Нормализация чтения при его нарушениях
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Образовательный центр «ЭЛКО»
Статья по логопедии
на тему «Нормализация чтения при его нарушениях»
Выполнила:
логопед Ибраимова Гульнур
Алматы 2015 г
У большинства детей с нарушениями речи отмечаются специфические особенности в овладении навыком правильного чтения. Это дает основание говорить о том, что выраженные в той или иной степени отклонения в усвоении чтения являются проявлением системного нарушением речевого акта в целом. Своим происхождением они связаны с дефектом предпосылочных процессов, обуславливающим аномальное развитие речи детей и, в свою очередь, приводящим к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.
К типичным проявлениям нарушения чтения относятся: неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении; специфические замены букв и общие искажения структуры слова; недостаточный темп чтения и уровень понимания читаемого. Совокупность таких проявлений, а не отдельные ошибки или трудности, которые всегда имеют место у ряда детей, начинающих читать, и определяет нарушения чтения, обусловленные речевой патологией. Степень выраженности нарушения чтения у детей неодинакова и зависит от природы первичного нарушения, структуры дефекта, компенсаторных возможностей, этапов овладения чтением. Все это и определяет основы коррекционного воздействия с использованием специальных приемов.
Остановимся на описании отдельных приемов, способствующих формированию правильной техники чтения у учащихся с аномалиями речевого развития.
Как известно, одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у детей с нарушениями речи нередко задерживается (по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием). Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия и узнавания буквы, но и от речедвижения, т.е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его.
У детей с речевыми нарушениями наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произносится то верно, то неверно, так как связь буква - звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Вследствие этого узнавание буквы задерживается, в свою очередь, задерживается и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука, и тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении.
Логопед показывает или записывает букву, ученик отыскивает ее среди других букв наборного полотна, или среди букв, отпечатанных на карточках, или в составе слова. Отрабатываемый графический знак должен опознаваться с достаточной быстротой при одновременном включении речедвижений, чтобы выработать правильную связь между буквой и звуком. Ребенок, опираясь на графическое изображение буквы, должен четко произнести соответствующий.
На узнавание и различение букв полезны следующие упражнения:
назови буквы, которые чаще всего встречаются (могут быть даны различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения)
ж 3 с ш ц с ч т щ ц
ш т ж ж т щ 3 ш ч т
ж X н т Щ п щ ч ж л
X ш Щ ж т ч л Щ ч м;
(буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта, цвета, толщины и т. д.);
назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;
преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, 3 в В;
найди одинаковую букву в словах:
рак, порт, сыр, мир, берег, рев; халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;
по какому признаку (почему) слова записаны в два столбика:
TOC \o "1-5" \h \z ценасвеча
целыйкосой
кольцопросить
яйцомаска
зацепитьлюстра
Особое внимание обращается на озвучивание буквы в слове, так как это представляет определенные трудности для детей с нарушениями речи. С этой целью можно попросить ребенка выбрать из текста или из нескольких слов, отпечатанных на карточках, слова, где имеется изучаемая буква, с последующим громким их прочтением.
Помогает переключению внимания ребенка на графический знак и такой прием: ребенку предлагается сначала заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в процессе чтения, или текст с данными словами, а затем их прочитать в убыстренном темпе. Можно проводить эти упражнения с использованием песочных часов, которые приучают ребенка выдерживать заданный темп чтения.
Так как связь между звучанием данного слова и его буквенным обозначением еще недостаточно автоматизирована, ребенку приходится контролировать свое чтение сознанием. Когда он перестает это делать, то акту ал изиру ется старая, более привычная связь, и чтение отрабатываемой буквы в слове становится неверным.
Учитывая это, на первых порах важно обращать внимание на то, как он должен произнести в слове соответствующую букву, и просить его читать медленно , отчетливо проговаривая все звуки с слове. Затем ребенок читает эти же слова повторно, с постепенным убыстрением темпа.
Можно предложить следующие упражнения, при выполнении которых обратить внимание на взаимосвязь звука и буквы:
найди и прочитай слова
был пин пар бен пир бык бан бил пил пун бак пак блин плем плут брод плун бред прак брак;
составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов
ма не на раф
не жи вы ли
вот но вка ши
• быстро составляй и читай слова (с оппозиционными звуками);
• быстро составляй и читай слова; | сы | сит | бе | яться
за | со | рить по | бро | ловать
| но | пять | ба | дить
| ме | сти | бо | лить
В том случае, когда у детей с нарушениями речи наблюдается побуквенное чтение, следует заново формировать у них правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем, чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.
Широко практикуя упражнения в чтении открытых слогов, необходимо помнить, что ребенок с фонематическим недоразвитием должен в первую очередь научиться улавливать общее в звучании всех вариантов одного и того же звука, обозначаемого посредством определенной буквы. Поэтому для чтения вначале следует подбирать упражнения, где согласная буква в прямом слоге дается в сочетании с различными гласными, затем уже вводить упражнения в чтении по подобия.
Примерные упражнения:
прочитай:
с а о у ы и
ш з ж п и е е я Ю
б т д к а я о е
г с з прочитан:
на, лу, хо, шо, мы, ха, ру, ла;
читай, изменяя порядок букв в слоге;
добавь гласные и прочитай полученный слог:
TOC \o "1-5" \h \z п .кр .
т.ст.
к.мн .
с .пш .
д.ЧТ.
читай слоги по подобию:
а о уа о у
па по .. ста сто .
та .. .. про . .
ка .. .. кра . .
ва .. .. зда . .
Особое внимание нужно уделять чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. В процессе их чтения надо подводить ребенка к тому, что отдельно взятая буква не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующей.
При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу - прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки. Целесообразно пользоваться схематическим их выделением: сочетания СГ обозначаются дугой, а отдельные звуки - точкой, например: «Pa-но утром дети идут в школу». (Практическая схема читаемого составляется простым карандашом).
Организуя работу с детьми данной группы по развитию навыка чтения, формированию умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, развитию синтеза с использованием зрительной опоры, логопеду следует широко использовать в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято еще называть трансформационными).
Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, развивают наблюдательность, зрительный контроль.
Работая над совершенствованием чтения, логопед должен учитывать, что дети с нарушениями речи часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные трудности, рекомендую упражнения для чтения таких пар слов, как, например, стол - столб, колобок - клубок, копал - купал, купал - купил и т.д. Эти слова дети должны отчетливо прочитать, проанализировать по звуковому и буквенному составу и сравнить. Затем установить, почему получается разное значение.
Следует чаще упражнять детей в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы (дом, дома, к дому, о доме); разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в пеналах и т. д.); однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное); слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улететь)', слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилетать, приехать, прибежать, прискакать).
После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.
Указанные упражнения помогут ребенку лучше ориентироваться в составе слова, выделять его морфологические элементы (корень, суффиксы, приставки, окончания) и тем самым не допускать ошибки на замену целого слова или его части, а в процессе чтения узнавать слово сразу «в лицо», что скажется на темпе чтения. Однако возникшая у ребенка догадка должна всегда проверяться при повторном восприятии.
Нужно помнить, что если слово состоит более чем из 3-4 букв, то органы зрения во время его фиксации в процессе чтения воспринимают некоторые части слова недостаточно отчетливо. Восполнение этого достигается прогнозированием буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова (упреждающим синтезом). В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.
Основой прогнозирования является догадка, возникающая на основе прежнего речевого опыта, умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, т.е. понимать целое до того, как будут восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения. Методисты считают прогнозирование одним из основных механизмов чтения, важнейшей его особенностью.
Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, так как этот процесс у них происходит естественно, на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его «языковое чутье», его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно имеется в его речевом опыте, то он его быстрее узнает в процессе чтения.
Прогнозирование слов определяется, тем, насколько часто они встречаются в речевом опыте чтеца, наличием при слове определения или других зависимых слов, позицией слова в предложении, накоплением информации на основе прочитанных слов. Все эти факторы обуславливают скорость и быстроту языковой догадки при чтении. Их надо учитывать, особенно при обучении детей, имеющих нерезко выраженное недоразвитие речи, у которых прогнозирование в процессе чтения развивается слабо и не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной сформированное™ звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательной школы.
Прежде всего, логопед должен научить детей этой группы узнавать знакомый звуко-буквенный образ слова, ориентируясь на отдельные его элементы. С этой целью можно использовать такой прием, как чтение слов с пропущенными элементы типа те...дь (тетрадь), конее... (конверт), мед...дь (медведь). Облегченный вариант этого приема, когда к словам подбираются соответствующие картинки, позволяющие ребенку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы.
К числу упражнений, направленных на узнавание звуко-буквенного образа слова, можно отнести следующие:
читай, вставляя разные гласные (согласные)
т к
т к
т к
т к
к шка
к шка
к шка
к шка
а,_е,__у ш,__х,__т,__н самостоятельно
прод . ли воро . а сто .
прод . ли воро . а сто .
прод . ли воро . а сто .
прочитай:
жаба, лава, корка
подумай, в какие слова надо вставить слоги –ло-, -очк-, -зин-, чтобы получились другие слова;
читай быстро и четко:
оса – роса телка – елка
ель – щель муха - уха
ролики – кролики крот - рот
пачка – прачка норка - нора
ботики – ботинки клубок – кубок
читай слова справа налево:
нос- хорош трос-
лом- шалаш полк-
бар- казак раки-
читай слова, переставляя согласные буквы:
гора- пила-
вози- соки-
лето- сила-
К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. на прогнозирование читаемого, относится и умение воспринимать сразу не только отдельные слова, но и их сочетания. Для этого необходимо научить детей группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Например, можно попросить ученика с недоразвитием речи:
выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать их;
выбрать из текста существительные и самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? какой?;
подобрать к словам левого столбика из правого столбика, сочетающиеся с ними по смыслу; изменить, где нужно, род прилагательных; составленный словосочетания прочитать:
корм | теплый
пища | ценный
багаж | легкий
груз | грубый
одежда | ручной
сарафан|хороший
|здоровый
|летний
|плохой
|птичий
|тяжелый
|изящный
Учитывая, что наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают слова, обозначающие действия (а именно эта группа слов оказывается недостаточной у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи), в большую часть упражнений нужно включать глаголы. Например:
присоединение к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных. Даются две группы слов: 1) сделать, приготовить, изготовить; 2) уроки, обед, модель самолета, игрушку, прическу, лекарство. Ученик составляет и прочитывает их;
вставка в предложения наиболее подходящего по смыслу глагола. Нужный глагол ребенок может выбрать из группы предложенных слов или самостоятельно подобрать, опираясь на смысл предшествующих и последующих слов предложения. По стеклам ручейками ... (струились, капали, стекали) капли дождя. Дедушка ... очки и стал вслух ... газету;
постановка вопросов с опорой на глагол. Нужно указать, какие вопросы из правого столбика подходят к глаголам, которые даны в левом столбике:
удивлятьсякому? чему?
прикасатьсяо ком? о чем?
касатьсякем? чем?
Беспокоитьсяк кому? к чему?
Возмущатьсякого? чего?
К каждому глаголу, опираясь на вопрос, ученик подбирает дополнения, затем полученные словосочетания читает.
При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова.
Не менее важным фактором, способствующим прогнозированию, являются знание грамматической сочетаемости слов. Например, ребенок с нормальным речевым развитием интуитивно употребляет после слов, обозначающих переходность действия на предмет, дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. В силу сложившегося грамматического стереотипа ему не надо воспринимать все буквы в слове, стоящем после глагола, правильное окончание в нем он предвосхищает. Детей с недоразвитием речи этому следует специально учить. Полезны упражнения на дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересы... книг...). Он должен их воссоздать, опираясь на контекст. Целесообразно также использовать чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемешку и исходной форме. Нужно восстановить порядок слов в предложении и поставить слова в нужную грамматическую форму.
Чаще следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены; ребенку надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и последующего слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать.
Рекомендуемые упражнения способствуют формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.