Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.
Словесные
Наглядные:
Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка
Проблемно-поисковый: (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.
Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.
Методы контроля и самоконтроля
Методы стимулирования
Метод игры:
Методы педагогической поддержки используются классным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как предупреждающие меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
метод ―угашения переживаний (рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);
метод ―переключения‖ - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, ―грушу‖ в спортзале и т.д.)
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
метод ―увлечения весельем‖ - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
Методы поддержки физического здоровья ребёнка
метод ―постепенности - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
метод физических упражнений и занятия спортом;
метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
метод ―угашения отрицательных переживаний‖ - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
метод ―устранения плохих привычек‖;
метод ―выработки хороших привычек и положительных черт характера‖;
метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
метод ―увлечения добрым делом‖;
метод ―увлечения героическим‖ - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
метод ―увлечения загадочным‖ - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
Методы укрепления чувства ответственности:
метод доверия - развивается вера в свои силы;
метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
метод ―достижения гармонии с окружающим‖ - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату(наблюдения,коллективного анализа деятельности,размышления)
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
метод ―мозгового штурма‖ - метод ―сократовской беседы(Согласие,сомнение,аргументация)
метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
метод ―деловой игры‖ - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
метод развития интуиции (игры ―Почувствуй состояние другого‖, ―Кто стоит за дверью‖, ―Холодно-горячо‖, ―В какой руке?‖ и т.д.);
метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - ―активное слушание‖, ―прием на работу‖, тренинг по этикету, ―Кораблекрушение‖, ―Необитаемый остров‖ и т.д.);
метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
метод ―ролевой игры‖ (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
719455361315 метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
метод самоконтроля;
метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
Таким образом, применение активных методов обучения и воспитания повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ. Данные методы могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ ,а так же для составления адаптированной образовательной программы (при индивидуальном подборе).