РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ КАКОВ ОН, МОЙ ХАРАКТЕР?


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
тема: КАКОВ ОН, МОЙ ХАРАКТЕР?
ЦЕЛЬ:
СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ,
формированию положительных качеств и черт характера, способствующих становлению личности, воспитание чувства уверенности в себе, объективной самооценки, на воспитание целеустремленности, чувства собственного достоинства, веры в собственные силы, самоанализ, объективность и саморазвитие, внимательное отношение к собственным словам, мыслям, действиям.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы и приемы:
Беседа, основанная на открытых вопросах, развитию которой способствует сам учитель
Аналитическая деятельность, творческая деятельность
Рефлексия
Материально-техническое оснащение :
Тематическая презентация
Листы заданий для индивидуальной работы: «Символ моего характера», «ДНЕВНИЧОК УСПЕШНОСТИ»
Листы заданий для групповой работы: к упражнению: «ХАРАКТЕР В ОБРАЗАХ» («ПЛАСТИЛИН», «КАМЕНЬ», «СТЕКЛО»)
Ход:
Перед вами тематический слайд.
Внимательно посмотрев на который, можно предположить, о чем сегодня будет идти речь на нашем занятии?….
В качестве эпиграфа, с этой же целью, мною использовано четверостишие Е.Евтушенко.
Ознакомившись с которым, также можно догадаться о теме нашего сегодняшнего урока…
Людей неинтересных в мире нет
Их судьбы как истории планет
У каждой, все особое, свое
И нет планет похожих на нее
Е.Евтушенко
Обсуждение и анализ:
- С чем сравнивает автор стихотворения человека?
Ориентировочные ответы учащихся:
Автор стихотворения сравнивает человека с планетой.
Каждая планета, впрочем, как и каждый человек отличается друг на друга.
- Чем?
Ориентировочные ответы учащихся:
Внешностью, привычками, мировоззрением, характером….
Среди ваших ответов, есть ответ на мой главный вопрос…
Сегодня речь пойдет о характере человека.
Исходя из темы, давайте попытаемся определиться с его целью, задачами…
Подумайте и ответьте, какими знаниями должны мы овладеть на момент окончания изучения данной темы? (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Наша задача – попытаться понять, что такое характер человека, узнать что-то новое о своем характере, научиться объективно оценивать положительные и отрицательные, а также сильные и слабые стороны своего характера, а также, научиться понимать и принимать характеры других людей, находить хорошее в их характере, ценить их за то, что есть в их характере.
- Что вы знаете о характере человека?
- Что такое характер?
Ориентировочные ответы учащихся:
Характер - это отличительные качества, черты, присущие каждому человеку и отличающие его от других.
- Что бы вы хотели узнать о характере в целом?
- Сформулируйте свои вопросы….
Ориентировочные вопросы учащихся:
- Из чего складывается и чем проявляется характер человека? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Он проявляется в поведении, поступках, в отношении человека к другим людям…
- Подумайте, а можно ли догадаться о характере человека, не зная его самого, как личность? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы учащихся:
О характере человека, говорит каждая мелочь, даже такая, как его внешний облик, манера говорить, интонация…
Но более всего, выдают характер человека его мимика и жесты…
- О каком человеке говорят «скряга» ?
Ориентировочные ответы учащихся:
Так говорят, об очень скупом человеке.
- Как по вашему может внешне выглядеть «скряга»?
- Попытайтесь изобразить «скрягу» при помощи мимики…
- А теперь, изобразите гордеца! (дети изображают…)
- Почему, по вашему гордец, должен выглядеть, именно так?
Ориентировочные ответы учащихся:
Гордец – очень заносчивый, чрезмерно горделивый человек. Он всегда думает о себе лучше, чем, возможно, он есть на самом деле…
- А если представить себе забияку? - Как, по вашему, будет выглядеть такой человек? (дети делают попытки изобразить...)
- Почему, именно так?...(комментарии….)
Ориентировочные ответы учащихся:
Забияка – это «человек-конфликт», человек, затевающий драки и ссоры.
- И конечно, все знают, кто такой добряк?
Покажите мимикой добряка. (дети изображают…)
- Почему, именно так, может выглядеть «добряк»? (комментируют…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Лицо добряка, всегда с улыбкой… Именно ей, такой человек располагает к себе…Его глаза светятся особым добром, ему хочется доверять. Общение с таким человеком всегда приятно.
- Присмотритесь повнимательнее, нет ли в вашем классе, личностей, напоминающих вам этих персонажей?
Обобщение:
- Итак, ребята…
- Чем было полезно данное упражнение для нас? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Оно помогло нам, еще раз задуматься о том об особенностях характера.
- Признайтесь, а не возникало ли у вас в процессе данного упражнения, сравнить себя с тем или иным персонажем? (рассуждения…)
“Характер - это многообразие черт”
Мы понимаем, что человеческий характер представляет собой не одна черта, а совокупность многих черт.
- Что необходимо для того, чтоб определить черты характера того или иного человека?
Ориентировочные ответы учащихся:
Для того, чтобы определить черты характера того или иного человека, требуется , не только продолжительное время , но и постоянное общение с человеком.
- Какие черты характера вам известны? (комментарии….)
Ориентировочные ответы учащихся:
доброжелательность скромность честность порядочность
искренность самовлюбленность зазнайство скрытность
У людей, по крайней мере, у их большинства, очень развито образное воображение.
И зная это, размышляя с вами о разнообразии характеров людей, я предлагаю, представить вам, будто люди, созданы из различного материала…
К примеру:
из камня – каменный человек
из стекла – стеклянный
из пластилина – пластилиновый
Задание: 
выберите из предложенных черты характера, соответствующие пластилиновому, каменному, стеклянному человеку, свой выбор обоснуйте.
Мягкий волевой Усердный Тяжелый
Прозрачный липкий Настойчивый Безхребетный
Скрытный твердый Резкий Искренний
Честный безвольный чувствительный Угодливый
Холодный эгоистичный ГРУППА № 1
- Какими чертами характера будет наделён, к примеру, « человек-пластилин»? (рассуждения…)
ОТВЕТЫ:
Мягкий (добродушный, поддающийся влиянию других)
Безвольный (не способный принять самостоятельно решение),
Бесхребетный (легко подстраивающийся под ситуацию)
Липкий (навязчивый), угодливый, послушный,
Скрытный (не пробиться к его мыслям и чувствам).
ГРУППА № 2
- Какими чертами характера будет наделён, к примеру, «человек-камень»? (рассуждения…)
ОТВЕТЫ:
Волевой (способный преодолеть все препятствия)
Настойчивый (добивается намеченных целей)
Тяжелый (не поддается чужому влиянию)
Твердый (уверенный в себе), честный, усердный.
ГРУППА № 3
- Какими чертами характера будет наделён, к примеру, «человек-стекло»? (рассуждения…)
ОТВЕТЫ:
Прозрачный (открытый), искренний,
Резкий (несдержанный),
Чувствительный (не терпящий грубости),
Холодный (равнодушный), эгоистичный.
- Слово ХАРАКТЕР – это понятие конкретное или абстрактное?
Ориентировочные ответы учащихся: (рассуждения…)
Это слово не обозначает конкретного предмета, а потому на основе ассоциаций мы можем найти черты характера человека в любом предмете, даже самом, на первый взгляд странном.
К примеру:
- Вы любите мороженое?
Мороженое, вполне может быть своеобразным символом, отражающим сущность характера?
Задание:
- Подберите черты характера, свойственные человеку “мороженое”.
Ориентировочные ответы учащихся:
Слащавый (льстивый),
Холодный, капризный (любит находиться в привычной обстановке),
Эмоциональный (жизнерадостный), сентиментальный.
ПРЕДПОЛОЖИТЕ:
- Если характер человека похож на шкатулку, то в чем может, заключаться его суть?.(рассуждения…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Можно предположить, что внешне, человек может выглядеть совсем иначе, чем его внутреннее содержание…
Его внутренний мир может быть, как интересен и многообразен, так и пуст.
Творческое задание «СИМВОЛ МОЕГО ХАРАКТЕРА»
Установка к работе:
Включив свою фантазию, создайте символ своего характера.
Он должен состоять из 1-2 предметов-знаков.
Обсуждение и анализ работ учащихся:
Упражнение: «Идеальный характер»
- Как вы понимаете выражение «идеальный характер?»
- Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с самим понятием «Идеал».
- Что такое «Идеал»? (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Это некий образ совершенства, в котором, в нашем представлении, воплощены все самые лучшие характеристики и черты.
- Подумайте и ответьте, одинаковы ли представления об идеале, у разных людей? (комментарии…)
- Обоснуйте свой ответ…
Ориентировочные ответы учащихся:
Конечно де, нет.
Каждый человек индивидуален, и представления об идеале, у каждого из нас свои.
А «идеальный характер»,
Это характер, которому присущи самые лучшие, самые правильные черты, на наш взгляд...
- А давайте попытаемся создать идеальный характер!
- Какие черты вы бы взяли и почему для его создания?
Безусловно, у каждого из нас свой характер…
Можете ли вы утверждать, что ваш характер идеален? (комментарии…)
- Встречаются ли в жизни люди с идеальным характером? (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
На самом деле, идеального характера просто не существует.
- А для чего же мы тогда составляли портрет идеального характера?
Ориентировочные ответы учащихся:
Идеал характера – это как пример всем нам, к чему нужно стремиться человеку.
- Как оценить собственный характер?
- Все ли способны объективно оценить свой характер?
- Почему?
Ориентировочные ответы учащихся:
Правильно оценить свой характер довольно сложно. Все зависит от объективности и самооценки.
Упражнение «МОЙ ХАРАКТЕР»
Перечень черт:
Агрессивный • адекватный • аккуратный • активный * аморальный • апатичный • артистичный • баламут • безвольный • бездушный • безжалостный • беззаботный • безответственный • безотказный • безразличный • бережливый • бескомпромиссный • бескорыстный * бесстрашный • бесхарактерный • бесхитростный * благодарный * благоразумный • благородный • болтливый • боязливый • брезгливый • вежливый • великодушный • верный • весёлый • ветреный • взбалмошный • взрывной • внимательный • внушаемый • властный • волевой • воспитанный • ворчливый • впечатлительный • враждебный • вредный • всепрощающий • вспыльчивый • выдержанный • выносливый • высокомерный • высоконравственный • гибкий • гневливый • грубый • грустный • гостеприимный • грозный • гуманный • двуличный • дерзкий • дисциплинированный • добродушный • добросовестный • доверчивый • драчливый • дружелюбный • душевный • ершистый • жадный • жалостливый * жестокий • жизнелюбивый •жизнерадостный • заботливый • забывчивый • завистливый • задиристый • замкнутый • занудный • злопамятный • избалованный • изворотливый • искренний • исполнительный • испорченный • капризный • конфликтный * ласковый • легковерный • легкомысленный • лживый • ленивый • ловкий • мечтательный • мирный • молчаливый • мрачный • мстительный • мужественный • навязчивый • наивный • надёжный • напористый • невезучий • неорганизованный • нерешительный • нервный • несговорчивый • нетерпеливый • неугомонный • неусидчивый • неуступчивый • общительный • осторожный • остроумный • отважный • ответственный • отзывчивый • откровенный • открытый • отходчивый • отчаянный • плаксивый • позитивный • показной • правдивый • равнодушный • разумный • ранимый • рассеянный • рисковый • робкий • романтичный свободолюбивый • серьёзный • слабовольный • скромный • скрытный • скрупулёзный • скупой • словоохотливый • смекалистый • смелый • сострадательный • талантливый • тактичный • твердый • творческий • уживчивый • уравновешенный • хвастливый • хитрый • храбрый • хмурый • шкодливый • шумный • шустрый • щедрый • эгоистичный • эгоцентричный • экономный • юморной
Обобщение:
- Выделите те характеристики, присущие вашему характеру.
- Ручками разного цвета выделите положительные и отрицательные черты своего характера.
- При выполнении данной работы, старайтесь честно оценивать себя.
- Есть ли в вашем характере что то, что стоило бы изменить?
- С какой целью человек пытается изменить свой характер?
- Легко ли изменить свой характер?
- Ведь это достаточно не просто, хотя возможно! (комментарии…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Чтобы стать лучше, чтобы быть успешнее, чтобы добиваться поставленных целей)
- Можно ли изменить характер одним своим сиюминутным желанием? (рассуждения…)
Ориентировочные ответы учащихся:
Характер нельзя изменить только одним сиюминутным желанием.
Изменение характера – это большая плодотворная работа над самим собой…
Прежде нужно подумать, что менять, почему и главное, зачем.
Аналитическя работа: «ДНЕВНИЧОК УСПЕШНОСТИ»
Установка к работе:
Я предлагаю вам так называемый ДНЕВНИЧОК УСПЕШНОСТИ, который поможет вам разобраться в себе. Откройте его.
Работа с одной из страниц дневника.
Вывод:
- Как вы понимаете словосочетание «Слабость характера»?
- Характерна ли такая черта для вас?
- В чем она проявляется? (комментарии учащихся…)
Думаю, что слабость одной стороны характера — это неизбежная плата за его сильные стороны.
Существует замечательное выражение:
“Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека”.
- Как вы его понимаете?
Я желаю, чтобы вы были яркими личностями.
Рефлексия:
Подходит этап рефлексии…
На этом этапе у каждого есть возможность обменяться впечатлениями о занятии…
- Что нового вы узнали? (комментарии…)
- Что было для вас особенно интересным? (комментарии…)
- С чем, возможно вы оказались не согласны? (комментарии…)
- Какие вопросы оказались для вас неразрешенными? (комментарии…)
Меня искренне порадовало ваше внимание и заинтересованность.
Надеюсь, что вы сохраните свое желание и интерес совершенствовать свои знания в этом вопросе.
Благодарю всех за активную работу…