Статья Психологическая поддержка молодых специалистов в период адаптации на предприятии

Психологическая поддержка молодых специалистов
в период адаптации на предприятии.
Батрак Яна Александровна,
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 26» г. Братска

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав школ стремительно "стареет", в большинстве образовательных заведений наблюдается высокая текучесть кадров. Задача руководителя, педагога-психолога, всего педагогического коллектива – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. На профессиональное развитие молодых специалистов в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде.
Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами коллектива.
В качестве основных элементов адаптации молодого специалиста можно выделить следующие:
овладение системой профессиональных знаний и навыков;
овладение профессиональной ролью;
выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
самостоятельность при выполнении должностных функций;
удовлетворенность выполняемой работой;
интерес к работе, возможность реализации своего потенциала;
стремление к совершенствованию в рамках профессии;
информированность по важнейшим вопросам работы;
установление хороших взаимоотношений с коллегами;
ощущение психологического комфорта;
чувство справедливого вознаграждения за труд;
взаимопонимание с руководителем.
Процесс адаптации в целом состоит из профессиональной и социально-психологической адаптации. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формировании профессионально необходимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими сотрудниками и др.
Основную роль в процессе успешной профессиональной и психологической адаптации играют именно администрация и психологи, разрабатывающие комплекс мероприятий, который позволяет снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников.
Процесс адаптации молодых специалистов осложняет ряд факторов. Во-первых, это расхождения ожиданий и реальной работы, которую приходится выполнять. Во-вторых, слабая подготовка в вузе к условиям работы, недостаток практики во время обучения. В-третьих, это недостаток общей информации о целях и задачах организации. В-четвертых, слабая осведомленность о возможной карьере и перспективах роста.
Проблема адаптации молодого специалиста в коллективе остается довольно острой. В подавляющем большинстве школ отсутствуют действенные системы приспособления молодых педагогов к психологическим, физическим нагрузкам, нормам поведения и взаимоотношений в коллективе, нет системного подхода к развитию профессиональных и личностных характеристик молодых специалистов.
Фактически упразднена ранее широко распространенная система наставничества, которая сегодня активно и повсеместно используется за рубежом. Отмечается низкое участие в культурно-массовых мероприятиях молодых людей из числа работающей молодежи, что приводит к их социальной изоляции, неполноценному отдыху, снижению культурно-нравственных характеристик.
Решение проблем адаптации возможно путем активного включения молодых специалистов в общественную жизнь учреждения, создания условий, в которых молодые специалисты могли бы, объединив усилия, взять на себя решение части проблем учреждения. Особое место при решении проблем адаптации молодых специалистов занимает психологическая поддержка на предприятии.
Понятие «психологическая поддержка» включает в себя психологическую профилактику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, в целом – повышение психологической защищенности и психологической конкурентоспособности личности.
Психологическая поддержка на профессиональном уровне исключительно актуальна из-за сложности процесса профессиональной и социальной адаптации в нынешних условиях нецивилизованного рынка, жесткого кризиса и психологической «запущенности» российского общества. Осуществление психологической поддержки необходимо с целью сократить отток специалистов, заинтересовать их, помочь развиться самим, влиться в коллектив, воплотить свои идеи и развить этим учреждение.
Функция психологической поддержки состоит в том, чтобы готовить молодых специалистов к жизнедеятельности в условиях образовательного учреждения, конкурентных отношений, что поможет решить проблему профессионального роста молодых специалистов и вывести их на уровень профессиональной компетентности.
Основными задачами психологической поддержки молодых специалистов в период адаптации являются:
- обучение работающих специалистов методам саморегуляции, методам снятия стрессовых состояний и делового общения в коллективе; помощь в оценке своего профессионального потенциала и выстраивании плана профессионального и личностного роста;
- проведение мероприятий, способствующих формированию эффективной, мотивированной на труд команды;
- профилактика психоэмоционального выгорания специалистов;
- изучение и развитие личностного и творческого потенциала молодых специалистов в целях повышения его конкурентоспособности;
- помощь в процессе адаптации в коллективе, вхождения в ролевую структуру профессиональной группы;
- проведение семинаров-практикумов личностного и профессионального роста для специалистов;
Реализация перечисленных задач позволит достичь следующих результатов:
- снизить уровень социальной напряженности в молодежной среде;
- повысить качество жизни молодежи;
- обеспечить социальную защищенность молодежи в целях содействия развитию самореализации и профессионального роста;
– обеспечить развитие кадрового потенциала учреждения;
– повысить в молодежной среде престижность работы в образовательном учреждении;
- снизить уровень текучести кадров.
Профессиональное становление молодых специалистов является важнейшим компонентом кадровой работы учреждения. Осуществление психологической поддержки молодых специалистов в период адаптации в образовательном учреждении возможно лишь при условии включения данного направления работы в перспективное планирование деятельности предприятия.

ЛИТЕРАТУРА
Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие – М.: ИНФРА, 2000. – 134с.
Большаков А. Н. Менеджмент: Учебное пособие. СПб.: изд. ЗАО «Питер», 2000. – 440с.
Егоршин А.П. Управление персоналом: изд. Н.Новгород - НИМБ, 1999. – 650с.
Ельнова И.Е. Шпаргалка по менеджменту / И.Е. Ельнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 48 с Жпалинский В. В. Психология менеджмента – М., 2000. – 456с.
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 637с.
Кучеренко И. В. Некоторые аспекты кадровой политики в условиях становления рынка труда – Кемерово, 1998. – 215с.
Мардас А. Н., Мардас О. А. Краткий курс практического менеджмента. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002. – 160с.
Розанова В.А. Психология управления. - М: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез», 2000. – 605с.
Силин А. Н. Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту .-Тюмень:ТГУ , 1994. – 341с.
Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479с.: - (Серия «Учебное пособие»).

Заголовок 415