Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в среднем звене»
Бондарец Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» города Рязани
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка в среднем звене»
Творчество – это самый мощный импульс в развитии, воплощение индивидуальности, форма реализации ребенка, возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. Нужна помощь учителя для того, чтобы обрести возможность выражения своего «я». Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.
В своей педагогической деятельности я использую различные виды творческих работ с учащимися, и все они только тогда дают результат, когда определенным образом организованы в целостную систему.
Классифицируя творческие работы, составляя задания по различным темам, я учитываю характер познавательной деятельности учащихся, творческие способности обучающегося, уровни самостоятельной продуктивной деятельности, потребности учащегося в самообразовании. Используя элементы разноуровнего обучения, согласно которому, если каждый учащийся будет иметь достаточно времени для эффективного овладения изучаемым материалом, соответствующим его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
От класса к классу методы, которыми учитель формирует у ученика навыки "творчества", используя творческие работы на уроке, становятся более сложными и разнообразными. И, если в 5-ом классе это деловая инструкция, объявления, изложение (подробное или сжатое), сочинение-описание, письменное высказывание, то в 6-ом - выборочное изложение текста художественного стиля, план к сочинению (простой и сложный), сочинение-описание, аннотация к любимой книге, отзыв о прочитанном произведении. В 7-ом - это уже заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк. В 8 классе - репортаж-описание, репортаж-повествование, портретный очерк, а в 9 классе сочинение-рассуждение, сочинение-размышление, эссе, статья, рецензия, тезисы, конспект. Наиболее интересными и перспективными считаю творческие уроки (уроки развития речи), на которых, постигая красоту языка, ученики погружаются в атмосферу творчества.
Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания такого типа: придумать монолог от имени вещей, которые нас окружают (расчески без зубьев, перегоревшей лампочки, шнурка на левом ботинке …), которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обычные вещи под новым, непривычным углом зрения. Ребенок настроен на художественное восприятие мира. Он способен видеть обычное необычно, т.е. глазами художника.
Провожу с пятиклассниками такую игру: расставляю разноцветные карточки (12 – 15 цветов). Задаю обычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ один: дети указывают на красную карточку. Спрашиваю, почему выбрали этот цвет? Потому что Василиса красивая? А еще какая? Дальше идет белый (цвет чистоты), желтый (нежности) и т. д. Так собирается цветок с разноцветными лепестками – это портрет Василисы Прекрасной в цвете. Совсем иной цветок получается, когда мы говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т. д.В методической литературе этот интересный прием называется «цветословом». Он развивает заложенную в ребенке с рождения способность видеть мир в цвете.
Большое значение имеет работа учеников в жанре ЭССЕ. Название сочинения не должно предполагать готового однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии, например: «Я в мире и мир во мне», «Уже шестнадцать или еще шестнадцать», «Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?». Обучение написанию сочинения не самоцель. Необходимо стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать. Для меня главное при этом - учить их быть «самими собой».
«Вырабатывайте свой стиль, - учу я. - Ищите точные слова для выражения своих мыслей и чувств». Как? Вот примеры подобных упражнений:
- Попробуй описать встреченную на улице бездомную собаку, ее отношение к окружающим и отношение окружающих к ней.
- Представь себе уличную сцену, увиденную когда-то. Перескажи ее как пьесу: с завязкой, кульминацией и развязкой.
«Открывать глаза и окрылять сознание – вот задача школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени», - эти слова были написаны М.А.Рыбниковым почти три десятилетия назад, и не теряют своей актуальности. А часто ли дети пишут сочинение вдохновенно? Они практически всегда зажаты какими-то рамками: «надо», «нельзя». А ведь только вдохновение рождает внутреннюю свободу, независимость.
Использование на уроках русского языка творческих заданий развивает эмоционально-психические и интеллектуальные способности; прививает любовь к исследовательской деятельности; учит работе со словарями (орфографическим, толковым и т. д.); вызывает интерес к работе с текстами мастеров словесности.
Использованная литература:
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л, 1990
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М, 1997.