«Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ». (Из опыта работы учителя-логопеда Рыженковой Н.В.)


МБДОУ «Детский сад №1»
«Взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ».
(Из опыта работы учителя-логопеда Рыженковой Н.В.)
Учитель – логопед
Рыженкова Н. В.

Обоянь 2015г. Говоря о работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, давно предполагается взаимодействие всех участников педагогического процесса ДОУ, а не только деятельность учителя-логопеда.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и воспитатель.
Формы взаимодействия:
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи;
по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
Беседа об особенностях работы с леворукими детьми (3 детей-логопатов).
Консультации для воспитателей на педсоветах.
Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда,медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи.
Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.
Учитель-логопед и педагог-психолог.
Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия:
Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.
Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедичесх знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.
Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.
Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.
Учитель-логопед и музыкальный руководитель.
На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Формы взаимодействия.
Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
Участие в организации и проведении театрализованных представлений.
Взаимодействие логопеда и родителей.
Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.
Цель - педагогическое просвещение родителей. (Внутри ДОУ и вне его.)
Формы взаимодействия.
Тестирование и анкетирование. Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.
Консультации – практикумы. Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.
Родительские пятиминутки. Родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Оформление логопедического уголка и тематических выставок. («Умелые руки язычку помогают». Представляются экспонаты, которые дети сделали вместе с родителями.)
Домашние игротеки. Знакомство родителей с простыми, но интересными и полезными играми, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
Праздники и развлечения. Родители привлекаются для участия.
Общие и групповые родительские собрания.
День открытых дверей.
Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.