Программа внеурочной деятельности . «Кружковая работа в школе. Краеведение.»(1 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средней школы №9 г. Димитровграда Ульяновской области
Педагогический проект
на тему: «РОДИНА моя – то место, где родился я »
Программа внеурочной деятельности
(для учащихся начальных классов)
«Кружковая работа в школе. Краеведение.»
Выполнила: И.Н. Крандина
учитель начальных
классов
первой категории
МБОУ СОШ №9
Димитровград
2012
Содержание
1.Пояснительная записка. Введение.3-6
2. Нормативно-правовая и документальная основа программы6
3. Условия для реализации программы..5-6
4. Ожидаемые результаты.7
5. Принципы организации деятельности ....7
6. Формы организации деятельности ..7
7. Формы занятий .7-8
8.Формы отслеживания результатов..8
9. Тематическое планирование. ..8-9
10. Содержание программы 9-10
11.Методическое обеспечение программы 10-11
13. Используемая литература.12
Приложение
Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов,
разработанная учителем начальных классов МБОУ СОШ № 9
города Димитровграда Ульяновской области
Крандиной Ирины Николаевны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Введение
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места своего города, его исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно, это люди - гордость и слава родного города.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье); формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней; ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»
Программа внеурочной деятельности «РОДИНА моя – то место, где родился я » предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 33 занятий в год.
Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего города», «Род, семья и я», « Прошлое, настоящее, будущее моего города».
Проектная деятельность в кружковой работе имеет отличительные особенности:
Она имеет краеведческую направленность.
Проектная деятельность может носить как групповой характер, так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведение экспериментов; подготовка презентаций, наблюдение за погодными условиями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями)
Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием города, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, городе, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
ЦЕЛЬ:
Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды. Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задачи:
Образовательные:
1. формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;
2. ознакомление с историей и современной жизнью своего города, как опорного края России;
развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
3. изучение проблем развития города;
Воспитательные:
1. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
2. формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
3. формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
Развивающие:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
2.стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;
3. адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
4. ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
5. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
6. стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.
Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.
2. Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности «РОДИНА моя – то место, где родился я »
обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Концепция УМК «Перспективная начальная школа».
3.Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у горожан, на экскурсии в природу.
Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Программа будет успешно реализована, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников
4.Ожидаемые результаты.
К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:
Знать:
- родословную своей семьи
- историю своего города, различных учреждений
- историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
- основные краеведческие термины и понятия
- администрацию своего города, значения официальных символов
- основные этапы и ключевые события истории города Димитровграда с древности до наших дней
- изменения природной среды города в результате деятельности человека
- особенности природы, населения
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории города Димитровграда
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
- описывать традиции народов своего города
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов своего города
- работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
5. Принципы организации деятельности:
гуманизации
личностно-ориентированный подход
научность
доступность
дифференцированный подход
практическая направленность.
6.Формы организации деятельности:
групповые
коллективные
индивидуальные.
7.Формы занятий:
игра
экскурсия
беседа
практическая работа
творческая работа
викторина
проект
8.Формы отслеживания результатов:
презентации
проектные карты
родословная книга класса
9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел 1.
Природа моего города.
№
п/п
Наименование тем
Общее
кол-во
уч.часов (аудит/внеаудит)
В том числе
теоретич.
практич.
1
Вводное занятие: Что такое экология?
1 (1/0)
1
-
2
Растительный мир.
2 (1/1)
1
1
3
Животный мир.
2 (1/1)
1
1
4
Правила техники безопасности
1 (1/0)
1
0
5
Итоговое занятие. Проект «Красная книга нашего города»
4 (3/1)
1
3
ИТОГО
10 (5/5)
5
5
Раздел 2.
Род, семья и я.
№
п/п
Наименование тем
Общее
кол-во
уч.часов (аудит/внеаудит)
В том числе
теоретич.
практич.
1
Вводное занятие.
1 (1/0)
1
-
2
Мы – разные по внешнему виду и по возрасту.
1 (0/1)
0
1
3
Семейные традиции
2 (1/1)
1
1
4
Семейные реликвии
2 (1/1)
1
1
5
Роль семьи в истории города
1 (0/1)
0
1
6
Итоговое занятие. Проект «Моя родословная»
5 (2/3)
1
4
ИТОГО
12 (6/6)
4
8
Раздел 3.
Мой город : прошлое, настоящее, будущее.
№
п/п
Наименование тем
Общее
кол-во
уч.часов (аудит/внеаудит)
В том числе
теоретич.
практич.
1
Вводное занятие.
1 (1/0)
1
-
2
Город, в котором мы живем. Производство, промышленность, сельское хозяйство
1 (0/1)
-
1
3
Наша школа
1 (0/1)
0
1
4
Здравоохранение
1 (0/1)
0
1
5
Памятники нашего города
1 (0/1)
1
0
6
Спорт в твоём городе
1 (0/1)
0
1
7
Итоговое занятие. Проект «Профессии нашего города»
5 (4/1)
1
4
ИТОГО
11 (3/8)
3
8
ВСЕГО В ПРОГРАММЕ
33 (14/19)
10. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Природа моего города (10 часов)
1. Вводное занятие.
Цели, задачи и содержание программы «РОДИНА моя – то место, где родился я ». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
2. Растительный мир.
Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей области. Лекарственные растения.
3. Животный мир.
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Насекомые своего села.
Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб.
Птицы. Птицы своей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы?
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории своего города. Дикие и домашние животные. Жизнь зверей зимой. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека.
4. Красная книга нашего города.
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги своего города.
Раздел 2. Род, семья и я (12 час)
1. Вводное занятие.
Понятия «род», «семья», «родословная».
2. Моя Родословная.
Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность.
Составление генеалогического древа.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
Выделение общих моментов в родословных различных семей.
Презентация результатов проекта.
3. Семейные традиции.
Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в городе до сих пор с целью их обогащения.
Подготовка выступления и участие в традиционном мероприятии СДК. Подготовка и проведение Святочных гаданий, колядования. Подготовка и выступление на традиционном празднике в школе «Масленица».
4.Семейные реликвии.
Объяснение понятия «семейная реликвия», индивидуальная исследовательская работа. Выступление перед одноклассниками.
5. Роль семьи в истории города.
Изучение истории своей семьи в истории развития города.
6.Итоговое занятие.
Выставка детских работ по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории города».
Раздел 3. Мой город: прошлое, настоящее, будущее. (11 часов)
История образования города, происхождение названия. Первые жители и строители города. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего города.
11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел
Основные способы работы
Формы занятий
Необход. дидактич. материал
Оборудо-вание
Кадры
Природа моего города
Групповые
Индивидуальные
Практические
Теоретические
Беседа, игра, экскурсия,
практикум,
викторина, проект, творческая работа
Карточки-задания для самостоятельных наблюдений в природе;
карточки-задания для усвоения нового материала;
карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила);
викторины, кроссворды,
загадки, метаграммы, анаграммы;
экологические игры, сказки, ситуации.
Рабочие альбомы.
Канцелярские принадлежности.
Шкаф для методических пособий.
Клей ПВА.
Кисть -2шт.
Компьютер
Сканер.
Принтер.
Стеллажи.
Стенды.
Опросники
Кечаева Е.В.
Род, семья и я
Групповые
Индивидуальные
Практические
Теоретические
Беседа, игра, экскурсия,
практикум,
викторина, проект
Творческие работы учащихся, методические разработки,
образец исследовательской работы,
викторина
Кечаева Е.В.
Родители
Бабушка, дедушка и другие родственники
Мой город : прошлое,
настоящее, будущее
Групповые
Индивидуальные
Практические
Теоретические
Беседа, экскурсия,
практикум,
викторина, сообщения учащихся,
проект
Методические разработки, творческие работы учащихся, исследовательская работа
Кечаева Е.В.
Жители города,
РечноваЛ.Т.,
ПронинаН.В.
Филатова Л.В.
ВоронинаЛ.А.
Учителя-ветераны.
Ветераны труда.
Труженики тыла.
12. Использованные источники информации.
1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010
2. Программа творческого объединения мл. школьников «Моя малая Родина», Шильникова Е.В., зам. директора по ВР МОУ «Новопокровская СОШ»
3.Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Моя малая Родина» учитель начальных классов МОУ СОШ № 14 г. Темрюка Овчаровой С. В.
10. Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство «Просвещение» 2010 г.
2. А.Б. Воронцов. Проектные задачи в начальной школе .Издательство «Просвещение» 2010 г.
3. В.А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Издательство «Просвещение» 2011 г.)
Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (Издательство «Просвещение» 2011 г.)
4. Сорокоумова Е.А.Уроки экологии в начальной школе : Практическое пособие .- М. : АРКТИ, 2007.-
5. Ворожейкина Н. И. Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.
6. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. С.295.
7. В.Д. Осиповский Родная старина. - Современник, 1999.
Приложение
Тема проекта «Моя родословная». Создание генеалогического дерева»
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество
Крандина Ирина Николаевна
Город, область
Г.Димитровград Ульяновская область
Номер, название школы
МБОУ СОШ №9
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта
Проект "Моя родословная"
Краткое содержание проекта
Проект рассчитан на учебный год. Выполняя задания, дети ищут информацию по теме. Для этого учащиеся распределяются на группы. Работа в группах ведётся с привлечением родителей по индивидуальному плану. Заключительное мероприятие – праздник «Моя родословная» с приглашением родителей, в ходе которого подводятся итоги проделанной работы; учащиеся должны продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в результате совместной работы; рассказать о том, каким образом прошло исследование в группах и что было самым запоминающимся в ходе работы; продемонстрировать продукт работы – презентации, рисунки, альбомы об истории своей семьи, свои родословные древа.
Предмет(ы)
внеклассная работа
Класс(-ы)
Начальная школа. 1 класс.
Приблизительная продолжительность проекта
5 занятий
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся смогут познакомиться с историей создания и развития своей семьи; получить навыки сотрудничества с другими людьми, навыки эмоционального общения с членами семьи, первоначальные умения собирания информации, осмысление её и использование для выполнения проекта. Самостоятельные исследования помогут детям научиться искать информацию по данному вопросу в различных источниках. В рамках проекта дети научатся быть ответственными, усвоят коммуникативные умения, обретут способность к саморазвитию, научатся применению новых идей и доведению их до других людей, умению работать с информацией и медиасредствами, продуктивно работать в коллективе, умению ставить и решать проблемы, действовать в интересах сообщества.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Почему говорят, что счастливый человек - это тот, кто счастлив в своей семье?
Проблемные вопросы учебной темы
Зачем человеку нужно знать свою родословную?
Откуда я появился?
Можно ли назвать нашу семью счастливой?
Учебные вопросы
Что такое род, семья?
Как понимаете слова "родственники, родство"?
Есть ли среди ваших родственников люди, которые прославили свой род?
Что означают слова "генеалогия", "родословная"?
Как составляется родословное древо?
Что такое традиции семьи?
Какие традиции существуют в вашей семье?
Что вы знаете о происхождении своей фамилии?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Формирующее оценивание 1. Провести родительское собрание, на котором рассказать о содержании и целях проектной деятельности, раздать памятки, заручиться поддержкой и согласием родителей на участие детей в проекте. Обсудить с родителями критерии поощрения учеников.2.В ходе демонстрации презентации учителя необходимо провести беседу с учащимися с целью выявления имеющихся знаний.3."Мозговой штурм" в
группах.
Распределение заданий по группам.Помощь в обсуждении стратегии исследования, способов поиска информации, методов исследования и возможностей оформления результатов работы.Консультативное оценивание
Продукты деятельности обучающихся, презентации исследований, лист самооценки, критерии оценки презентации.
Описание методов оценивания
Перед началом проекта нужно было выяснить знания учащихся по теме (в ходе фронтальной беседы с классом во время демонстрации презентации учителя).В ходе выполнения проекта ученикам предлагается выполнить задания. Задания группам определяют перечень вопросов, на которые ученики должны ответить в процессе исследования. В завершении проекта проводится представление и защита работ учащихся. Результаты контролируются на основе анализа продуктов деятельности учеников-сочинений, рисунков, презентаций. Критерии оценивания презентации служат и для оценивания работ учителем, и для формирования навыков самооценки детей. Лист самооценки направлен на развитие навыков рефлексии и формирование метапознания.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Обучающиеся 1 класса должны иметь первоначальные представления о роли семьи в жизни человека, связи поколений. Чтобы начать работу над проектом, учащимся необходимы минимальные технические навыки работы с компьютером для создания текстовых документов. Компьютерные презентации выполняются, в основном, взрослыми, роль детей – подготовить необходимую информацию к презентации.
Учебные мероприятия
Обсуждение плана действий, распределение заданий по группам;
Составление родословного древа семьи;
Конкурс рисунков "Моя семья";
Классный час "Правнуки Победы" - сочинения о прадедах, участниках Великой Отечественной войны;
Выставка семейных реликвий;
Презентации " Наша семья - самая счастливая!";
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Проектные группы формировались с учётом интересов и способностей учащихся. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности.
Ученик, для которого язык преподавания не родной
Одаренный ученик
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии оборудование (отметьте нужные пункты)
Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер.
Технологии программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе
Варанкина Л.И.Моя родословная. - Курганск, 2001.Коротков. Е.В. Твоя родословная. Кто ты?- Волгоград: Перемена, 1999. Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия, лучшие компьютерные программы, 2007.Толковые словари русского языка С. И. Ожегова, В. И. ДаляЯ познаю мир: Дет. энцикл.: История/ Сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов; под редакцией О.Г.Хинн.- М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998.-152 с.Журналы "Начальная школа"Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе: - Волгоград: Учитель, 2008.- 131 с. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1-4 классы: М.: ВАКО, 2007. - 336 с.
Другие принадлежности
Районный архив, ЗАГС, школьная и районная детская библиотеки.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Древо_Жизни_(программа)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Колено_(генеалогия)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Генеалогия[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Русская_фамилия[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Геральдика[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Русское_имя
Другие ресурсы
Родители, родственники обучающихся, библиотекарь школьной библиотеки. Организовать экскурсию в районный ЗАГС, архив.
Начинается работа в рамках проведенных занятий по краеведению при изучении тем: «Мы – разные по внешнему виду и по возрасту», «Мы заняты разным делом» Завершится работа проектом «Моя родословная».
Исследование включает в себя три этапа:
В начале необходимо:
1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь»
2.Провести собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».
3.Запланировать классный час «Семейная гостиная».
4.Для дискуссии родителям предложить анкету «Ваша семья и ее традиции» (См. приложение)
2)Учащиеся вместе с родителями составляют генеалогическое дерево своей семьи (выставка «Кто я? Откуда я»)
1.Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»
2.Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной» (См. приложение)
III. Заключение
В результате такой работы взрослые пополнят свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении будет способствовать активному сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.
Дети научатся вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии).
Будут знать и продолжать семейные традиции.
Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа.
Дети расширят свой кругозор. Работа способствует также воспитанию чувства гордости за семью, любовь и уважение к родителям. Кроме того, дети в классе станут более дружными и получат навыки бесконфликтного общения.
IV. Приложение
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на занятиях «семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.
Вопросы: 1. Генеалогия.
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?
3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?
4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
2. Семейные рассказы.
1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.
2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?
3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают дестям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
3. Наследственность и связи родственников.
1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?
4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка, похожим на кого-то из родственников? На кого?
5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?
6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?
4. События жизни семьи
1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?
3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанны с именами других членов семьи?
6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?
5. Семейные реликвии
1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они
связаны?
2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?
3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?
6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
Составление генеалогического древа
1. Беседа. Итак, ты узнал много интересного о своих родственниках, выяснил их «звания» и «титулы», нашел фотографии, нарисовал портреты...
Теперь ты можешь приступать к составлению родословной и рисованию
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА.
На нем нарисовано много прямоугольников, расположенных в 4 ряда. Каждый ряд - это одно поколение, или, другими словами, колено твоего рода.
2. Практическое задание. Итак, за работу! Начнем с верхнего ряда. В нем нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них (с цифрой 1) сведениями о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья или сестры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа или слева.
Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сестрах, причем о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой - с правой.
Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее...
Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта
«Моя родословная»
Оформление зала:
1.Выставка «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» -генеалогические древа семей учащихся.
2. Выставка «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь» - поделки учащихся и их родителей.
4. Старинные семейные вещи.
5. Сундук
6. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом» - старинные фотографии.
7. Семейные газеты «Вместе - дружная семья».
8. Книжка-раскладушка «Семью семь».
9. Реквизит для проведения игр «Семеро одного не ждут», «Мой дом - моя крепость».
Ход мероприятия
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго и много готовились и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семенные вещи. Журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.
Когда же появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я»...
Вот так на Земле появилась семья.
О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семью семь», потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья - это семь «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.
Первая страница -«Седьмое колено».
Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. И вот мы с вами попытались составить свои родословные. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные.)
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Вторая страница нашей книги - «Семь цветов радуги». Дети - цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам - в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.
- Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
Учащиеся рассказывают о своих именах.
Ведущий. Какие красивые у вас имена! А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не «жевать» имя, а произнесите его так, чтобы все видели: вы им гордитесь! Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.
Третья страница «Семь нот». (Музыкальный номер представляют родители и дети.)
Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло.
«Семь раз отмерь» - четвертая страничка нашей книги. (Родители вместе с детьми представляют выставку поделок «С ремеслом весъ свет пройдешь - не пропадешь».)
В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями?
Пятая страница нашей книги - «За семью печатями». Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас, такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Ведущий достает из сундука предметы.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.
Шестая страница- «Заглянете в семейный альбом». Ребята, здесь у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?
Д е т и, Собирать и хранить семейные фотографии.
Учащиеся рассказывают о старинных. семейных фотографиях.
Ведущий. Почему же мы храним вещи, фотографии? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старинны, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. А сейчас давайте вернемся к нашей странице «Семь нот».
Семьи представляют музыкальный номер.
Ведущий. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье -это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.
Седьмая страничка нашей книги - «Семь верст до небес». Ребята вместе с родителями приготовили герб и девиз своей семьи. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.
Учащиеся вместе с родителями представляют герб и девиз своей семьи.
Ведущий. Вот и прочитана последняя страница нашей книги. Осталось только поблагодарить тех, кто помог нам ее прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!
Проект на тему: « Профессии нашего города»
Автор проекта
Фамилия, имя отчество
Крандина Ирина Николаевна
Регион
Ульяновская областьобласть
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
г. Димитровград
Номер и/или название школы/ОУ
МБОУ СОШ №9
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта
«Профессии нашего города»
Краткое содержание проекта
Проект выполняется в рамках темы «Все профессии важны». Он дает детям представление о том, какие бывают виды профессий, какие профессии распространены в родном городе, что нужно для, того, чтобы добиться успеха в трудовой деятельности. Результатом проекта является создание «Книги профессий», в которой отражены основные профессии и специальности, распространенные и востребованные в городе.
Исследования, самостоятельно проводимые детьми, помогут им научиться мыслить логически, отстаивать свою точку зрения, систематизировать и обобщать материал.
Основа проекта
Образовательные стандарты
Проект ориентирован на следующие государственные стандарты образования по окружающему миру:
Знать об особенностях труда людей родного края, профессиях.
Уметь удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае.
По литературному чтению:
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Уметь работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
По изобразительному искусству:
Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага).
Использовать приобретенные знания и умения для самостоятельной творческой деятельности.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
Развивать коммуникативные способности обучающихся, умение работать в группах и самостоятельно.
Развивать творческие способности детей.
Сформировать умение самостоятельно добывать информацию.
Учить эстетично оформлять результаты своей поисковой работы
Учить публично презентовать результаты своей учебной работы.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Труд - это радость или обязанность?
Проблемные вопросы учебной темы
1. Зачем человек трудится?
2. Сколько существует в мире профессий?
3. Какие профессии нужны нашему городу?
4. Существуют ли волшебники в наше время и кого можно так назвать?
Учебные вопросы
1. Что такое профессия?
2. Какие бывают виды профессий?
3. Какие профессии распространены в нашем городе?
4. Что мы знаем о профессиях нашего города?
5. Какое значение труд имеет в жизни человека?
6. Почему уважения достойны все профессии?
7. Какие существуют пословицы и стихи о профессиях?
8. Кем бы ты хотел стать в будущем?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
1. Стартовая презентация.
2. Беседа (обсуждение плана проведения проекта, обсуждение плана работы над проектом).
1. Самооценка учащимися своей работы в группе (индивидуальный оценочный лист).
2. Оценка учащимися работы своих товарищей по группе (Оценочный лист для групп учащихся).
1. Оценивание итоговой презентации по критериям.
2. Тест "Все профессии важны".
3. Итоговое обсуждение с элементами групповой рефлексии.
Описание методов оценивания
Перед непосредственным выполнением проекта проводится исследование интересов учащихся с помощью стартовой презентации. Это позволяет выявить интересы детей, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности, и сформировать рабочие группы, опираясь на полученную информацию. Затем в ходе беседы по разъяснению целей и этапов работы выявляются знания и умения школьников по работе в группе, по планированию своей познавательной деятельности. Это позволяет выявить ребят, которые нуждаются в особом внимании педагога, которым необходима особая помощь при составлении плана работы и его осуществления в условиях групповой деятельности.
В ходе работы над проектом очень важно вовремя оценить уровень включенности детей в работу для того, чтобы своевременно осуществить обратную связь и оптимизировать их деятельность. В этом поможет использование индивидуальных оценочных листов, где каждый ребенок оценивает степень удовлетворенности своей проектной работой, оказываемой помощью со стороны школьников и взрослых, а также оценочные листы для групп учащихся, в которых ребята оценивают вклад своих товарищей по группе в общее дело, отмечает, какие трудности и насколько часто они испытывают.
На заключительном этапе работы оценивается презентация результатов работы детей по заранее известным им критериям: четкое структурирование изложенного материала по плану, эстетическое оформление с использованием иллюстраций и литературно-художественного материала, ясность и выразительность устного сообщения. Из оформленных учениками презентаций составляется "Книга профессий". На последнем занятии по проекту с детьми проводится тест "Все профессии важны", который позволяет оценить уровень усвоения ими теоретического материала по изучаемой теме. Завершается проект коллективным обсуждением результатов работы над проектом, включающим элементы групповой рефлексии.
Организационные мероприятия: контроль осуществляет педагог, организуя необходимые оценочные мероприятия на внеурочных занятиях, посвященных работе над проектом.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Для того, чтобы начать работу надо проектом, учащимся необходимо знать, что такое профессия, названия и характеристики распространенных профессий.
Ребята должны владеть умениями поиска информации в справочниках, литературе и Интернете, навыками художественного оформления, умениями планировать свою учебную работу и умением работать в группе.
Учебные мероприятия
1. Организационный этап. Выявление, заинтересованных в участии в проекте, и их интересов с помощью стартовой презентации. Каждому ребёнку, участвующему в проекте даётся задание: выяснить, как называются профессии ваших родителей и близких родственников, узнать, в чем заключаются их трудовые обязанности.
2. Постановка задачи: для чего человеку нужно трудиться, и какие профессии нужны нашему городу?
Класс делиться на 5 групп: 1 - профессии типа "Человек-человек", 2 - профессии типа "Человек-техника", 3 - профессии типа "Человек-знак", 4 - профессии типа "Человек-художественный образ", 5 - профессии типа "Человек-природа".
Дается задание для каждой группы: подготовить презентации профессий нашего города, относящихся к профессиональному типу вашей группы. Презентация включает в себя: характеристику профессии, рисунок (иллюстрацию, фотографию).
Дополнительно каждая группа может подготовить к презентациям художественный или занимательный материал по профессии.
3. Практический этап. Обучающиеся собирают необходимый материал, эстетически оформляют презентации на листах формата А4. Для того, чтобы ребятам легче было координировать свою совместную работу, организуются внеурочные занятия по проекту 2 раза в неделю.
4. Заключительный этап. Защита презентаций. На мероприятие по презентации результатов работы детей приглашаются родители. Каждая группа школьников представляет свои презентации профессий: рассказывают о профессиях города, которые относятся к их профессиональному типу, о содержании труда людей этих профессий, об условиях труда, о требованиях, которые профессия предъявляет к человеку, читаю стихи, загадывают загадки о профессиях. Все презентации, которые подготовили ребята, включаются в "Книгу профессий". Параллельно проходит выставка рисунков на тему "Профессии нашего города". В конце мероприятия дети и родители могут проголосовать за понравившийся им рисунок.
5. Подведение итогов. На итоговой встрече проводится тест "Все профессии важны", награждаются победители конкурса рисунков, подводятся итоги работы и презентаций проектной работы, рефлексия.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Для учеников с проблемами в усвоении материала можно запланировать дополнительное время для занятий, составить календарь заданий, где бы ребята могли постоянно видеть задачи, которые необходимо выполнить, и отмечать их выполнение.
Одаренный ученик
Проект предоставляет достаточно возможностей для одаренных детей проявить и раскрыть свои способности. В первую очередь это касается самостоятельных исследований. Это может быть, например, статистическое исследование «Самая востребованная профессия города». Творчески одаренные дети могут проявить себя, участвуя в конкурсе рисунков, сочиняя стихи или заметки о профессиях. Ребята, хорошо владеющие навыками работы на компьютере, могут подготовить электронные презентации.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование.
Компьютер, принтер.
Технологии – программное обеспечение.
Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.
Материалы на печатной основе
Справочный материал, энциклопедии.
Другие принадлежности
Фотоаппарат, кисти, краски, карандаши.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Другие ресурсы
Для успешного проекта необходимо участие родителей и других близких родственников ребят.
Также можно привлечь к проекту учеников других классов. Полезно будет организовать по возможности для детей экскурсии на предприятия города или пригласить гостей-представителей популярных в городе профессий.
Конспект итогового занятия
Оборудование: словарь Ожогова, напечатать буквы А.Б – В П – М, кружки зелёные,красные синие, колонки проигрывателя , рисунки по группам на доске, купить конфеты.
1.Орг. Момент
Давайте с вами настроимся на урок . Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
2.Актуализация знаний
С чем вы познакомились на прошлом уроке? Культура и образование.
3.Создание проблемной ситуации
Какие центры образования, есть в нашем городе?
4.Знакомство с различными профессиями
Для чего человек получает образование?
Отгадаем кроссворд и найдем ключевое слово
1.В белоснежном колпаке,
Перепачканный в муке,
Булки сдобные печёт
И ребятам раздаёт.
Продавец или аптекарь?
Нет, конечно, это (пекарь)
2.Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро (маляр)
3.Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас он от болезней (доктор)
4.Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнёт раз – и помнит вас (фотограф)
5.Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить, стариков уважать (учитель)
6.В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он (артист)
7.В горячем цехе
В доменной печи
Он варит сталь,
А это ведь не щи! (сталевар)
8. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить
По утрам на работу (водитель)
9. Кто штаны ребятам шьёт?
Ну конечно не пилот»
И спросила Ната тихо:
«Разве плохо быть (портнихой)
Ключевое слово: ПРОФЕССИИ
4.Сообщение темы
У. Кто знает, что такое профессия? Обратимся к Толковому словарю: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
У. Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий?
Выслушиваются ответы детей. Их очень много.
Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.
Сначала мы провели соц - опрос в классе среди ребят нашего класса.
Анкета
Профессию нужно выбирать:
1.ту, которая нравится, по своим способностям
2. та, которая является престижной, высоко оплачиваемой
Оказывается, 17 ребят считают, что профессию надо выбирать по интересу. 13 считаю, что профессию надо выбирать по принципу высокой оплаты и престижности. Тогда человек будет работать с удовольствием, и доставлять радость себе и окружающим людям
Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Прочитайте тему урока, записанную на экране.
Сегодня мы поговорим о профессиях.
Существует 5 типов профессий. Внимание на экран.
Поэтому мы разделились на 5 групп.
Мы решили провести собственное исследование. Наша задача была узнать,
Какие профессии нужны нашему городу?
Профессий оказалось много, но ребята расскажут лишь о некоторых.
1группа Человек –человек
Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми. Мы исследовали следующие профессии:
Учитель
Медсестра
Полицейский
Продавец
Воспитатель
Их главные качества:
Интерес к людям
Доброжелательность
Взаимопонимание
Вежливость
Общительность
2 тип Человек- техника
Профессии предполагают взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Мы исследовали следующие профессии:
Водитель
Швея
слесарь
Электромонтёр
Сварщик
Их главные качества:
Точность
Аккуратность
Организованность
Исполнительность
Выносливость
Физминутка
- А сейчас - минутка отдыха. Встаньте, выйдите из-за парт.
Учитель читает слова и показывает движения, дети повторяют:
В поле пашет - (тракторист)
Поезд водит - (машинист),
В школе учит нас - (учитель),
Строит здания - (строитель),
Красит стены нам - (маляр),
В шахте трудится - ..(шахтер),
Нарисует нам - .(художник),
Рыбу ловит - .(рыбак),
Служит на море - (моряк),
В машине возит груз - (шофер),
Хлеб убирает - (комбайнер)
Песни нам поёт - (певец).
Кто все знает – молодец!
3 тип Человек-знак
Профессии связанны с текстами с цифрами, формулами и таблицами,с чертежами, картами.
Бухгалтер
Переводчик
Телефонист
Менеджер
Секретарь-машинист
Их главные качества:
Усидчивость
Терпение
Аккуратность
Организованность
Наблюдательность
4 тип Человек-художественный образ
Профессии данного типа связаны с созданием художественных произведений, с воспроизведением различных произведений искусства
Художник
Кондитер
Композитор
Актёр
Ювелир
Их главные качества:
Художественный вкус
Оригинальность
Наблюдательность
Терпение
Творческий подход
Перейдём к 5 типу профессий
5 тип человек-природа
В основе этих профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Мы исследовали следующие профессии:
Овощевод
Рыбинспектор
Ветеринар
Лесничий
Эколог
Их главные качества:
Интерес к природе
Наблюдательность
Терпение
Смелость
Выносливость
Скажите, могут ли люди разных профессий обойтись друг без друга. Как связаны между собой люди разных профессий.
Тест «Все профессии важны»
1. В каком учреждении можно научиться профессии?
А. школа
Б. лицей
В. институт
Г. цирк
2. Кто шьет одежду?
А. ткачиха
Б. машинист
В. продавец
Г. портниха
3. К типу «Человек-человек» относится профессия:
А. электромонтер
Б. бухгалтер
В. учитель
Г. лесник
4. Кто пишет рассказы?
А. писатель
Б. композитор
В. актер
Г. художник
5. К какому типу относится профессия сварщик?
А. человек-техника
Б. человек-знак
В. человек-человек
Г. человек-художественный образ
6. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно:
А. выбрать профессию, которую советуют друзья
Б. выбрать профессию, которую советуют родители
В. знать свои способности , по интересу.
Оценка своей работы
Индивидуальный оценочный лист
(самооценка)
Фамилия, имя ________________________
Поставь в пустых клеточках количество звездочек,
которое соответствует выбранному тобой ответу:
+ да, это так
+- это не совсем так
- нет, это не так
Пункты для самооценки
Моя оценка
Я доволен своей работой в группе
Мне нравятся те обязанности, которые я выполняю в группе
Наша группа работает дружно, ребята
помогают друг другу
Разъяснения учителя мне понятны, я получаю ответы на все свои вопросы
В работе над проектом мне помогали родители
Итог занятия.
Какие же профессии нужны нашему городу?
Как нужно выбирать профессию по своим способностям, или там где больше платят. Поднимите руку те, кто будет выбирать профессию по интересу и своим способностям.
Тема проекта: Красная книга нашего города. Правила поведения в природе.
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество
Крандина Ирина Николаевна
Город, область
Г.Димитровград Ульяновская область
Номер, название школы
МБОУ СОШ №9
Описание проекта
Название темы вашего учебного проекта:
Красная Книга
Краткое содержание проекта
Основная цель моего проекта: формирование экологической культуры, умение видеть проблему
и наметить пути ее решения. Для этого в начале изучения темы перед учениками ставится ряд
проблемных вопросов: Почему книга называется "Красной"? Какие растения и животные могут в нее попасть? Какие растения и животные в и городе занесены в Красную книгу?
В ходе исследований дети учатся обрабатывать и обобщать полученную информацию. Это позволяет объединить теоретические знания с практическими навыками.
Предмет(ы)
Внеклассная работа
Класс(-ы)
Учебный проект предназначен для учеников 1 класса
Приблизительная продолжительность проекта
5 занятий
Основа проекта
Образовательные стандарты
Содержание, соответствующее образовательным стандартам
-сформированность уважительного отношения к родному краю, природе нашей страны;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, классификация и
др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте?
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные: умение общаться, высказывать свои мнения, предположения.
- метапредметные: узнают о животных и растениях.
- предметные: узнают виды растений, животных.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Проблемные вопросы учебной темы
- Какие растения животные существуют, их среда обитания?
Учебные вопросы
-Какие бывают виды животных, растений?
-какие характерные особенности их среды обитания?
-что такое красная книга?
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Необходимо выяснить, что ученики знают о видах спорта.
По ходу изучения данной темы необходимо проводить промежуточный контроль знаний, чтобы выявить степень усвоения нового материала.
После изучения всей темы необходимо провести общую проверочную работу-тест.
Описание методов оценивания
Можно использовать творческие задания (кроссворды), викторины.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Иметь первоначальные знания о животных, растениях и их видах.
Учебные мероприятия
Выявить начальный уровень знаний о природоведении, объяснить цели и задачи для изучения данной темы.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Викторины,устные ответы вместо письменных (или наоборот).
Одаренный ученик
Самостоятельные исследования, усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии оборудование
компьютер(ы), проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD проигрыватель, сканер, телевизор
Технологии программное обеспечение
СУБД/электронные таблицы, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
Материалы на печатной основе
Учебники, методические пособия, справочный материал, иллюстрации и.т.д.
Другие принадлежности
Карточки, плакаты с изображениями животных и ростений.
Интернет-ресурсы
Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта
Другие ресурсы
Экскурсии, эксперименты, гости, другие ученики/классы, эксперты, родители.
Проект состоит из: - подготовительного этапа - основного этапа - заключительный этап. Итог.
На подготовительном этапе проекта проводится родительское собрание, объявляется о предстоящем проекте, просьба в оказании помощи детям. Дети знакомятся с темой, целью, учебными задачами проекта. Деление детей на рабочие группы.
Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
На данном этапе дети знакомятся с понятием "Красная книга", узнают, что Красная книга бывает разного уровня. Узнают, что Красная книга состоит из страниц разного цвета: зеленые страницы- восстановленные животные;белые страницы- быстроисчезающие животные; серые страницы- малоизвестные животные; желтые страницы- редкие животные;красные страницы- исчезающие животные;черные страницы- вымершие животные.
Самостоятельная работа групп учащихся: после того, как дети разделились на 3 рабочие группы, каждая группа получает по карточки с различными ситуациями. Детям придумывают и составляют правила поведения на природе по данной ситуации и создают соответствующие охранные знаки природы.
Дети каждой группы разрабатывают свою ситуацию. Участники других групп обсуждают предложенную ситуацию, ищут пути её решения.
Каждый ученик выбирает по своему желанию животного, занесенного в Красную книгу, и ищет о нем информацию(Где обитает, чем питается...) и составляет презентацию по данному животному.
Заключительный этап. Итоги
На данном этапе проекта проводится выставка охранных знаков, разработанных группами на основном этапе.
Учащиеся выступают с презентацией животного, занесенного в Красную книгу, выбронному по собственному желанию.
Подводятся итоги проекта: чему научились и что узнали. Проводится рефлексия в виде анкеты.
13PAGE 15
13PAGE 141615
Я
Мама
Папа
дедушка
бабушка
бабушка
дедушка
прабабушка
прабабушка
прабабушка
прабабушка
прадедушка
прадедушка
прадедушка
прадедушка
картинки 009Рисунок 1картинки 00915