Методика реализации программы «Разговор о правильном питании» «Плох обед, если хлеба нет»
Название конкурсной работы Методика реализации программы «Разговор о правильном питании»
«Плох обед, если хлеба нет»
Автор (ФИО полностью) Полякова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Место работы: школа, район Муниципальное казенное образовательное учреждение Коченевская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.Ф.Аргунова, Коченевский район
Адрес школы: почтовый индекс, город, улица, дом, телефон 632640, р.п. Коченево, ул. Мало-Кузнецкая д.27, тел.: 8 (383) 51 2 -31-84
Адрес электронной почты tito.natali2012@yandex.ruВозраст учащихся 6-7 лет 1-2 класс
Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» «Разговор о правильном питании»
В Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова Новосибирской области работаю шесть лет. В своей деятельности успешно применяю здоровьесберегающие технологии, как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
Формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью считаю необходимым условием успешности в обучении и дальнейшей жизни. На протяжении пяти лет работаю с детьми 1-4 классов по программе «Разговор о правильном питании», целью которой является формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Уверена, что художественно-эстетическое развитие личности школьников является неотъемлемым компонентом занятий по программе. Воспитательное воздействие разных видов искусств на ребенка велико. Можно без излишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности.
Организационно-методические мероприятия по программе «Разговор о правильном питании», направленные на развитие компонентов художественно-эстетической культуры различны.
Пути формирования эстетических понятий и представлений у младших школьников идут в урочной деятельности через интеграцию тем программы в предметы художественно-эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, художественный труд, ритмика, театральное искусство).
Во внеурочной деятельности это систематические формы художественных занятий по расписанию ОУ: кружок «Мастерская чудес», «Здоровейка»).Детская художественная самодеятельность (фестивали, конкурсы, концерты, кукольный театр «Вереница»).
Разовые массовые мероприятия (экскурсии, встречи с деятелями искусства, поездки в театр, на концерты, ярмарка и т.п.); Были на экскурсии в пекарне, к нам на занятия приходил агроном. И теперь мои учащиеся осознают и восхищаются перед трудом людей, благодаря которым хлеб приходит на наш стол.
В таблице я отразила основные мероприятия художественно-эстетической направленности по программе «Разговор о правильном питании» (1 часть) при интеграции в темы предметов.
№ Тема по программе Компонент художественно-эстетической культуры Мероприятия по программе Предмет художественно-эстетического цикла
1 «Если хочешь быть здоров» Изобразительные виды деятельности Выставка рисунков «Золотая осень», конкурс поделок из природного материала «Природные фантазии» Изобразительное искусство, Художественный труд
2 «Самые полезные продукты» Театрализованные виды деятельности Сочинение на тему «Полезные продукты»,
сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»,
игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные
столы», экскурсия в магазин. Литературное чтение
3 «Как правильно есть» Изобразительные виды деятельности
Театрализованные виды деятельности Игра-обсуждение «Законы питания»,
игра-инсценировка «Чем не стоит делиться», конкурс рисунков «Знаки правильного питания». Изобразительное искусство
4 «Удивительные превращения пирожка» Театрализованные виды деятельности Инсценировка сказки «Красная шапочка», игра КВН «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина?», экскурсия в библиотеку встреча с библиографом Литературное чтение
5 «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» Театрализованные виды деятельности Викторина «Печка в гостя у русских сказках», конкурс проект «Самая вкусная и полезная каша», игра «Пословицы запутались», выпуск плаката «Мамина кашка –самая вкусная»
Литературное чтение, изобразительное искусство
6 «Плох обед, если хлеба нет» Изобразительные виды деятельности
Театрализованные виды деятельности Конкурс рисунков «Золотистое поле», разучивание песенки «Зернышко» , праздник «Хлеб –всему голова» , игра «Советы Хозяюшки» Изобразительное искусство, музыка
7 «Время есть булочки» Театрализованные виды деятельности Выставка детского творчества «Жавороночки прилетели» (поделки из соленого теста)
Праздник «Широкая масленица!»
Конкурс викторина «Знатоки молока»
Песня «Кто пасется на лугу?»
Встреча с писательницей Жуковской Е. Литературное чтение, художественный труд
8 «Пора ужинать» Изобразительные виды деятельности Подготовка и защита проектов «Меню моей семьи», поездка в театр «Глобус» (спектакль «Званый ужин»), игра демонстрация «Как приготовить бутерброды», выпуск газеты «Режим дня»Изобразительное искусство, литературное чтение
9 «Где найти витамины весной» Художественная ритмика
Изобразительные виды деятельности Игра-викторина «Отгадай мелодию»,
конкурс рисунков «Самое полезное блюдо», игра «Вкусные истории», ярмарка « А вот и витамины» Музыка, изобразительное искусство
10 «На вкус и цвет товарищей нет» Театрализованные виды деятельности Практическая работа «Определи вкус продукта», конкурс «Приготовь любимое блюдо», викторина «Что за чудо пирожки?», постановка сказки на экологический лад «Теремок». Художественный труд
11 «Как утолить жажду» Театрализованные виды деятельности Игра-демонстрация «Из чего готовят соки», тестирование «Вода в жизни человека», конкурс рисунков «Чистая водичка», игра демонстрация «Мы не дружим с Сухомяткой», экскурсия в компанию «Чистая вода», сказка «О воде, самомчудесном чуде на Земле" Литературное чтение, изобразительное искусство
12 «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» Музыкально-исполнительные виды деятельности
Театрализованные виды деятельности Игра «Мой день», игра-викторина «Меню спортсмена», день здоровья «Самый сильный», инсценировка сказки «Кто сильнее?». Музыка, физическая культура, литературное чтение
13 «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» Театрализованные виды деятельности
Музыкально-исполнительные виды Театрализованный праздник «Ягоды и фрукты – самые вкусные «жители» леса и сада», конкурс рисунков «Витаминки», музыкальной сказки
"Как овощи и фрукты вылечили царевну" Литературное чтение, изобразительное искусство
14 «Всякому овощу - свое время» Театрализованные виды деятельности
Музыкально-исполнительные виды Игра, «Какие овощи выросли в огороде», инсценировка песни «Овощи», конкурс - соревнование «Самый оригинальный овощной салат», КВН «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», праздник «Ягоды и фрукты — самые вкусные „жители“ леса и сада».Музыка, литературное чтение
15 «Праздник урожая» Музыкально-исполнительные виды
Театрализованные виды деятельности
Театрализованная инсценировка сказки «Вершки и корешки», поделки из природного материала «Урожай нашего сада», инсценировка песни «Урожай», большая ярмарка «Соберем урожай», игра «Какие овощи выросли в огороде» Художественный труд, музыка, литературное чтение
Приведу пример внеклассного занятия по программе «Разговор о правильном питании» по теме «Плох обед, если хлеба нет»
Цели и задачи занятия
расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Тип занятия Занятие- путешествие
Планируемые результаты (предметные) Формирование умения оценивать идеи. Участвуют в групповой работе; договариваются друг с другом о возможном распределении ролей. Читают выразительно вслух; составляют рассказ; отгадывают загадки; заучивают стихи песни.
Личностные результаты Проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.
Познавательные: общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в общении и взаимодействии
Личностные: формировать внутреннюю позицию ученика на занятии.
Оборудование Рабочая тетрадь по программе «Разговор о правильном питании», презентация « Хлеб всему голова »
Ход занятия:
Организация начала занятия
Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы.
(На слайде изображение пшеничного поля)
Учитель: Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня.
(Учитель пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
Учитель: Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? (ответы детей) Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
II. Выведение темы и цели занятия.
Учитель: - Какие продукты и блюда получают из зерновых культур?
Дети: (хлеб хлебобулочные изделия )
Учитель: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
Дети: О блюдах из зерна. Молодцы! Правильно!
Тема нашего занятия так и звучит: " Плох обед, если хлеба нет ".
Работа по теме урока. Страничка "Хлеб - всему голова".
Учитель: - Ребята, а сейчас мы с вами нарисуем свои картины на тему «Хлеб – всему голова».
1.Актуализация знаний
Учитель: - Что вы знаете о хлебе? (ответы детей)
Дети: -Рассказывают истории о хлебе.
Учитель: Я надеюсь, что на занятии ваши знания пополнятся. Вы узнаете историю хлеба, научитесь беречь и ценить хлеб. Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». (Ходили на экскурсия в пекарню)
Учитель: Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки. Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы ни выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
2.Аукцион "Хлебобулочные изделия"
Учитель: Какие хлебобулочные изделия вам известны?
Дети: Хлеб и хлебобулочные изделия - незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
Учитель: А сейчас отгадайте загадки.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом.
(Зерно)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
Всем нужен, а не всякий сделает"
(Хлеб)
Ясный месячек ночью в небушке висит,
Днем во полюшке блестит". (Серп)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый. (Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет". (Комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит".
(Трактор)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(Зерно)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Учитель: В Украине очень популярна паляница. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки. Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень. Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Учитель: На ваш взгляд, что полезнее? (ответы детей)
3.Работа в тетради «Разговор о правильном питании»
Учитель: Теперь поработаем с тетрадь Разговор о правильном питании, на странице 30
Учитель: Читаем по ролям и обсуждаем.
Ответьте на вопрос Кати. Посоветуйте Кате брать хлеб или не брать?
Учитель: Согласны ли вы с высказыванием папы? (ответы детей)
4. Физминутка. Исполнение песни "Зернышко".
Облако! Облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако, капельку дождя.
(дети протягивают руки вверх)
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено,
(дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку без воды нельзя.
(ребенок, изображающий зернышко, выбегает в круг и садится на корточки)
Дождь прошел
Земля мокра.
Вот так облако! Ура!
Помогло ты, облако,
Дать зерну росток.
(ребенок, изображающий зернышко, чуть-чуть привстает)
Мерзнет наше зернышко:
Простудиться зернышку
В сырости легко! Помоги согреть его,
Золотое солнышко,
Выгляни, пожалуйста, из-за облаков!
(дети протягивают руки вверх)
Жарко стало.
Горячи
Солнца нашего лучи!
Помогло ты, солнышко,
Нам росток согреть.
(«зернышко» раскидывает руки в стороны)
Зернышко! Зернышко!
Желтое, как солнышко:
Прорастай, пожалуйста,
Зернышко скорей!
Ты увидишь, зернышко,
Облако и солнышко,
Нас увидишь, зернышко,
Всех своих друзей.
(«зернышко» встает в полный рост, остальные ребята окружают его в хороводе).
Учитель: Пословицы о хлебы совместите пословицы начало и конец пословиц.
5. Игра «Соедини начало и конец пословиц».
Была бы голова на плечах, Без соли, без хлеба - Блюди хлеб про еду, Брось хлеб назад, Береги хлеб в углу, Был бы хлеб, Без хлеба куска Без закваски Без соли Без хлеба Был бы хлеб, Без хлеба и у воды
половина обеда.
а копейку про беду.
очутится впереди.
а деньги - в узлу.
а хлеб будет.
везде тоска.
хлеба не месят.
а мышки будут.
не обедают.
а у хлеба люди будут.
худо жить.
хлеб не еда.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет. Без соли, без хлеба - половина обеда. Блюди хлеб про еду, а копейку про беду. Брось хлеб назади, очутится впереди. Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу. Был бы хлеб, а мышки будут.Без хлеба куска везде тоска. Без закваски хлеба не месят. Без соли хлеб не еда. Без хлеба не обедают. Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Без хлеба и у воды худо жить.
6. Изготовление символа благополучия - "Хлебного дерева".
Учитель: В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста - большое удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе. Я предлагаю изготовить "Хлебное дерево" - символ благополучия, ваша задача - вылепить всевозможные хлебобулочные изделия.
Пусть же это дерево каждому принесёт добро, радость и благополучие. Дети изготавливают дерево и хлебобулочные изделия из теста и украшают ими изготовленное дерево. Затем раскрашивают свои изделия гуашью.
6. Микрообобщение.
Учитель: - Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей) Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
Главным итогом работы является то, что дети смогли проявить себя в совместной деятельности.
Собрали большой материал по исследуемой теме. Их творчество и выдумка воплотились в разработке проекта «Книжка малышка». В завершении, которого состоялся праздник «Хлеба» на котором дети и их родители продемонстрировали свои хлебобулочные изделия. Также на праздник были приглашены хлебороды, которые рассказали ребятам о пользе хлеба.
Ребята настолько были увлечены этой темой, что у них появилось желание изложить свои мысли на бумаге, поделиться своими впечатлениями относительно состоявшихся событий. Поэтому следующим этапом работы над темой стали сочинения-миниатюры и секвойны «Хлеб в моей жизни», которые мы написали на уроке русского языка, а потом соединили вы книжке-малышке с одноимённым названием.
Участие родителей в реализации конкурсной работы
Я считаю, что программа «Разговор о правильном питании» вносит важный вклад в формирование культуры здоровья подрастающего поколения, позволяет эффективно формировать у детей полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье. Участие в программе, несомненно, меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.
Считаю, что одним из важнейших условий эффективной реализации проекта служит поддержка родителей.
Работа по сбору информации по темам программы, её систематизация ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители помогают своим деткам и в оформлении творческих работ.
Взрослые всегда направляют своих детей, подсказывают, как лучше сделать, берут на себя техническую сторону работ: фотографирование, накопление материала на электронном носителе. Так же родители активно принимают участие в анкетировании.
Данные опросов и анкетирования родителей показывают, что взрослые по достоинству оценивают реализацию программы «Разговор о правильном питании». Родители стали уделять больше внимания вопросам питания своих детей. Помогают ребятам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, дома поддерживают ребят в закреплении знаний и навыков, связанных с этикетом в области питания.
Оценка эффективности конкурсной работы
Считаю, что усваивать программу «Разговор о правильном питании» в значительной степени помогает такая форма коллективной деятельности, как проектная. Необходимость формирования общеучебных умений и навыков у младших школьников закреплена во всех нормативных документах. И метод проектов - хороший инструмент для их формирования. Кроме того, проект решает важнейшие коммуникативные задачи, способствует сплочению коллектива при достижении общих целей.
При изучении 1 части программы «Разговор о правильном питании» моими учащимися были реализованы самые разные проекты по всем темам, которые конечно служат показателем эффективности работы в целом.
Тема программы (1 часть) Реализуемые проекты Результат
«Если хочешь быть здоров» Проект «День Здоровья» Участие детей в соревнованиях
«Самые полезные продукты» Проект «Самые полезные продукты» Выпуск газеты
«Как правильно есть» Проект «Правила этикета» Конкурс рисунков «Знаки правильного питания».
«Удивительные превращения пирожка» Проект «Режим питания» Инсценировка сказки «Красная шапочка».
«Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» Проект «Самая вкусная и полезная каша». Защита своих проектов
«Плох обед, если хлеба нет» Проект «Книжка малышка» Выпуск книжки малышки, праздник хлеба
«Время есть булочки» Проект «Путешествие в прошлое» Выставка детского творчества «Жавороночки прилетели» (поделки из соленого теста)
«Пора ужинать» Проектов «Меню моей семьи». Защита своих проектов (презентации)
«Где найти витамины весной» Проект «О пользе витаминов». Выпуск газеты
«На вкус и цвет товарищей нет» Конкурс «Приготовь любимое блюдо». Представление своих работ
«Как утолить жажду» Проект «Чистая вода». Выпуск газеты
«Что надо есть, если хочешь стать сильнее» Проект «День здоровья» «Самый сильный». Участие детей в соревнованиях
«Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты» Проект « Ешьте фрукты, овощи – будите здоровы». Представление презентации
«Всякому овощу - свое время» Праздник «Ягоды и фрукты — самые вкусные „жители“ леса и сада». Участие детей
«Праздник урожая» Ярмарка «Соберем урожай». Выставка своих работ на ярмарке
С полной уверенностью я могу сказать, что в процессе работы по программе у моих детей идёт формирование представлений о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Ребята уже умеют составлять собственное меню с учетом полученных знаний. Изучают меню, которое предлагает школьная столовая, и считают, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Смею надеяться, что опыт, приобретённый ребятами в ходе работы по программе, пригодится им в дальнейшей жизни, поможет развитию творческого, активного коллектива единомышленников.
Работа по программе продолжается. Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.
Список используемой литературы
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Программа «Разговор о правильном питании» – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 кл. – М.: Росмэн, 2006
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др. Основы рационального питания детей. – Киев, 1987. – 256 с.
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012. – 102 с.