной джигитовкой
Ход урока:
План изложения нового материала:
Звучит отрывок песни « Ой, при лужку, при лужке» На доске написана тема урока и пословица
1.К лошадям у казаков всегда было особое отношение. В домашнем хозяйстве они занимали почетное место. слайд 1-2 Весь смысл взаимоотношений изложен в народной мудрости:
1.Казак сам голодает, а лошадь сыта.
2.Казак без коня, что солдат без ружья. 3. Казаку конь себя дороже.
4. Коня и казака не разделяют, вместе живут и вместе умирают
Дискуссия: Ребята, как вы понимаете смысл этих поговорок?
2. Воспитание любви к лошади начиналось с детства. В казачьей семье сына не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. В 3 года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в 12 они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь. С 17 лет казак назывался малолетка. Они принимали участие в скачках, стрельбе в цель на скаку, рубке лазы и т.д.. В 19 лет – приводился к присяге на верность службе. слайд 3-4. К моменту службы казак и конь это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне. А посмотрите, каков казак на коне: сидит не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, гордая, удалая: грудь вперед, плечи назад, голова запрокинута. слайд 5-6.У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на свой курень, быстро уезжал к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
Гибель боевого коня приравнивалась к гибели верного друга слайд 9. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.
3. Казак с детства знал особенности передвижения лошади. Как же передвигаются лошади? Работа над понятиями « аллюр, галоп, рысь, шаг, джигитовка» Способ передвижения лошади называется аллюр.
Работа в тетрадях ( запись): Аллюр- способ передвижения лошади
Аллюр бывает:1. естественный т.е. движение , которое лошадь имеет с рождения без специального обучения
4.Сообщение ученика. О естественных аллюрах нам расскажет Павленко Антон. Учащиеся записывают в тетрадь:
А.Шаг- самый медленный Скорость 4-6 км, Б.Рысь- ускоренный аллюр Скорость 45-48 км, В. Галоп – самый быстрый аллюр от 50 до 70 км.
5.Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма, посмотрев который вы должны ответить на вопросы: 1. Как называется искусственный аллюр ? С какой целью был создан? Просмотр фрагмента фильма « Энциклопедия Казачества» том1. часть 5.
Обсуждение с учащимися просмотренного фрагмента. Запись в тетрадь определения джигитовка. Джигитовка- движение лошади, выработанное у лошадей в школах верховой езды.
Закрепление: 1.Рассмотрите слайды 16-20. О чем они рассказывают? (О джигитовке) 2. Дайте определение джигитовка 3. Что такое Аллюр? Назовите самый медленный и самый быстрый аллюр.
4.Игра « Собери пословицу» Написанная пословица разрезана на отдельные слова и перемешаны. Два участника на скорость собирают пословицу и объясняют её смысл: 1. Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
2. Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)
3.Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает (казак и конь - вместе всегда) Игра проводится под фонограмму песни «« Ой, при лужку, при лужке»
Заключение: Стихотворение «Кони» Читается учителем и учащимися1.Кони, кони вы сказка и песня.К вам любви объяснить не смогу.Словно в детстве каком-то нездешнемВижу вас я в ночном на лугу.2.И куда б нас мечта ни носила,Долетая до новых планет,Будем мерить мы вашею силойНеуемную силу ракет.3.Но какою нам силой измеритьТо тепло, что рождаете вы?То стремленье прекрасному веритьВ тихом шуме дубрав и травы?То слиянье с природой чудесной,Что осталось в ночном на лугу? Все вместе: Кони, кони - вы сказка и песня! К вам любви объяснить не смогу.