Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через различные формы организации учебно-воспитательного процесса.


Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через различные формы организации учебно-воспитательного процесса.
Н.Е. Березовская
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа 1»
гор. Комсомольск – на – Амуре
Л. С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание (социализация) глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания [1]. Социализация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит [4]. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.
Процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру [1].
Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социализации ребенка с ОВЗ. «Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой» [2].
Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социализации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения.
Новый стандарт образования  предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.
Основная цель социализации детей с ОВЗ заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. Социализация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу [4].
В нашем образовательном учреждении работа по социализации обучающихся с ОВЗ проводится в трех направлениях:
интегрированное обучение;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому;класс для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
Свою деятельность мы осуществляем в соответствии со следующими принципами:
принцип социального взаимодействия (активного включения всех участников образовательного процесса);
принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, учителя, осуществляющего обучение на дому, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.);
принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка).
В нашей школе реализуется интернальная форма интеграции — интеграция внутри системы специального образования. Вариант интегрированного образования мы используем при организации обучения детей, которым ПМПК рекомендовано обучение на дому. Но, учитывая их индивидуальные особенности (возможность непродолжительное время находиться в условиях класса), с согласия родителей, нами был разработан вариант частичной интеграции этих детей в школьное сообщество. Частичная интеграция — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь часть дня в группе [2]. Учебно - воспитательный процесс с такими учащимися осуществляется следующим образом: вместе со своим учителем обучающиеся (в индивидуальной форме), осваивают ЗУНы по предметам включенным в АООП. Вместе с коллективом класса они посещают уроки труда, ИЗО, физической культуры и внеклассные мероприятия.
Интегрированное обучение позволяет ребенку:
накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;
найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект.
Только такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах психолого - педагогического сопровождения, полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь.
Следующим направлением в процессе социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому, которые не посещают школу.
Цель сопровождения: создание  условий для расширения жизненного опыта обучающегося на дому и социальных контактов в доступных для него пределах, создание условий для многогранного развития и социализации, согласно внедряемым ФГОС.
Организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся на дому осуществляется совместно с педагогами и службами школы. Учащиеся посещают школу раз в неделю (четверг). В этот день они занимаются с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем ЛФК и педагогом ДО. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся). При организации работы с данной категорией обучающихся, педагоги и специалисты школы решают следующие задачи:
формирование самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении и деятельности;
преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков;
коррекция эмоционально-волевой сферы развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;
развитие двигательной сферы и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому включает также взаимодействие с родителями. Сотрудничество с семьей обучающегося направленно на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Взаимодействие с семьей реализуется через следующие формы: консультации, занятия, беседы, направленные на:
психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка;
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в ОУ.
Данная модель психолого - педагогического сопровождения обучающихся на дому в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы позволяет оптимизировать процесс развития и социальной адаптации детей, а также оказывает существенную поддержку родителям в поисках оптимальных методов воспитания детей с ограниченными возможностями.
Анализ анамнестических данных, результатов диагностического обследования учащихся начальной школы и рекомендации ПМПК показывают, что в настоящее время увеличивается количество детей с ТМНР. Поэтому в нашем образовательном учреждении в 2015-2016 уч. году был организован класс для обучающихся с ТМНР. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии, может быть затронут тот или иной анализатор (слух, зрение, опорно-двигательная система), значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с ограниченными возможностями мог получать образование в оптимальной для него форме.
В ФГОС для детей с ОВЗ предусмотрено, что каждый ребенок с нарушениями развития должен получать образовательные услуги. Они конкретизируются в специальной индивидуальной программе развития (СИПР) [6].
Научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка. В этой части для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития и формирования у детей социокультурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений, чувств: «Социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют, с одной стороны, всю ту область неприспособленности ребенка, из которой исходят творческие силы его развития; существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую должен войти ребенок» [3]. Наряду с социально-средовыми условиями необходимо помнить еще об одном из важнейших факторов психического развития – наличии самодвижения на основе спонтанного опыта, где каждая новая ступень развития неизбежно следует за предыдущей, а переход от одной ступени к другой объясняются не только социальными, но и внутренними причинами. Эти наиболее важные положения детской и возрастной психологии приобретают ключевой смысл в организации и содержании педагогически разумных действий, как в условиях семейного, так и в условиях общественного воспитания, Обсуждая проблему «обучаемости – необучаемости» детей с тяжелыми формами умственного недоразвития, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта, не принижая значимости для определенной части детей освоения основ учебной деятельности: письма, чтения, счета, труда и др.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром, как известно, эта работа не ограничивается временными рамками даже для взрослых, ибо многие из них нуждаются в социальном патронировании в течение всей жизни[2].
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР обеспечивается:
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): "Речь и альтернативная коммуникация", "Человек" и другие;
обязательной индивидуализацией обучения;
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома) [6].
Обучение при организации всех видов деятельности детей с тяжелыми формами психического недоразвития значительно шире, чем учебная деятельность в школе, т. е. воспитание и обучение – слитное, неразделимое единство, будь это обучение гигиеническим навыкам, еде, самообслуживанию, или обучение элементам письма, чтения, счета, другим интеллектуальным умениям.
В настоящее время наше образовательное учреждение является базовой площадкой по реализации ФГОС ОВЗ, что позволяет нам в полной мере разрабатывать и внедрять оптимальные формы организации работы с обучающимися, способствующие их социализации в школьном сообществе, освоению ими АООП и СИПР, обеспечивающие успех в доступных видах деятельности.Для дальнейшей социализации детей с ОВЗ необходимо расширить границы образовательного пространства: обеспечить обучающемуся возможность выхода за пределы своей школы и возможность введения в социум.
Библиографический список
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.
Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. Ж. Дефектология, 1997, -№ 4.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
Шипицина Л.И. Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии.- СПб, 1995.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599