Выступление на педсовете Планируемые результаты по чтению в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шелаевская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на педсовете на тему:
«Планируемые результаты обучения по чтению»
Учитель начальных классов – Тимофеева С.А.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика на основе системно-деятельностного подхода. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Достижению этой цели способствуют универсальные учебные действия - УУД.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это значит, что ученик может самостоятельно учиться добывать себе знания. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД
— Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
— Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
— Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
— Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
— Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества.
Регулятивные УУД
· Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
· Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
· Ориентироваться в учебнике;
· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
· Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· Слушать и понимать речь других;
· Выразительно читать и пересказывать текст;
· Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
· Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
_________________________________________________________
Так как мы формируем личность, то чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга.
«Чтение – вот лучшее учение!», - писал А. С. Пушкин.
В результате изучения курса выпускник начальной школы
осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и
для успешного обучения по другим предметам. У него будет
формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
Если взять рабочую программу по чтению, то планируемые результаты по чтению делятся на 2 блока:
- ученик научится …..
- ученик получит возможность научиться……
( зачитать из программы)
Все умения учащихся фиксируются в таблице предметных результатов.
( Диагностика папка)
Какая же работа ведется для того чтобы достичь планируемых результатов по чтению. Я работаю по ФГОС второй год.
При формировании УУД я использую в своей работе следующие современные технологии и методы обучения:
— Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
— Технология проблемного обучения
— Здоровьесберегающая технология
— Дифференцирование
— Моделирование
— Проектно-исследовательская деятельность
— технологию критического мышления)
Уже начиная с подготовки использовала технологию моделирования слов
Слайд 1.
Дети получали буквы, я называла слово, дети должны были составить это слово.
Когда изучали буквы то делали проект «Моя любимая буква»
Слайд 2.
Такие проекты есть у нас и по другим предметам. В портфолио есть проект «Моя семья»
Учила ребят работать в группах
Слайд 3
Развитие творческих способностей.
Умение добывать информацию.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения),обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Содержание работы:
• Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
• Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
УУД:
· Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
· Слушать и понимать речь других.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
· Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;
· Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;
· Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
УУД:
· Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
· Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
· Ориентироваться в учебнике;
· Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· Выразительно читать и пересказывать текст;
· Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
• Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
• Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
• Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
• Выполнение творческих заданий.
УУД:
• Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
• Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
• В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Такая работа позволяет ребенку лучше понимать прочитанное, выражать свои эмоции и чувства, учит слушать и прислушиваться к другим.
Рефлексия