«Формирование жизненной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки домоводства».
«Формирование жизненной компетенции у детей с
ограниченными возможностями здоровья через уроки домоводства».
Преодолеть социальные последствия дефекта интеллектуального нарушения ребенка, а так же добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному посильному участию в жизни общества, в общественно полезной деятельности. Коррекционная школа готовит своих учеников к практической работе, корригируя при этом недостатки их физического развития.
Содержание обучения имеет решающее значение прежде всего для осуществления социальной детей. Под содержанием обучения понимается система знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических способностей школьников, формирует соответствующее общественным нормам поведение, готовит их к труду.
Содержание обучения по домоводству определяется учебным планом и рабочей программой, между которыми существует непрерывная связь.
Учебный план является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это документ, определяющий основные направления и содержание образования; воспитания и развития детей указанной категории, а также оптимальных условий, необходимых для осуществления их воспитания, обучения и коррекции имеющихся недостатков развития.Учебная программа по домоводству строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по домоводству является своеобразие содержания учебного материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки.
Эффектное усвоение обучающимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, приемов и средств обучения.
В школе широко применяется метод объяснения. Учитель объясняет отдельные понятия, правила поведения, приемы работы с определенными инструментами, электроприборами, правила их применения, содержание некоторых слов и распространенных предложений школьники с интеллектуальными нарушениями часто не понимают специальных терминов, сложных инструкций. В силу недостатков познавательной активности они плохо усваивают смысл понятий, не дифференцируют главные и второстепенные признаки, под одно понятие могут подвести прямо противоположное, не используют усвоенные знания при изучении нового материала.
Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ - повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках домоводства используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа - это вопросно-ответный метод обучения. Для сообщения новых знаний на уроках СБО беседа может использоваться только в том случае, если у школьников уже есть некоторые сведения по изучаемому материалу. В верно построенной беседе ученики не только получают или закрепляют знания. Беседа учит их анализировать, сравнивать, делать обобщения, формировать диалогическую речь и логически ее строить. Этот метод способствует пробуждению у умственно отсталых детей интереса и активности, умения задавать вопросы, быть активным в общении со сверстниками и взрослыми.
Уроки домоводства в школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить ученикам при самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в схематической и символической наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, дает возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов. Однако применение символической наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида весьма ограничено, поскольку является сложным для понимания учениками с ОВЗ.
Систематически используются в работе информационно-коммуникационные технологии. Намного продуктивнее уроки проходят с использованием презентаций, просмотров видеоматериала.
Особое внимание на уроках домоводства уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Почти каждый раздел программы домоводства требует выполнения практических работ обучающихся, направленных на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Невозможно приобрести прочные умения и навыки без постоянной практики. Например, при изучении раздела «Кулинария», дети сначала познают азы, т.е. запоминают названия столовых и кухонных приборов, затем знакомятся с сервировкой стола. В 7-ом классе уже учатся готовить завтраки, обеды и ужины. А вот уже в 9-ом классе идет практическое повторение ранее изученных тем.
Многие ученики только в школе впервые учатся варить кашу или готовить бутерброды, пользоваться кухонным ножом или пришивать пуговицу. Многие не умеют убирать и мыть за собой посуду. Это говорит о том, что родители, жалея их, делают их неприспособленными в быту, ограждают детей от трудностей. Таким деткам приходится намного сложнее, но они с удовольствием выполняют практические работы. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллективных отношений стимулируется проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь и взаимоподдержка.
В процессе выполнения заданий в специально подготовленных условиях у обучающихся формируются новые потребности и интересы, которые со временем возрастают, развивая личность. Появляется осознание полезности своей работы, что в свою очередь вызывает положительный эмоциональный фон и побуждает к активной деятельности. Активное отношение ребенка к действительности развивает его любознательность.
Уроки домоводства направлены на подготовку детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Потому эти уроки являются одними из самых главных в школе.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность - основная функция личности, поэтому рекомендуется по возможности способствовать социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.