Рабочая программа по математике 3 класс планета знаний по ФГОС
Рабочая программа по математике
на 2015-2016 учебный год
Предмет: математика. 3 класс.
Учитель: Николенко И.А.
Система обучения: традиционная.
Программа: Планета Знаний. Математика. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Пояснительная записка
к рабочей программе
по математике (3 класс).
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
– формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
– формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
– формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
– развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
– развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
– формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
– знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
– формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
– формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
– формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.
Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).
Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.
При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Например, изучение чисел второго десятка – одна из центральных тем 1-го года обучения – начинается со знакомства с числами первой сотни. Это помогает сформировать у учащихся уже на начальном этапе правильное понимание различий между цифрой и числом, принципа позиционности десятичной системы счисления.
Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2 класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью ее использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».
Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.
Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе – принцип вариативности – предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.
В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках «Учащийся должен знать» и «должен уметь». В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике «Проверочные задания».
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.
В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.
Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений, широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур.
Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов», «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».
Раздел «Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.
Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4).
Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал раздела «Операции над числами» традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем – на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем – на знании правил сравнения многозначных чисел.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.
Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.
Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.
Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:
1) знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами;
2) развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);
3) формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей);
4) развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.
Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во-первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.
Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики «Учащиеся должны знать» и «должны уметь»).
Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «могут уметь»).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 136.
Количество часов в неделю – 4.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
– названия разрядов (единицы, десятки, сотни); переместительное и сочетательное свойства сложения;
– названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
– табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
– названия числовых выражений (произведение, частное);
– правило перестановки множителей в произведении;
– порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
– названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
– названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);
должны уметь:
– считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
– устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
– письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
– проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
– выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
– вычислять значения числового выражения, содержащего 3–4 действия (без скобок);
– сравнивать значения числовых выражений;
– решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление;
могут знать:
– названия компонентов действий умножения (множители) и деления (делимое, делитель);
– правило округления чисел, полученных в результате измерения;
– признаки делимости на 2 и на 5;
– названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);
– изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
– отдельные свойства прямоугольного треугольника;
могут уметь:
– складывать и вычитать сотни;
– вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
– округлять данные, полученные путем измерения;
– решать текстовые задачи в 2–3 действия на сложение и вычитание;
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
– различать прямой, острый и тупой углы;
– упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
– определять время по часам.
Учебный план
№
п/п Название раздела Кол-во часов
1 Сложение и вычитание 11 ч
2 Умножение и деление 12 ч
3 Числа и фигуры 14 ч
4 Математические законы 20ч
5 Числа и величины 11 ч
6 Выражения и равенства 7 ч
7 Складываем с переходом через разряд 7 ч
8 Математика на клетчатой бумаге 6 ч
9 Вычитаем числа 11 ч
10 Умножаем на однозначное число 8 ч
11 Делим на однозначное число 16 ч
12 Делим на части 8 ч
13 Повторение изученного материала 6 ч
Итого: 136 часов
тематическое планирование
№ п/п Тема
урока Кол-во часов Элементы
содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид
контроля Дата
проведения
план факт
Сложение и вычитание (11 ч)
1 Считаем до тысячи
С.6-7 1 Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000 Знать, что тысяча – это десять сотен.
Уметь пользоваться справочником в конце учебника; записывать равенства числами; решать текстовые задачи; называть соседей трехзначных чисел; выполнять сложение и вычитание вида 300 + 1 и 300 – 1, 300 + 400 и 9000 – 400 Фронтальный
опрос 2 Разрядные слагаемые
С.8-9 1 Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков = < > Знать, что место цифры в записи числа называют разрядом; правило сравнения трехзначных чисел по разрядам.
Уметь записывать трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; определять количество сотен, десятков и единиц в каждом числе; сравнивать трехзначные числа по разрядам; решать ребусы; решать текстовые задачи Работа в парах 3 Складываем и вычитаем по разрядам
С.10-11 1 Классы и разряды. Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь складывать и вычитать по разрядам 527 – 7, 400 + 30; выбирать большую сумму; решать текстовые задачи Фронтальный опрос 4 Меняем одну цифру
С.12-13 1 Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000. Классы и разряды Уметь работать со справочной литературой; решать текстовые задачи; ставить правильный знак неравенства между числами и выражениями; увеличивать четырехзначное число Фронтальный опрос 5 Переходим через десяток
С. 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание трехзначного и однозначного числа с переходом через десяток Работа в парах 6 Складываем и вычитаем десятки 1 Классы и разряды. Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь складывать и вычитать десятки; составлять суммы и разности по схемам; решать текстовые задачи; выполнять вычисления разными способами Практическая работа 7 Вычисляем по разрядам 1 Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Уметь записывать числа по схеме; выполнять сложение и вычитание вида 400 + 500 и 900 – 500; решать текстовые задачи; сравнивать трехзначные числа Самостоятельная ра-бота 8 Решаем задачи 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать составные части задачи.
Уметь решать текстовые задачи; выполнять краткую запись условия; выделять условие и вопрос задачи Фронтальный опрос 9 Входная контрольная работа 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 10 Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание» Классы и разряды. Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь выполнять работу над ошибками; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять сложение и вычитание; сравнивать трехзначные числа; решать текстовые задачи Фронтальный опрос 11 Математический тренажер по теме «Сложение и вычитание» 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений
Уметь записывать число с помощью цифр; выполнять сложение и вычитание; сравнивать трехзначные числа; решать текстовые задачи Работа в парах Умножение и деление (12 ч)
12 Умножаем и делим на 2 1 Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения на 2. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать понятие «четные» и «нечетные» числа; таблицу умножения однозначных чисел на 2; способ умножения и деления многозначного числа на 2.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 2; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками Фронтальный опрос 13 Умножаем и делим на 4 1 Таблица умножения на 4. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 4; способ умножения и деления многозначного числа на 4.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 4; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками; выполнять арифметические действия по цепочке Работа в парах 14 Умножаем и делим на 3 1 Таблица умножения на 3. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 3; способ умножения и деления многозначного числа на 3.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 3; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками; записывать числа цифрами Фронтальный опрос 15 Умножаем на 6 1 Таблица умножения на 6. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 6; способ умножения и деления многозначного числа на 6.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 6; составлять пары множителей по данному значению произведения; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками; выполнять арифметические действия по цепочке Работа в парах 16 Умножаем на 5 1 Таблица умножения на 5. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 5; способ умножения и деления многозначного числа на 5.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 5; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками; объяснять сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток Практическая работа 17 Умножаем на 7 1 Таблица умножения на 7. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 7; способ умножения и деления многозначного числа на 7.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 7; находить выражения, которые делятся на 3, на 4, на 5, на 6, на 7; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять вычисления значения выражений со скобками. Взаимоконтроль 18 Умножаем на 8 и на 9 1 Таблица умножения на 8 и на 9. Отношения «больше в… », «меньше в… » Знать таблицу умножения однозначных чисел на 8 и на 9; способ умножения и деления многозначного числа на 8 и на 9.
Уметь выполнять умножение и деление многозначного числа на 8 и на 9; решать текстовые задачи с помощью умножения и деления; выполнять арифметические действия по цепочке Фронтальный опрос 19 Повторяем таблицу умножения 1 Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… » Иметь представление о простых числах, которые делятся на 1 и само на себя.
Уметь вычислять значения сложных выражений; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел; выбирать числа, которые делятся на 6 и на 7 Работа в парах 20 Решаем задачи, вычисляем, сравниваем 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь решать текстовые задачи; сравнивать числа и выражения; решать комбинаторные задачи; вычислять значения сложных выражений Работа в парах 21 Контрольная работа по теме «Умножение и деление» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 22 Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножение и деление»
1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; решать текстовые задачи; вычислять значения сложных выражений Работа в группах 23 Математический тренажер по теме «Умножение и деление» 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… »
Уметь решать текстовые задачи; сравнивать числа и выражения; решать комбинаторные задачи; вычислять значения сложных выражений Фронтальный опрос Числа и фигуры (13 ч)
24 Периметр многоугольника 1 Вычисление периметра многоугольника Знать, что периметр многоугольника – это сумма длин всех сторон многоугольника; ось симметрии – это прямая линия.
Уметь вычислять периметр многоугольника; называть многоугольник; объединять многоугольники в группы по числу сторон; сравнивать группы многоугольников; проводить ось симметрии; находить симметричные фигуры Работа в парах 25 Единицы длины 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) Знать единицы измерения длины (сантиметр, дециметр, метр).
Уметь выражать длину в сантиметрах, дециметрах, метрах; измерять длину; находить периметр многоугольника; называть единицы измерения длины в порядке увеличения (уменьшения); решать текстовые задачи
Фронтальный опрос 26 Переводим единицы длины
С.48-49 1 Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) Знать, что, чтобы сравнить результаты измерений, нужно выразить их в одинаковых единицах измерения.
Уметь вычислять периметр квадрата, равностороннего треугольника; сравнивать периметры двух фигур; выражать величины в более мелких единицах длины; выполнять вычисления в выражениях со скобками Фронтальный опрос 27 Вычисляем площадь 1 Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника Знать единицы измерения площади; что площадь прямоугольника можно найти, умножив его длину на ширину.
Уметь определять площади фигур в клетках; определять площадь прямоугольника; вычислять сторону прямоугольника по данной стороне и площади; сравнивать величины; решать текстовые задачи с величинами Фронтальный опрос 28 Увеличиваем и уменьшаем фигуры 1 Площадь геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника Уметь выполнять разностное и кратное сравнение длин двух отрезков; измерять отрезки и стороны прямоугольников; вычислять площадь квадрата, у которого увеличили длину стороны Работа в парах 29 Строим фигуры из кубиков 1 Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др. Иметь представление о том, что объем фигуры измеряют единичными кубами.
Уметь составлять выражения для вычисления объема фигуры; решать текстовые задачи; выполнять вычисления значения сложного выражения; определять порядок действий Практическая работа 30 Проектируем сад 1 Вычисление периметра многоугольника. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника Уметь проектировать свой сад; чертить на альбомном листе прямоугольник размером 16 10 см; проводить диагонали; вычислять площадь парка на плане; сравнивать величины Фронтальный опрос 31 Симметрия 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Иметь представление о переносной, зеркальной, поворотной симметрии.
Уметь рисовать симметричные узоры; определять вид симметрии Работа в парах 32 Повторение
С.62-63
1 Повторение Формировать умения выбирать маршрут, измерять длины отрезков на плане, рисовать план по заданному описанию. Самост.работа 33 Контрольная работа по теме «Числа и фигуры» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 34 Работа над ошибками. Повторение по теме «Числа и фигуры» 1 Повторение Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять сложение и вычитание «круглых» многозначных чисел на основе знания нумерации чисел; выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное; определять порядок действий в сложных выражениях; решать текстовые задачи Практическая работа 35 Математический тренажер по теме «Числа и фигуры» 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь выражать в сантиметрах миллиметры, дециметры, метры; выражать в метрах сантиметры, дециметры; находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять разностное и кратное сравнение площадей фигур Самостоятельная работа по образцу 36 Логические задачи. «Играем с Кенгуру» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Уметь решать логические задачи Работа с текстом в парах Математические законы (20 ч)
37 Переставляем слагаемые
С.66-69 1 Перестановка слагаемых в сумме Знать переместительный закон сложения.
Уметь выполнять сложение по разрядам; выполнять сложение с переходом через разряд; находить неизвестное слагаемое; решать текстовые задачи; составлять текстовые задачи; находить одинаковые суммы, не выполняя вычислений; использовать при вычислениях переместительный закон сложения Практическая работа 38 Переставляем множители 1 Перестановка множителей в произведении Знать переместительный закон умножения.
Уметь умножать однозначные числа; умножать «круглые» двузначные числа на однозначные; двузначные числа на однозначные с помощью сложения; составлять по рисунку произведение; приравнивать одинаковые произведения; находить неизвестный множитель; решать текстовые задачи; находить одинаковые произведения, не выполняя вычислений; использовать при вычислениях переместительный закон умножения Самостоятельная работы 39 Складываем и вычитаем 1 Устные и письменные приемы сложения и вычитания с натуральными числами Уметь находить неизвестные слагаемые; ставить знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства; решать текстовые задачи; выполнять вычитание; находить неизвестное уменьшаемое, делимое, слагаемое, множитель; находить неизвестные стороны треугольника и квадрата по известному периметру Фронтальный опрос 40 Умножаем и делим 1 Устные и письменные приемы умножения и деления с натуральными числами Уметь находить неизвестные множители; вычислять площадь прямоугольника; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложном выражении; находить неизвестную сторону прямоугольника по известной площади и одной стороне; находить неизвестное слагаемое; составлять из фигурок квадрат Работа в парах 41 Группируем слагаемые 1 Группировка слагаемых в сумме Знать сочетательный закон сложения.
Уметь выполнять сложение трех слагаемых разными способами, используя сочетательный закон сложения; группировать слагаемые; выполнять сложение удобным способом; раскладывать каждое число на разрядные слагаемые; решать текстовые задачи; составлять записи сложения в виде схемы Фронтальный опрос 42 Умножаем и делим на 10, 100, 1000 1 Умножение и деление на 10, 100, 1000 Уметь выполнять умножение однозначного или двузначного числа на 10, 100, 1000; формулировать правила деления «круглого» числа на 10, на 100, на 1000; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; решать задачи с величинами Фронтальный опрос 43 Группируем множители 1 Группировка множителей в произведении Знать сочетательный закон умножения.
Уметь, не выполняя вычислений, определять количество нулей в значении произведения; выполнять умножение, используя сочетательный закон умножения; решать текстовые задачи; сравнивать вычисления вида 30 5 и 30 50; определять порядок действий в сложный выражениях Практическая работа 44 Повторение по теме «Математические законы» 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь находить сумму многозначных чисел; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложном выражении; выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000 Самостоятельная работа 45 Математический тренажер по теме «Математические законы»
1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь выполнять вычисления удобным способом, разными способами; решать текстовые задачи; объяснять, как умножить число на сумму, как умножить число на разность; находить периметр прямоугольника разными способами Фронтальный опрос 46 Умножаем сумму 1 Умножение суммы на число и числа на сумму Знать распределительный закон: чтобы умножить сумму на число, можно умножить каждое слагаемое на это число и потом сложить полученные произведения.
Уметь выполнять вычисления удобным способом, разными способами; решать текстовые задачи; объяснять, как умножить число на сумму, как умножить число на разность; находить периметр прямоугольника разными способами Работа в парах 47 Умножаем и складываем 1 Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении Знать правило умножения суммы на число.
Уметь изображать с помощью фишек многозначные числа; выполнять умножение и сложение с использованием математических законов; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; умножать число на сумму; решать задачи с величинами Самостоятельная работа 48 Делим сумму 1 Деление суммы на число Знать правило деления суммы на число.
Уметь изображать с помощью фишек многозначные числа; выполнять деление суммы на число; распределять поровну; находить общее у данных выражений; решать текстовые задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; вычислять площадь участков Практическая работа 49 Повторяем все правила по теме
С.90-91 1 Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число Знать изученные математические законы.
Уметь выполнять вычисления разными способами, используя изученные математические законы сложения и умножения; решать текстовые задачи; выполнять вычисления удобным способом; подставлять в пустые клетки числа так, чтобы получились верные равенства; использовать схемы Взаимоконтроль 50 Используем правила вычислений
С.92-93 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Уметь выполнять вычисления удобным способом; решать текстовые задачи разными способами, используя изученные математические законы; находить произведение трех множителей удобным способом Фронтальный опрос 51 Размышляем о нуле 1 Арифметические действия с нулем Знать, что если к числу прибавить 0 (или отнять 0), то оно не изменится; произведение любого числа на ноль равно нулю.
Уметь выполнять арифметические действия с нулем; решать текстовые задачи; расставлять арифметические знаки так, чтобы получились верные равенства Фронтальный опрос 52 Идем за покупками 1 Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы
(объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость) Знать понятия «цена», «количество», «стоимость».
Уметь решать текстовые задачи с величинами; подбирать числа так, чтобы цепочка вычислений была верной; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел Работа в парах 53 Повторение по теме «Математические законы» 1 Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число Знать переместительный закон сложения и умножения, сочетательный закон сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания, правило деления суммы на число.
Уметь решать текстовые задачи; выполнять вычисления, используя изученные математические законы Практическая работа 54 Контрольная работа по теме «Математические законы» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 55 Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Математические законы» 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Уметь решать текстовые задачи; выполнять вычисления, используя изученные математические законы Фронтальный опрос 56 Математический тренажер по теме «Математические законы» 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать переместительный закон сложения и умножения, сочетательный закон сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания, правило деления суммы на число.
Уметь решать текстовые задачи; выполнять вычисления, используя изученные математические законы Фронтальный опрос Числа и величины (11 ч)
57 Измеряем время 1 Определение времени по часам. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Знать понятие «время»; единицы измерения времени (секунды, минуты, часы, сутки).
Уметь определять время по часам; решать задачи с величинами; располагать единицы измерения времени в порядке возрастания; выражать минуты в секундах, часы в минутах Работа в парах 58 Минуты в часы – и обратно 1 Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Знать, что 1 час равен 60 минутам, 1 минута равна 60 секундам.
Уметь переводить часы в минуты и минуты в часы; выражать время в часах и минутах; решать задачи с величинами; определять порядок действий в сложных выражениях Фронтальный опрос 59 Сутки, месяц, год 1 Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Знать единицы измерения времени (сутки, месяц, год).
Уметь решать задачи с величинами; определять порядок действий в сложных выражениях; сравнивать единицы времени; определять продолжительность какого-либо действия Практическая работа 60 Вычисляем длину пути 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Знать единицы измерения длины.
Уметь вычислять длину пути; располагать единицы измерения пути в порядке возрастания; выполнять разностное сравнение пройденных расстояний Фронтальный опрос 61 Рисуем схемы движения 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Уметь выполнять схемы к задачам на движение (в одном направлении, в противоположных направлениях); показывать на схеме известное расстояние и неизвестное; решать задачи на вычисление пути Работа в парах 62 Скорость 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать, что скорость показывает, какой путь проходит движущийся предмет за единицу времени.
Уметь вычислять скорость движения; определять расстояние по данной скорости и времени движения; определять порядок действий в сложных выражениях и выполнять вычисления; решать задачи на движение, выполняя схему к условию Фронтальный опрос 63 Исследуем зависимость 1 Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость) Знать правило: чтобы найти длину пути, надо скорость умножить на время движения.
Уметь определять скорость движения, расстояние, время движения; находить неизвестный множитель; исследовать зависимости и составлять схемы вычисления расстояния, времени движения, скорости Фронтальный опрос 64 Календарь. Повторение по теме «Числа и величины» 1 Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать единицы измерения времени (сутки, год).
Иметь представление о древнеегипетском календаре, юлианском календаре, григорианском календаре, православном календаре, мусульманском календаре.
Уметь пользоваться календарем; решать задачи с величинами; выбирать один из предложенных проектов или придумывать свой проект; продумывать этапы проекта; определять содержание энциклопедии «История измерения времени»; собирать материал для энциклопедии; писать текст; подбирать фотографии; оформлять материалы в виде книги; распределять роли (авторы, художники, редакторы, оформители); выражать время в минутах, секундах, часах и минутах; решать задачи на движение; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление двузначных чисел Работа в парах 65 Математический тренажер по теме «Числа и величины» 1 Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости
(литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Уметь находить неизвестную величину (путь, время, скорость); выполнять вычисления, используя изученные математические законы; выражать время в минутах, секундах, часах и минутах; решать задачи на движение; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление двузначных чисел Фронтальный опрос 66 Контрольная работа по теме «Числа и величины» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 67 Работа над ошибками. Логические задачи. «Играем с кенгуру» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Уметь выполнять работу над ошибками; решать логические задачи Практическая работа Выражения и равенства (7 ч)
68 Как составляют выражения 1 Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них Знать названия компонентов арифметических действий; понятие «значение выражения».
Уметь составлять выражения и находить их значения; составлять выражения, зная последовательность действий; решать текстовые задачи; расставлять порядок действий в выражениях; решать комбинаторные задачи Фронтальный опрос 69 Вычисляем значение выражения 1 Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи; составлять выражения для решения задач; расставлять порядок действий в выражениях со скобками; решать комбинаторные задачи Фронтальный опрос 70 Неизвестное число в равенстве 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать правила нахождения неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного слагаемого.
Уметь решать текстовые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного слагаемого; расставлять порядок действий в выражениях; выписывать равенства по схемам Работа в парах 71 Преобразуем выражения 1 Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них Знать, что, группируя слагаемые или множители подходящим образом, можно преобразовать выражение к удобному для вычислений виду.
Уметь пользоваться переместительным и сочетательным законами сложения и умножения; упрощать выражения; решать текстовые задачи; определять, какие равенства верные, а какие нет; составлять выражения; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; составлять выражения для вычисления площади сложных многоугольников Фронтальный опрос 72 Решаем задачи 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Знать понятия «цена», «количество», «стоимость».
Уметь решать текстовые задачи; подставлять в схему числа и составлять равенство; упрощать выражение; составлять задачу по схеме; решать задачи на движение Фронтальный опрос 73 Повторение по теме «Выражения и равен-ства» 1 Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них Уметь выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; расставлять порядок действий в выражении Работа в парах 74 Математический тренажер по теме «Выражения и равенства» 1 Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях Уметь преобразовывать выражение; вычислять по образцу; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; расставлять порядок действий в выражении; выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик
Фронтальный опрос Складываем с переходом через разряд (7 ч)
75 Что такое масса 1 Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы
(грамм, килограмм, центнер, тонна) Знать единицы измерения массы (грамм, килограмм).
Уметь записывать массу в граммах; записывать величины в порядке их увеличения; находить массу предмета; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик Работа в парах 76 Записываем сложение в столбик 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Знать алгоритм письменного сложения многозначных чисел.
Уметь выполнять сложение в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; решать задачи с величинами; выполнять вычисления удобным способом, используя изученные математические законы Практическая работа 77 Встречаем сложение чисел на практике 1 Устные и письменные приемы сложения с натуральными числами Уметь решать практические задачи; выполнять сложение в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; решать задачи с величинами; выполнять вычисления удобным способом, используя изученные математические законы Фронтальная проверка 78 Перепись населения 1 Устные и письменные приемы сложения с натуральными числами Уметь выполнять вычисления по таблице «Перепись населения»; решать задачи на определение пройденного пути; расставлять порядок действий в выражениях; выбирать правильный ответ; работать с диаграммой Фронтальный опрос 79 По дорогам России 1 Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость) Уметь решать задачи на движение; составлять таблицу расстояний между городами России; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; выполнять преобразование выражения, используя изученные математические законы Работа в парах 80 Повторение по теме «Складываем с переходом через разряд» 1 Устные и письменные приемы сложения с натуральными числами Уметь выражать массу в граммах, килограммах; выполнять сложение трехзначных чисел в столбик; решать текстовые задачи на нахождение расстояния Практическая работа 81 Математический тренажер по теме «Складываем с переходом через разряд» 1 Устные и письменные приемы сложения с натуральными числами Уметь решать задачи с величинами; выполнять сложение трехзначных чисел в столбик; выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи Фронтальный опрос Математика на клетчатой бумаге (6)
82 Играем в шахматы 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Иметь представление о правилах игры в шахматы.
Уметь решать логические и комбинаторные задачи; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое Работа в парах 83 Путешествуем по городам Европы 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Уметь пользоваться справочной литературой; решать задачи с величинами; решать комбинаторные задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел Фронтальный опрос 84 Работаем с таблицами и схемами 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Уметь работать с таблицами, схемами и диаграммами; расставлять порядок действий в выражениях; решать задачи на движение; заполнять таблицы Фронтальный опрос 85 Решаем задачи на клетчатой бумаге 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Уметь решать логические задачи; находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; заполнять таблицу, соблюдая определенные условия; заполнять магический квадрат Работа в парах 86 Площадь квадрата 1 Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Знать правило: чтобы найти площадь квадрата, нужно сторону квадрата умножить саму на себя.
Уметь вычислять площадь квадрата; чертить геометрические фигуры; вычислять площадь земельного участка; выполнять вычисления, используя таблицу квадратов Работа в парах 87 Рене Декарт – великий математик и мыслитель.
Математический тренажер по теме «Математика на клетчатой бумаге» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Иметь представление о декартовой системе координат.
Уметь выполнять сложение многозначных чисел; расставлять порядок действий в выражениях; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; выполнять сложение и вычитание величин; решать текстовые задачи с величинами; решать логические задачи на клетчатой бумаге Самостоятельная работа по образцу Вычитаем числа (11 ч)
88 Вспоминаем, что мы умеем 1 Уметь вычислять удобным способом; решать текстовые задачи; работать с диаграммами; выполнять устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел Практическая работа 89 Записываем вычитание в столбик 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Знать алгоритм письменного вычитания многозначных чисел.
Уметь выполнять вычитание чисел в столбик; составлять разности из данных чисел с заданным значением разности; решать текстовые задачи; составлять схему покупки; выполнять проверку вычитания; решать математические ребусы Работа в группах 90 Считаем сдачу 1 Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость) Знать понятия «цена», «количество», «стоимость».
Уметь вычитать число из нескольких сотен; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи с величинами; дополнять равенства числами; проверять вычисления с помощью сложения; находить ошибки в вычислениях Фронтальный опрос 91 По железной дороге 1 Устные и письменные приемы вычитания с натуральными числами Уметь выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через разряд; решать текстовые задачи на движение; находить ошибки в вычислениях; выполнять решение задачи по предложенной схеме Работа в парах 92 Как вычесть сумму из числа 1 Правило вычитания суммы из числа. Устные и письменные вычисления с натуральными числами Знать правило вычитания суммы из числа.
Уметь выполнять вычисления удобным способом; решать текстовые задачи разными способами; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; находить неизвестное вычитаемое; выполнять проверку решения Фронтальный опрос 93 Знаменательные даты 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Иметь представление о ленте времени.
Уметь решать задачи с помощью ленты времени; выполнять вычитание многозначных чисел с переходом через разряд; выполнять проверку вычислений; решать задачи с величинами Работа в парах 94 Подводим итоги 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик; решать текстовые задачи на движение; находить удобный способ вычислений; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; работать с диаграммой; определять последнюю цифру значения выражения, не выполняя вычислений Самостоятельная работа по таблице 95 Повторение по теме «Вычитаем числа» 1 Устные и письменные приемы вычитания с натуральными числами Уметь решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик Фронтальный опрос 96 Контрольная работа по теме «Складываем и вычитаем числа с переходом через разряд» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 97 Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Вычитаем числа» 1 Устные и письменные приемы вычитания с натуральными числами Уметь выполнять работу над ошибками; расставлять порядок действий в выражениях; выполнять вычитание многозначных чисел в столбик с переходом через разряд Фронтальный опрос 98 Математический тренажер по теме «Вычитаем числа». «Играем с Кен-гуру» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Уметь выполнять вычисления удобным способом; составлять таблицу; составлять задачу по предложенной схеме; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; решать логические задачи Работа в парах Умножаем на однозначное число (8 ч)
99 Записываем умножение в столбик 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Знать таблицу умножения однозначных чисел; алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное число.
Уметь выполнять умножение суммы (разности) на число; решать текстовые задачи; выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи на движение; находить площади прямоугольников; выбирать удобный способ вычислений; решать математические ребусы Практическая работа 100 Откуда берутся нули? 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Иметь представление о том, что при умножении четных чисел на пятерки в конце ответа появляются нули.
Уметь выполнять умножение на 10, 100; записывать умножение в столбик; решать текстовые задачи; записывать выражения по данным схемам; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в столбик Фронтальный опрос 101 Считаем устно и письменно 1 Устные и письменные приемы умножения с натуральными числами Иметь представление о том, что если в таблице умножения нарисовать прямоугольник, то произведения чисел в противоположных вершинах прямоугольника будут равны.
Уметь выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число в столбик; решать текстовые задачи; находить неизвестный множитель и неизвестное слагаемое; преобразовывать выражения, используя изученные математические законы Практическая ра-бота 102 Пять пишем, три в уме 1 Устные и письменные приемы умножения с натуральными числами Уметь выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число; решать текстовые задачи на движение; подставлять в схему числа из таблицы; выполнять вычисления по цепочке; находить последнюю цифру значения произведения, не выполняя вычислений; работать с диаграммой Работа в парах 103 Вычисляем массу 1 Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы
(грамм, килограмм, центнер, тонна) Знать единицы измерения массы (грамм, килограмм, тонна).
Уметь выполнять сложение и вычитание величин; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи с величинами; расставлять порядок действий в выражении; решать задачи разными способами Самостоятельная работа по образцу 104 Измеряем ёмкости 1 Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр) Знать единицы измерения объема (литр).
Уметь выполнять сложение и вычитание величин; находить неизвестное уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое; решать текстовые задачи с величинами; работать с диаграммой; измерять емкость сосудов Практическая работа 105 Шестидесятичная система счисления. Повторение по теме «Умножаем на однозначное число» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… , то…», «не только, но и…» Иметь представление о системах счисления: десятичной и шестидесятичной.
Уметь выполнять умножение двузначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи с величинами Фронтальный опрос 106 Математический тренажер по теме «Умножаем на однозначное число» 1 Устные и письменные приемы умножения с натуральными числами Уметь выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число в столбик; расставлять порядок действий в выражениях; находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое; решать текстовые задачи Работа в парах Делим на однозначное число (16 ч)
107 Вспоминаем, что мы знаем и умеем 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений Знать таблицу деления на однозначное число; что деление – действие, обратное умножению.
Уметь выполнять вычисления, используя правило деления суммы; проверять результат деления с помощью умножения; исправлять ошибки в ответах; составлять схему решения задачи; находить неизвестный множитель; заполнять таблицу Фронтальный опрос 108 Делится – не делится 1 Способы проверки правильности вычислений Знать понятия «четные» и «нечетные» числа.
Иметь представление о признаках делимости числа на 3, на 9.
Уметь называть четные и нечетные числа; проверять результат деления с помощью умножения; расставлять порядок действий в выражениях; определять, какие числа делятся на 2, на 3, на 9; решать текстовые задачи Работа в парах 109 Подбираем наибольшее произведение 1 Значение произведения Уметь решать текстовые задачи с величинами; подбирать числа и составлять равенства по данным схемам; сравнивать числа и значения произведений; решать старинные задачи Фронтальный опрос 110 Что в остатке? 1 Деление с остатком Знать, что остаток всегда должен быть меньше делителя.
Уметь составлять и записывать равенства к каждой схеме; выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи; находить ошибки при вычислениях Фронтальный опрос 111 Записываем деление уголком 1 Устные и письменные приемы деления с натуральными числами Знать письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число.
Уметь выполнять деление двузначного и трехзначного числа на однозначное; находить ошибки в вычислениях; проверять результат деления умножением; выполнять деление с остатком Самостоятельная работа по образцу 112 Продолжаем осваивать деление 1 Устные и письменные приемы деления с натуральными числами Уметь выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи; выбирать числа, которые делятся без остатка на 3, на 9; выполнять деление трехзначного числа на однозначное число в столбик Работа в парах 113 Повторение по теме «Делим на однозначное число» 1 Устные и письменные приемы деления с натуральными числами Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи с величинами Фронтальный опрос 114 Математический тренажер по теме «Делим на однозначное число» 1 Устные и письменные приемы деления с натуральными числами Уметь выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа на однозначное число в столбик; находить неизвестный множитель; расставлять порядок действий в выражениях; решать текстовые задачи с величинами; выполнять сложение и вычитание величин Работа в парах 115 Находим неизвестное 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь находить неизвестный множитель, неизвестный делитель, неизвестное делимое; выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик; решать текстовые задачи; составлять схему к задаче Практическая работа 116 Делим на «круглое» число 1 Деление на «круглое» число Уметь выполнять деление вида 180 : 60; решать текстовые задачи с величинами; находить неизвестное делимое, неизвестный делитель, неизвестный множитель; расставлять порядок действий в выражении со скобками; находить объем комнаты Фронтальная проверка 117 Собираемся в путешествие 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь решать текстовые задачи на определение пройденного пути; выполнять сложение и вычитание величин; находить неизвестный делитель, неизвестное делимое, неизвестный множитель; определять продолжительность действия Самостоятельная работа по образцу 118 Учимся находить ошибки 1 Способы проверки правильности вычислений Уметь выполнять проверку арифметических вычислений; находить неизвестное уменьшаемое, слагаемое, вычитаемое, неизвестный делитель; определять количество сотен, не выполняя вычислений; находить ошибки в вычислениях Фронтальный опрос 119 Проверяем результаты деления 1 Способы проверки правильности вычислений Уметь проверять результаты деления; решать текстовые задачи; расставлять порядок действий в выражениях; находить неизвестный множитель; решать комбинаторные задачи Работа в парах 120 Контрольная работа по теме «Умножаем и делим на однозначное число» 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 121 Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножаем и делим на однозначное число» 1 Устные и письменные приемы деления с натуральными числами Уметь выполнять деление вида 800 : 40; находить неизвестное делимое, неизвестный делитель, неизвестный множитель; решать текстовые задачи Фронтальный опрос 122 Математический тренажер по теме «Умножаем и делим на однозначное число» 1 Способы проверки правильности вычис-лений Уметь решать текстовые задачи; определять, в каких выражениях допущены ошибки; выполнять деление многозначных чисел на однозначное; проверять вычисления Работа в парах Делим на части (8 ч)
123 Окружность и круг 1 Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник Знать, что с помощью линейки можно проводить прямые линии, угольник необходим для построения прямых углов, циркуль нужен для построения окружностей; что расстояние от центра окружности до любой точки на окружности называется радиусом.
Уметь строить окружность и круг; измерять радиус и диаметр окружности; делить круг на равные части; выполнять симметричные узоры с помощью циркуля Фронтальный опрос 124 Делим на равные части 1 Деление на равные части Уметь определять, какая часть закрашена на каждом рисунке; решать текстовые задачи; делить геометрические фигуры на равные части; выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик; находить неизвестное делимое, неизвестный делитель, неизвестный множитель Работа в парах 125 Рисуем схемы и делим числа 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Иметь представление о записи доли числа.
Уметь читать и записывать доли числа; решать текстовые задачи; расставлять порядок действий в вычислениях Практическая работа 126 Вычисляем доли 1 Деление на равные части Уметь решать задачи на нахождение доли числа; читать и записывать доли; находить неизвестное число; находить размеры участка Самостоятельная работа 127 Рисуем схемы и решаем задачи 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь решать задачи на нахождение доли числа; составлять схемы к условию задачи; изображать на схеме доли; решать текстовые задачи; находить неизвестное число; вычислять площадь прямоугольника Самостоятельная работа: подбор к схемам слов 128 Итоговая контрольная работа 1 Проверка знаний, умений по теме Уметь решать текстовые задачи; выполнять устные и письменные приемы вычислений с натуральными числами Контрольная работа (35 минут) 129 Работа над ошибками. Повторение по теме «Делим на части» 1 Деление на равные части Уметь решать задачи на нахождение доли числа; читать и записывать доли Работа в парах 130 Математический тренажер по теме «Делим на части» 1 Деление на равные части Уметь решать задачи на нахождение доли числа; составлять схемы к условию задачи; изображать на схеме доли; решать текстовые задачи; находить неизвестное число; вычислять площадь прямоугольника Работа в парах Повторение изученного материала (6 ч)
131 Полет на Луну 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел; определять диаметр, зная радиус; выполнять сложение и вычитание величин Практическая работа 132 Ворота Мории 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел; выполнять сложение и вычитание величин Проверка по це-почке 133 Золотое руно 1 Устные и письменные вычисления с натуральными числами Уметь записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел; выполнять сложение и вычитание величин Фронтальная проверка 134 Возвращение аргонавтов 1 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) Уметь определять пройденный путь; выполнять деление с остатком; выполнять сложение и вычитание величин; записывать числа в порядке возрастания; выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел Фронтальный опрос 135 Математический тренажер по теме «Повторение изученного материала. «Играем с кенгуру» 1 Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если… ,то…», «не только, но и…» Знать разрядный состав многозначных чисел; сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел; единицы измерения длины, площади, времени, скорости, массы, вместимости, стоимости; рациональные способы вычислений.
Уметь решать текстовые задачи с величинами; выбирать рациональные способы вычислений; решать логические и комбинаторные задачи Работа в парах 136 Повторение (периметр)
1 Вычисление периметра Уметь вычислять периметр многоугольников Самостоятельная работа Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Источники информации и средства обучения.
Учебно-методическое обеспечение.
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
1. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. «Математика». 23 класс. Учебник. В 2-х частях - М.: АСТ, «Астрель». . 2012г.
2.М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика». № 1, № 2.– М.: АСТ, «Астрель». 2013г.
3. М.Г.Нефёдова. «Математика». Контрольные и диагностические работы. 3 класс. - М.: АСТ, «Астрель». . 2013г.
4. М.И.Башмаков. М.Г.Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». - М.: АСТ, «Астрель». 2013г.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
6. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана;
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты 11 поколения), Москва 2010 год.
CD Таблицы
8 «Приключения на планете цифр»
9. «Вокруг света»
10. Состав чисел второго десятка.
11. Геометрия в 3 классе
12. Распознавание геометрических фигур
Литература.
1. Волкова С.И.; Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями – М.: Просвещение, 2009.
2. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.; Просвещение, 2006.
3. Волошина О.И. «Тесты по математике для начальных классов».
4. Нефёдова Е.А. «Сборник задач и примеров для 1-4 классов».
5. Узорова О.В. «Олимпиады» 1 – 4 классы.
6. Журнал «Начальная школа».