Курсовая работа на тему Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства


Введение
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет [1, с.4].
Графическая деятельность имеет существенное значение в развитии важных свойств личности, ее способностей к восприятию окружающей действительности, пространственных представлений воображения, логики. Графическая деятельность при этом опирается на предметно-практическую деятельность и закономерности, отражающие основные взаимосвязи познания реального мира, графически и аналитически.
При несформированности графической деятельности младшие школьники часто испытывают трудности в обучении. Эти трудности проявляются обычно сразу, с самого начала обучения, что является причиной возникновения ситуации неуспеха и ведет за собой целый ряд взаимосвязанных познавательных и личностных проблем [2, с.13].
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо, как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графической деятельностью – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Однако, практика показывает, что дети младшего школьного возраста ,нередко, имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики.
Уроки изобразительного искусства играют важную роль в жизни каждого ребенка, помогают развить творческое воображение, фантазию, оказывают большую помощь в освоении различных школьных дисциплин. На уроках изобразительного искусства отрабатывается навык графической деятельности: развивается контролирующая функция глаза за рукой и формируются моторно-двигательные действия пальцев и всей кисти руки (сила, выносливость).
Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графической деятельности детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста.
Перед учителем встаёт задача: создания условий, обеспечивающих развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Возникла проблема: подбора эффективных приемов для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
В связи с обозначенной актуальностью, была сформулирована тема исследовательской работы «Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства».
Объектом исследования - развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования- развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Цель исследовательской работы- изучить особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие графической деятельности;
2. Рассмотреть точки зрения педагогов и психологов на проблемы графической деятельности детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть особенности графической деятельности детей младшего школьного возраста;
4. Рассмотреть общую характеристику учебного предмета изобразительное искусство;
5. Проанализировать методы и приемы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства;
6. Подобрать игры и упражнения для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: отбор материала, теоретической интерпретации,
изучение литературы, наблюдение, анализ и синтез.
Теоретической основой исследования являются труды ученых Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, И.В. Чугуновой, М.М. Безруких, С.Е. Ефимова, Венгера Л.А, Пелюгина Э.Г. и др.
Глава 1. Теория вопроса
1.1. Понятие графической деятельности
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Комарова Тамара Семеновна определяет графическую деятельность как исполнительный компонент художественной деятельности [5, с.5].
Марынкина Марина Николаевна в своей научно-практической работе под графической деятельностью понимает деятельность, направленную на воспроизведение предметов и геометрических объектов [2, с.20].
Сравнив эти понятия, понимаем, что каждый автор по-своему рассматривает и понимает графическую деятельность.
Графическая деятельность опирается на предметно-практическую деятельность и закономерности, отражающие основные взаимосвязи познания реального мира, графически и аналитически.Графическая деятельность опирается на образно-логическое мышление, требует пространственных представлений и гибкого оперирования мысленными образами [6, с.12].
Таким образом, в результате изучения ряда научных трудов исследователей в области графического образования (Л.А. Венгера, А.О. Глебовой и др.) можно определить графическое умение как умственно-практическое психическое образование личности, направленное на сознательное применение графических знаний и навыков для визуального отображения знаков и художественного замысла на плоскости.
В структуру графической деятельности входят следующие компоненты: 1) графические знания;
2) графические навыки;
3) интеллектуальные умения;
4) моторные движения.
Неотъемлемые компоненты графической деятельности:
зрительное внимание,
зрительная память,
зрительно-пространственные отношения,
функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
зрительно-моторные,
координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
мелкая моторика.
По содержанию графическая деятельность представляют сложную систему умений, в которую включены:
1) группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования);
2) группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.);
3) группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.).
Р. Арнхейм и А.В. Запорожец утверждают, что процесс развития графических умений с психологической точки зрения включает в себя познавательную, интеллектуальную, действенно-практическую, мотивационную, ценностно-волевую сферы личности [7, с.14].
Анализ проблем графической деятельности достаточно широко разрабатывается в психологической литературе.
1.2. Педагоги и психологи о графической деятельности детей младшего школьного возраста
Изучением графической деятельности занимались зарубежные (Ж. Пиаже, М. Фростиг и др.) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская) психологи.
По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% трудностей в обучении связано с нарушением графической деятельности, и прежде всего с недоразвитием восприятия и зрительно-моторной координации [2, с.24].
Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность — это исполнительный компонент художественной деятельности. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков [4, с.14].
И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие графической деятельности в зависимости от уровня пространственных представлений.
Согласно М. Фростиг, развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений [2, с.6].
Все выше указанные определения обозначены с точки зрения психологии. Для эффективного развития графической деятельности учащихся, М. Фростиг, И.В. Чугунова, предлагают осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, реализовывать межпредметные связи и использовать методы проблемного и развивающего обучения [4, с.15].
При развитии графической деятельности детей младшего школьного возраста, необходимо в первую очередь, учитывать их особенности.
1.3. Особенности графической деятельности у детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно – двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет.
При выполнении движений основной контроль принадлежит зрению: и к тому же не просто фиксируется «поле деятельности», а прослеживаются все движения от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв [8, с.13].
В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимое условие для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных манипуляций.
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Становление психомоторного навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
Однако практика показывает, что дети младшего школьного возраста нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, рисовании букв (так называемая «дрожащая линия»). У ребенка слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение кистей запястья и фалангов пальцев.
Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны:
1) Ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития.
2) Социальные факторы. В частности, «домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыка тонкой ручной моторики, поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания. Неумение ребенка они, как правило, объясняют тем, что «ему не нравиться раскрашивать книжки с картинками», «он не любит заштриховывать фигуры», и не считают нужным предложить ребенку более привлекательное занятие, также способствующее развитию ручной умелости.
Нарушения психомоторного развития отмечается почти у 30% детей. Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечетки, недостаточно координированы. Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки может стать препятствием для освоения базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма, поэтому требуется специальная работа не только по развитию моторики, но и целенаправленной работы по формированию базисных графических движений [9, с.15].
Особые трудности при адаптации ребенка в школе вызывает обучение письму. Эти трудности имеют специальное научное название – дисграфия.
При развитии графической деятельности выделяют трудность, связанную с нарушение моторики, затруднениями зрительно – моторной координации.
Нарушение зрительного восприятия ведет к трудностям выделения заданной фигуры из окружающих, буквы из слова или слова из фазы, объекта из «зашумленного» рисунка, а также к феномену зеркального движения. Одним из характерных проявлений этого феномена является зеркальное написание различных элементов, которое наблюдается на начальных этапах рисования букв. По мнению некоторых исследователей, в основе возникновения подобных ошибок лежит нарушение зрительно – пространственных функций, которое может быть связано с недостатками функционирования мозга или с функциональной незрелостью определенных структур мозга [2, с.5].
Ребенок должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, т.к. обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работы детей с различным материалом. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве. Обучающийся получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей. Так, учитель может предложить провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки» и т.п.
Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают все обучающиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития [10, с.4].
Одним из главных условий развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста выступают уроки изобразительного искусства.
Глава 2. Уроки изобразительного искусства как условие развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста
2.1. Общая характеристика учебного предмета изобразительное искусство
Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.
Уроки изобразительного искусства играют важную роль в жизни каждого человека, помогают развить творческое воображение, фантазию, оказывают большую помощь в изучении тем других школьных дисциплин, и конечно же на уроках изобразительного искусства отрабатывается навык графической деятельности.
Младший школьный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка. Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные движения руками.
Хорошие условия для развития графической деятельности создают занятия рисованием.
С первых уроков изобразительного искусства учитель работает над графической деятельностью детей. Подбирает различные методы и приёмы, для развития графической деятельности, в соответствии с особенностями всего класса, а так же, отдельно взятых обучающихся.
2.2. Методы и приемы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Развитие графической деятельности ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания [6, с.15].
Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми.  Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром, и сухом песке и подобные упражнения.
Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их рисование с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).
Примеры методов и приемов для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства:
1) составление контуров предметов из палочек;
2) вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
3) нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
4) сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
5) застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
6) доставание бусин ложкой из стакана;
7) стирание ластиком нарисованных предметов;
8) кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
9) надевание и снимание колечка (массаж пальца);
10) комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
11) нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
12) сжимание и разжимание эспандера;
13) катание мячей-ежиков (с шипами);
14) использование шнуровки, трафаретов.
Для формирования у ребенка графического навыка необходимо не только подобрать методы и приемы, но и обучать его с помощью системы специальных упражнений и игр. Основным содержанием которых, должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности.
2.3. Игры и упражнения для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
При наличии трудностей в освоении графической деятельности, ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.) [12, с.5].
Хорошие условия для упражнений создают занятия рисованием. Однако их направленность на получение результата - изображения, отражающего представления и впечатления ребенка от окружающего мира не представляет возможности полностью формировать тот специфический вид графических действий, которые связаны с выполнением контурного изображения, рисованием букв или буквоподобных элементов.
Используя рисунки – трафареты на занятиях, дети проявляют интерес к копированию рисунков. Детям предоставляется возможность самостоятельно дорисовать свои рисунки. К примеру, методика М. Богданович и А. Зарина [13, с.20].
«Методика успешного старта», разработанная М.Богданович, построена на синтезе зрительных, слуховых и двигательных элементов. Она обеспечивает не только совершенствование деятельности отдельных анализаторов, но и развитие взаимодействия между ними. Она хорошо дополняет традиционно используемые методики работы [13, с.20].
«Методика развивающего движения» В.Шерборн также обеспечивает комплексное воздействие на развитие графической деятельности ребенка. Используемые в ней виды движения и соответствующие им упражнения (движение, направленное на познание собственного тела; движение, формирующее связь личности с физическим окружением (действительностью); креативное (творческое) движение стимулируют развитие двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Цель каждого задания, предлагаемого детям-развивать их творческие потенциальные возможности. Одно из главных условий успехов в обучении детей изобразительной деятельности и развитии их творчества- индивидуальный подход к каждому ребенку. Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества, наполняя красотой природы, искусства, человеческого благородства.
Несформированность графической деятельности мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. [11, с.12].Графомоторная деятельность включает в себя:
1) Мелкая мускулатура пальцев
-   упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2) Зрительный анализ и синтез
-   упражнения на определение правых и левых частей тела;
-   задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
-   задания с условиями по выбору нужных направлений.
3) Рисование
-   занятия по штриховке по контуру, обводка;
-   срисовывание геометрических фигур;
-   задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
-   задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4) Графическая символика
-   задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).   
Упражнения и игры по развитию моторики должны быть самостоятельным разделом развивающих занятий, организуемых педагогом и психологом. Эти упражнения могут быть включены в план уроков, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время [10, с.33].
Некоторые виды таких занятий, направленные на развитие тонкой моторики руки и зрительно – двигательной координации:
1) срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности);
2) обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру);
3) вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги);
4) раскрашивание и штриховка;
5) различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.);
6) конструирование и работа с мозаикой;
7) освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:
— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
—раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
— обведение рисунка по контуру, копирование;
— рисование по опорным точкам;
— дорисовывание изображений;
— рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
— разлиновка;
— графический диктант.
Выполняя данные упражнения, можно с уверенностью утверждать, что дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.
«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить руки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать. [3, с.17].
Примеры пальчиковых игр и упражнений:
«Киска»
В кухне нашей под столомСтоит крынка с молоком.
(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)К крынке кошка подошла
(«идем» указательным и средним пальцами правой руки)Сверху сливки попила 
(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)Глубже сунулась в горшок:- Молочка напьюсь я впрок! 
(засовываем палец глубже в кружок-горшок)Что случилось? Ой-ой-ой!Кошка крутит головой
(крутим головой)Налакалась молочка –Не уйти ей из горшка!
(пытаемся вытянуть палец из кружка)С головы горшок не слез.С ним и убежала в лес! 
(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)
Народная потешка
Ивану-большаку - дрова рубить,Ваське-указке - воду носить,Мишке-среднему - печку топить,Гришке-сиротке - кашу варить,А крошке-Тимошке - песенки петь.Песни петь и плясать,Родных братьев потешать!
В гости в домик
На горе мы видим дом
(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – «крыша дома»)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней «бутон»)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы «побежали» по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Дождик
Закапали капли
(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Идет дождь
(постучать четырьмя пальцами)Он льет как из ведра!
(стучим сильнее)Пошел град
(косточками пальцев выбиваем дробь)Сверкает молния
(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)Гремит гром!
(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)Все быстро убегают домой
(прячем руки за спину)А утром снова ярко светит солнце!
(описываем руками большой круг)
Две руки
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая! 
(вытягиваем руки вперед, показывая)Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)И могут ласковыми быть и правая, и левая!Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – «обнимаем»).
Упражнения на развитие мелкой моторики:
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак—ребро—ладонь
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз.
3) Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Ухо—нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Стоит подчеркнуть, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям. [7, 15с.].
Игры и упражнения для развития общей моторики:
упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, прыжки.
Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:
1) Бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
2) Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
3) Подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе;
4) Пройти по начерченной на полу линии;
5) Попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
6) Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
7) Повернуться туловищем направо и налево.
Формированию навыков мелкой моторики способствуют занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию.
Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для развития графической деятельности качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание. [2, 13с.].

Заключение
Затруднения в освоении графической деятельности в младшем школьном возрасте обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы начальной школы и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к графической деятельности и сформировать элементарные специфические графические навыки [14, с.20].
В процессе выполнения поставленных задач исследования, изучалось мнение специалистов по проблеме. Было отмечено, что формирование графической деятельности – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого акта вырисовывания, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В ходе многочисленных упражнений обучающимися по отработке и закреплению навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
У учеников младшего школьного возраста развитие и автоматизация графических навыков осложняется из-за недостаточной динамичности мышц руки, недоразвития ручной моторики и слабости мышечного тонуса. Замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям [15, с.15].
Ознакомление младших школьников с элементами графической деятельности - процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графической деятельности.
Очень важное значение имеет осознание способов выполнения действия. В этом случае формирование графической деятельности заметно ускоряется: требуется меньшее количество упражнений, минимизируется количество недочетов, а сформированный навык оказывается более лабильным, гибким. Важным является осознание самих движений в действии - их пространственных характеристик [16, с.18].
Как говорят ученые, навык может формироваться двумя путями: стихийным и планомерно управляемым. Графическая деятельность тоже может формироваться стихийно. В этом случае обучающимся не учитываются условия правильного выполнения действия или учитываются не полностью. В предложенных ему указаниях может не быть всех необходимых ориентиров для действия или не обеспечивается их применение при выполнении задания. Во время работы ученик находится в поиске недостающих ориентиров, однако пути поиска ему неизвестны, и он идет по пути проб и ошибок; в результате формирование навыка затягивается. Через пробы и ошибки ученик чаще всего не приходит к полному пониманию выполняемых действий, и навык не приобретает устойчивость.
Формирование графической деятельности должно происходить путем управляемого обучения. Действия обучающихся должны организовываться учителем. Речь идет не только о более высоком качестве графической деятельности, но и об иной картине ее формирования. Вместо стихийных поисков недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить эти ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает возможность детям раньше и успешнее выполнять графическое действие.
В результате работы были рассмотрены понятия «графическая деятельность» в психолого-педагогической литературе, определили особенности графических умений детей младшего школьного возраста, выявили условия ознакомления младших школьников с элементами графической деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы ознакомления младших школьников с элементами графической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения.
Список информационных источников
1. Баканова, Е.А. Статья: «Виды трудностей графической деятельности и анализ их природы». [Текст], Е.А. Баканова. -Москва, 2013. -13с.;
2. Боярчук В.Ф. Учебник/ Межпредметные связи в процессе обучения, [Текст], В.Ф, Боярчук. -Вологда,1988. -74с.;
3. Габдрахманова Е.В. Методические рекомендации/ Особенности преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2014/2015 учебном году: [Текст], Е.В. Габдрахманова. - Казань: ИРО РТ, 2014. -32с.;
4. Герасимова А.С. Учебник/ Энциклопедия развития и обучения школьника [Текст], А.С. Герасимова. –Москва, 2007. -352с.;
5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Статья: «Психологические проблемы развития детского восприятия» // Развитие восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте. [Текст], А.В. Запорожец, М.И Лисина. -Москва, 1966. -21с.;
6. Илюхина В.А. Методические рекомендации/Обучение грамоте в 1 классе, [Текст], В.А. Илюхина. – Санкт-Петербург, 2011. -77с.;
7. Кикоин Е.И. Учебник: Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. [Текст], Е.И. Кикоин. - Москва, 1993. -23с.;
8. Матыции В.П. Методическое пособие/ Готовь руку к школе. [Текст], В.П. Матыции. - Тверь, 1997. -60с.;
9. Мишина Н.В. Статья: Методы развития графических умений в процессе художественно-проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. [Текст], Н.В. Мишина. - Москва, 2014. -44с.;
10. Метиева Л. А. Учебник: Развитие сенсорной сферы детей. [Текст], Л.А. Метиева. -Москва, 2000. -377с.;
11. Нефедова Ю.В. Диссертационная работа: Система работы по развитию психомоторики школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03: [Текст], Ю.В. Нефедова.-Санкт-Петербург, 2005. -198с.;
12. Комарова Т.С. Статья: «Формирование графических навыков». [Текст], Т.С. Комарова. - Москва, 1970. -78с.;
13. Соснин Н.В. Журнал: Гуманитарные науки. [Текст], Н.В. Соснин. -Санкт-Петербург, 2011. -66с.;
14. Цвынтарный В.В. Статья: Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст], В.В. Цвынтарный - Санкт-Петербург, 1997. -50с.;
15. Фарбер Д.А. Учебник: Психофизиология развития. [Текст], Д.А. Фарбер - Москва, 2005. -94с.;
16. Чугунова, И.В. Статья: Формирование графической культуры школьников. [Текст], И.В. Чугунова – Москва, 2003. -65с.