Авторская рабочая программа по курсу География Брянской области (6 класс)
Пояснительная записка.
Программа школьного курса «География родного края» разработана на основе концепции регионализации общего образования Брянской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
Региональный курс органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «География родного края» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Брянской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.
Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Особенности программы.
Курс «География родного края» рассчитан на 17 часов, для 6 классов (1 час в неделю), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Брянской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы.. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности.
Используемый УМК: География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Ахромеева Л.М. – Брянск: Курсив, 2012. – 100 с.
Атлас Брянской области.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии Брянской области ученик должен знать:
- историю географических исследований в Брянской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Брянской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Брянской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Брянской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.
Прогнозировать:
- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;
- составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.
Содержание программы.
Тема 1. Физико-географическое положение. Пограничные государства, географическое положение, административное деление, история образования.
Тема 2. Особенности геологического строения. История развития области. Строение земной коры, горные породы области.
Тема 3. Полезные ископаемые. Типы полезных ископаемых области, крупные месторождения, использования на предприятиях области, описание горных пород.
Тема 4. Рельеф. Особенности рельефа области, факторы оказавшие влияние на рельеф, современные рельефообразуюшие процессы, формы рельефа области, их строение и образование.
Тема 5. Особенности климата. Тип климата, средние температуры и их распределение , количество осадков и их распределение по территории; особенности образования устойчивого снежного покрова и его разрушения; ветры.
Тема 6. Сезоны года. Метеорологические, астрономические , фенологические и календарные сроки сезонов. Характеристика каждого сезона.
Тема 7. Особенности погоды. Циклоны и антициклоны, их влияние на погоду; типы воздушных масс, типы погоды.
Тема 8. Реки. Обеспеченность области водными ресурсами, густота речной сети, распределение рек по бассейнам, типы питания и режимы рек, ледоход, крупные реки и их характеристика.
Тема 9. Озера и искусственные водоемы. Распределение озер по районам области, типы озер по происхождению и их характеристика. Виды искусственных водоемов, создание и использование.
Тема 10. Болота и подземные воды. Роль болот, их количество, распределение по территории, типы болот и их характеристика. Обеспеченность подземными водами, виды подземных вод.
Тема 11. Почвы. Почва, почвенный горизонт, типы почв Брянской области и их характеристика, овражно-балочная сеть, использование и охрана почв.
Тема 12. Растительный мир. Размещение растительности по территории. Лес и его типы распространенные в области, значение лесов. Степи, расположение значение. Луга, значение и разнообразие. Болота и их растительность. Водные растения. Виды занесенные в «Красную книгу».
Тема 13. Животный мир. Разнообразие животного мира, беспозвоночные, позвоночные животные области. Основные представители животного мира Брянской области. Виды занесенные в «Красную книгу».
Тема 14. Естественные и антропогенные ландшафты. Природные зоны области, рельеф, представители растительного и животного мира. Ополья, Моренные ландшафты, полесья. Антропогенные ландшафты, сельскохозяйственные ландшафты, лесохозяйственные , селитебные, водные антропогенные, линейно-дорожные ландшафты, промышленные и рекреационные ландшафты.
Тема 15. Охраняемые природные территории и объекты. Формы охраняемых территории в области, государственный заповедник «Брянский лес», заказники и природные парки, памятники природы, значение охраняемых объектов.
Тема 16. Современная экологическая обстановка. Оценка экологической ситуации, направления охраны природы, загрязнение воздуха и его источники, загрязнение рек, проблемы переработки и захоронения отходов, истощение лесов, пути решения экологических проблем.
Тема 17. Население и города. Древнейшие города, численность населения городов, плотность, типы населенных пунктов, национальный состав, административное деление.