Статья о литературном краеведении Литературное краеведение учит любить Родину
Литературное краеведение учит любить Родину
М.Денисова,
МКОУ СОШ №3, г. Шумиха
Любовь к Родине, к родной земле, гордость за её историческое прошлое всегда были отличительными чертами русской классической литературы, традиции которой продолжает наше литратурное краеведение. Важность изучения родного края, использование местного материала, обычаев подчёркивал в своих педагогических размышлениях К.Д. Ушинский. Мысли Ушинского о создании учебных пособий по краеведению развивал в своих педагогических трудах Л.Н. Толстой. В настоящее время перед учительством России стоит задача воспитать не столько человека знающего, сколько приготовленного к жизни, ориентирующегося в сложных проблеах современной культуры, способного осмыслить своё место в постоянно меняющемся мире. Именно этим мы занимаемся на уроках литературного краеведения. Особенно большое значение приобретает преподавание литературы родного края в воспитании духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств школьников. Литература Зауралья – составная часть современного литературного процесса. И в этом убеждаются ребята вместе со своими наставниками, учителями-словесниками, когда изучают произведения писателей-земляков. Нельзя не отметить, что литература родного края, как и классическая литература, пытается пробудить «чувства добрые». Произведения В.Ф. Потанина, И.Т. Коробейникова, А.А. Базарова, В.И. Еловских не оставляют равнодушными юных читателей. Вместе с учениками мы размышляем о верности нравственным принципам, о проблемах совести, о доброте и милосердии, об исторической памяти. Все разделы интегрируются с курсом литературы 20 века, которую мы изучаем с одиннадцатиклассниками. После рассмотрения на уроках литературы темы «Проза и поэзия Великой Отечественной войны», мы говорим с учащимися о том, что и в 21 веке тема ВОВ продолжает волновать жителей третьего тысячелетия. Наша шумихинская земля тоже может гордиться своими патриотами. 13 тысяч шумихинцев ушли на фронт. 5 тысяч не вернулись с полей сражений. И на уроках литературного краеведения звучали и звучат стихи наших поэтов-земляков: «Обелиск» А.Козлова, «Солдатские думы» С.Осетрова, рассказы и воспоминания: «Сопротивление» В.Королькова, «Берлинская операция» М. Воробьёва и другие. В этом году исполнилось 25 лет со дня вывода наших войск из Афганистана. И на уроках исполнялся«Афганский альбом», особенно взволновали ребят стихи Г.Артамонова «Прости, друг», В.Буркова «Не забыть мне тот день», И.Морозова «Автомат и гитара» и ещё много стихов, которые наполнили горечью и болью ещё не успевшие очерстветь детские души. Мы очень долго говорили с ребятами о молодых солдатах, шагнувших в бессмертие при выполнении своего интернационального долга и в Афганистане, и в Чечне… Произведение В. Носкова «Любите нас, пока мы живы» потрясло старшеклассников. Ведь и в нашем небольшом зауральском городке появлялся ужасный «груз-200» с телами погибших воинов-интернационалистов. На уроках, посвящённых этой теме, читаем слова профессора Валерия Ганичева, которые он сказал о книге нашего земляка Виталия Носкова: «Он, как и Лев Толстой, в «Севастопольских рассказах» (произведения Виктора Николаева и Виталия Носкова подвигнули меня ещё раз перечитать эти рассказы, считающиеся шедевром батальной прозы). В описаниях крови и страха войны, её жертв, бессмыслицы, он близок к великому Льву. Но вот разница: Лев Толстой отстранён от своих героев. Он как бы анатомирует их чувства, переживания, наблюдает со стороны за их смертью и достигает убедительного эффекта. Виталий же Носков слитен со своими героями, они его друзья, они его соратники (в прямом смысле), он теряет их, теряет свою собственную частицу, он болеет за них, мечется, чтобы спасти их. Книга потрясающей правды и любви, и только потом вдруг ощущаешь, что она и документально правдива». Кто же он, Виталий Носков, которого сравнили с великим Толстым? Он наш земляк, творчество которого волнует старшеклассников. В своих сочинениях и рефератах они обращаются к его очеркам и статьям, готовят презентации, доклады и сообщения. Следует подчеркнуть, что уроки литературного краеведения неразрывно связаны с внеклассной работой. В музее боевой и трудовой славы имени Николая Титова (ученика школы, погибшего в годы ВОВ) находится богатейший материал о Великой Отечественной войне и о локальных современных войнах. Оформлена экспозиция «Знаете, каким он парнем он был!», посвящённая Олегу Фетискину, выпускнику нашей школы, погибшему в Чечне. На стене школы имеется мемориальная доска, где увековечена его память. И многие занятия по литературному краеведению проходят в школьном музее. К ребятам в гости нередко приходят воины-афганцы. А совсем недавно, накануне праздника Дня защитника Отечества пришли участники войны в Чечне. И снова звучали стихи зауральских поэтов обэтой ужасной войне и незабываемые строки из книги очерков Виталия Носкова: «Мы не певцы – мы боль…». Вместе с ребятами мы размышляем, читая книги В. Носкова, других писателей Зауралья, о жестокости и бессмысленности чеченской войны, да и любой другой войны. Говорим о мужестве и стойкости наших солдат, погибших, но не струсивших и не предавших своих товарищей и Родину. Уроки литературного краеведения учат и выпускников, стоящих на пороге школы, и учащихся средних классов идти в жизнь с любовью к Отечеству. И это огромный вклад в образовательный процесс, призванный не только дать знания, но и воспитать настоящих патриотов, маленьких граждан нашей большой страны.