«Математические гномики» ФЭМП для 2 младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребенка – детский сад «Алёнка» город Абаза


Непосредственная образовательная деятельность формирование элементарных математических представлений «Гномы в гостях у ребят» II младшая группа


Воспитатель Горбатенко Жанна Михайловна
Группа, количество человек: 12 человек Продолжительность занятия – 15 минут Классификация занятия в системе образовательных мероприятий: Фронтальное. Занятие закрепления изученного.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей группы: Занятие рассчитано на детей 3-4 лет общеобразовательных ДОУ. В группе 23 человека. Эмоциональный климат положительный. Дети с интересом воспринимают информацию, включаются в различные виды деятельности, творческие, активные.

Цель: Создание условий для закрепления полученных представлений об основных цветах. Задачи: - Развивать внимание, интерес к различным формам деятельности с предметами и игрушками, Разминать пластилин пальцами; - Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), умение группировать предметы по цвету. - Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание, активизировать словарь детей, - Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу. - Создать радостное настроение.
Предварительная работа: Просмотр мультипликационного фильма   «Белоснежка и семь гномов».
Разучивание физкультминутки «Весёлый гномик».
Рассматривание иллюстраций «Гномы». Работа с пластилином, сравнение пряника с другой выпечкой.
Дидактические игры: «Подбери пару», «Найди по цвету», «Посуда»
Словарная работа: 
Предметы: гном, платочек, прищепка, игрушка, коробка, тарелка, чашка, салфетка, пряники, угощение.
Действия предметов: высушить, развесить, кормить, угощать.
Признаки предметов: красный, жёлтый, зеленый, синий. Интеграция образовательных областей: Познание, ИЗО,


Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть. Инициация. Игровой метод «Улыбнемся друг другу» 1 мин. Цели и задачи метода: Поприветствовать друг друга. Установить связи между детьми, между детьми и воспитателем, положительное отношение друг к другу.
Технология проведения: Воспитатель настраивает детей на продуктивную работу, предлагает посмотреть друг на друга, улыбнуться друг другу. - Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы!
Погружение в тему занятия.
Игровой прием «Поприветствуем гостей» 2 мин. Цели и задачи метода: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Технология проведения: Поприветствовать гостей гномов.
Необходимые материалы: Игрушки-гномы в одежде красного, синего, желтого, зеленого цвета.
Варианты проведения метода: Загадать загадку про гнома. Дети обращают внимание на то, что к ним пришли гости (за столом сидят четыре гнома, разного цвета).
Воспитатель говорит детям, что надо поздороваться с гостями (дети по очереди здороваются).
- Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (гномы). Правильно, к нам в гости пришли гномики. Давайте поздороваемся с ними. «Работа над темой» Игровой прием «Высушим платочки» 3 мин. Цели и задачи метода: Закреплять умение подбирать пары (платочек и прищепка) на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Технология проведения: Воспитатель показывает детям таз с платочками, предлагает помочь гномам высушить их – развесить на веревке. Платочки нужно закрепить подходящей по цвету прищепкой.
Необходимые материалы: Сушилка для белья или натянутая веревка, платочки и прищепки четырех цветов на каждого ребенка, таз. - Ребята, пока гномы шли к нам в гости, они намочили платочки. Ребята мы можем помочь гномам?. Как?. Правильно, мы можем с вами высушить платочки. Для этого нужно повесить платочек на веревку и закрепить прищепкой, подходящей по цвету к платочку.
Дети развешивают платочки на сушилке. Если дети затрудняются использовать подсказку.
- Молодцы, ребята! Гномы благодарят вас за помощь.
Игровой прием «Разложи игрушки по цвету» 3 мин. Цели и задачи метода: Формировать умение различать и правильно называть основные цвета; складывать игрушки в коробки ориентируясь на сходный сенсорный признак – цвет.
Технология проведения: Воспитатель просит помочь детей разложить игрушки по коробкам. Но нужно быть внимательными: игрушки должны быть такого же цвета, что и коробка. Во время выполнения задания воспитатель задает вопросы детям.
Необходимые материалы: «Волшебный мешочек», игрушки 4-х цветов. - Гномики очень любят играть, у них много разноцветных игрушек. Но вот беда - пока гномы шли к нам в гости, игрушки все перемешались. Мы можем с вами им помочь?
Из мешочка высыпаю игрушки разного цвета. Возле каждого гнома ставлю коробку такого же цвета, как и его одежда.
- Нужно взять по одной игрушке и положить ее в подходящую коробку.
Индивидуальные вопросы к детям: Какого цвета у тебя игрушка? В какую коробку ты ее положишь?
Игровой прием «Угощение» 5 мин.
Цели и задачи метода: закреплять навыки катания шарика из пластелина, слегка его придавливая на ладошке, придавая форму пряничка. Формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при ее выполнении.
Технология проведения: Стоит накрытый стол: салфетки, тарелки, чашки. Дети лепят разноцветные приники.
Необходимые материалы: дощечки пластилин красного, желтого, зеленого и синего цвета. Спокойная музыка. - Ребята, когда приходят гости, что делают хозяева? Верно. Угощают, поют чаем. К сожалению, стол у нас накрыт, а вот угощать не чем. Что же делать? Как нам сделать угощение? Умницы! Мы порадуем наших гостей и испечем им вкусные и красивые прянички. А чтобы прянички получились, мы их будем делать из разного пластилина. А кто мне покажет, как мы умеем катать шарики? Дети лепят. Звучит спокойная музыка. Ой, какие молодцы! А теперь давайте положим прянички на красивый поднос, чтобы наши гости могли удивиться. Дети  самостоятельно приступают к работе. В процессе занятия педагог подходит к каждому ребенку, в случае необходимости помогает; активизирует опыт детей, напоминая, как они все вместе показывали, как будут лепить. В конце продуктивной деятельности воспитатель выкладывает вылепленное ребятами печенье на тарелку.
- Молодцы, ребята, гномы вас благодарят.
«Завершение образовательного мероприятия» Эмоциональная разрядка
Игровой прием «Веселый гном» 2 мин.
Цели и задачи метода: Сознание эмоционально положительного настроения.
Технология проведения: Воспитатель предлагает детям показать, как они умеют играть. Дети выполняют движения по показу воспитателя и тексту.
Необходимые материалы: Фоновая ритмичная музыка.
- Ребята, гномы хотят посмотреть, как вы умеете играть. Покажем им? (Да).
Проводится игра «Веселый гном».
Жил да был весёлый гном - Поднимают руки над головой, изображая колпак.
С круглыми ушами. - Показывают колечки возле ушей.
Он на сахарной горе - Складывают руки горой - треугольником.
Спал под воротами. - Руки под щеку, глаза закрыты.
Вдруг откуда ни возьмись, великан явился. - Руки высоко над головой.
Скушать гору он хотел, - движения руками, как будто едят руками.
Только подавился. - Хватают воздух ртом, надувают щёки.
Ну а что весёлый гном? Так и спит глубоким сном. - Руки под щеку, глаза закрыты.
Рефлексия
Игровой прием «Что мне понравилось?» 1 мин
Цели и задачи метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Технология проведения: Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто приходил к ним в гости. Что они делали на занятии, что больше всего понравилось.
- Молодцы, ребята! Гномам очень понравилась ваша игра. Гномикам пора домой. Давайте попрощаемся с ними и скажем «До свидания».
Давайте с вами вспомним, кто приходил к нам сегодня в гости? Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? (Индивидуальные ответы детей) Вам понравилось лепить пряники из пластелина?
- Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Я уверена, что гномики остались  довольны.

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования игровых приемов:
а. выполнения цели и задач
b. выполнения ФГОС
Игровые приемы целесообразны для проведения данного занятия, так как они обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей, способствует включению в работу всех участников образовательной деятельности. В игровой ситуации активизируется внимание, есть возможность проявить инициативу и самостоятельность. Отсутствует принуждение.
Так как для каждого этапа используются свои игровые приемы, то это позволяет эффективно решать конкретные задачи этапа. Таким образом, все занятие проходит наиболее эффективно. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Данное занятие полностью построено на игровой деятельности, на каждом этапе используется дифференцированный подход к детям. При решении проблем игрушек дети обосновывают свой выбор, таким образом, развивается коммуникативная компетентность дошкольника, умение работать в проблемной ситуации.



Ожидаемые результаты
Предметные и метапредметные результаты:


В процессе занятия дети закрепили знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), умение группировать предметы по цвету.
При помощи игровых приемов «Развесь платочки», «Накроем на стол», «Разложи игрушки по цвету» дети закрепили в практической деятельности умение сравнивать и классифицировать по цвету. Игровой прием «Веселый гном» способствовало созданию радостной, позитивной атмосферы. Игровой прием «Что мне понравилось» и «Поприветствуем гостя» способствовали развитию речи детей.

Анализ степени реализации принципов современного образования
В процессе занятия реализованы принципы современного образования: - на примере общения с гномами дети учились уважительному отношению друг к другу, к старшим, учились быть добрыми и вежливыми; - занятие построено с учетом деятельностного подхода; - использование эмоциональной разрядки, рефлексии реализует принципы здоровьесбережения.

Дополнительная информация

Указание приложений к занятию:
Дидактические игрушки-гномы, одетые в курточки и колпачки красного, синего, желтого, зеленого цвета; разноцветные прищепки, платочки; набор сенсорной посуды; магнитофон; мешочек с разноцветными игрушками; коробки четырех цветов.

Использованная литература
1.Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. Софья Якобсон, Татьяна Гризик, Татьяна Доронова. М., Просвещение, 2014г.
2.Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт. Сост. В. Сомникова. – М.: Линка Пресс, 2005г.
3.Соловьева Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет. - М.: Просвещение, 2010г.















15