Статья по теме «Приемы развития речи на уроках русского языка в среднем звене»
МБОУ «2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
Мариинского района Кемеровской области
652196 д. Пристань 2, ул. Весенняя, 1а, тел : 37 2 46, pristan2@mail.ruПриемы развития речи на уроках русского языка в среднем звене.
Автор: Елена Васильевна Еремеенко,
учитель русского языка и литературы
Развитие речи обучающихся на уроках русского языка в среднем звене – важнейший аспект обучения родному языку. Дар слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающего его над миром живого, но этот дар нужно развивать. Слово – это средство общения людей, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А. П. Чехов, дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать.
Последнее время развитию коммуникативной компетенции школьников придается особое значение, так как в этом понятии справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности. В Государственной программе по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных школ авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыжеской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2007 г.) говорится: « Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения». В «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования по русскому(родному) языку» говорится о том, что основными требованиями к речи являются «правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств».
Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли. Развитость речи, коммуникативные способности – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка происходит постоянно, в системе преподавания данного предмета выделены специальные часы для работы над сочинениями. Школьное сочинение – это творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, переживаний, суждений с целью сообщить об этом другим. Работа над сочинением имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, анализировать и синтезировать, то есть способствует развитию мышления. Сочинение – творческая работа, она требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности ученика. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи – весь этот сложный комплекс требует от школьника высокого напряжения всех его творческих сил. Готовясь к сочинению, ребята учатся понимать или находить собственную тему, определять ее объем, границы материала.
Работа над речевой культурой – процесс длительный и многоаспектный, он предполагает, например, массовое обучение людей в области общения. Упражнения, направленные на развитие связной речи, проводить нужно во всех классах, начиная с начальной ступени обучения русскому языку.
Некоторые пути развития речи наиболее привлекают внимание ребят, увлекают их заниматься развитием своей речи, вовлекают в работу над словом, развивают их кругозор.
Прием под названием «Поле ключевых слов» можно использовать не только на уроках русского языка при изучении почти всех тем, но и на уроках литературы, истории, обществознания, географии. Прием заключается в том, чтобы к данному слову подобрать множество ассоциативных слов, так или иначе с ним связанных, расположенных в виде поля, то есть вокруг данного слова. Например: дано слово ПИТОМЕЦ. Слова - разговорчивый, ласковый, беззащитный, забавный, нежный, игривый, дорогой, хорошенький, громкоголосый, маленький, важный, красивый, хитрый, догадливый, любимый – помогут пятиклассникам написать сочинение – описание животного.Прием «Поле ключевых слов»
Разговорчивый ласковый беззащитный нежный
Забавный игривый дорогой
ПИТОМЕЦ
Хорошенький громкоголосый
Маленький важный красивый хитрый догадливый любимый
Прием «Синквейн» ( от французского – пятистишье) тоже направлен на подбор слов к данному слову, но его особенности позволяют конкретизировать задание для ребят. К данному слову - имени существительному надо подобрать два имени прилагательных, три глагола, составить словосочетание с данным словом и предложение. Каждое последующее мини-задание усложняется, заставляя учеников глубже погружаться в смысл данного слова. Таким образом, не только происходит развитие речи ученика, но и проверка его знаний определенного круга.
Прием «Синквейн»
ОСЕНЬ.
Золотая, теплая
Наступила, пришла, настала
Долгожданная осень
Наступила золотая осень.
Прием речевой гимнастики тоже несет функцию развития речи, помогает включить ребят в работу над словом и его лексическим значением, помогает улучшить звучание детского голоса, распределить внимание на произносимой речи в соответствии с ее информацией, «расставить» звуковые пробелы – паузы, то есть обеспечить понимание того, что произносит школьник. Упражнения для речевой гимнастики могут быть самыми разнообразными.
Упражнение «Не путайтесь в звуках»: прочитать выражения, не путая , не «проглатывая» звуки.
1.Голова – к голове.
2. Мех уже – мех хуже.
3. Пыль летит – полетит.
4. Сачок зацепился за сучок.
5. У Егорки опять горка.
Упражнение в выразительности чтения текста без знаков препинания:
Очень-очень странный вид
Речка за окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет улетая
Вот что значит запятая.
Знакомясь на уроках русского языка со структурой грамматических определений, правил грамматики, орфографии и пунктуации, занимаясь сопоставлением изучаемых языковых категорий, овладевая умением классифицировать и группировать факты языка, школьники учатся точно, связно и грамотно излагать свои мысли. Для этого используются разнообразные письменные упражнения и приемы – словарные, синтаксические, композиционные, пунктуационные, которые включаются в общую систему языковых занятий. При систематическом использовании приведенных выше приемов развития речи, действительно, речь школьников развивается довольно быстрыми темпами и к концу обучения в среднем звене ребята с удовольствием идут на уроки развития речи, так как они к этому времени научатся грамотно и логично излагать свои мысли, описывать предметы, пересказывать чужой текст, а это все пригодится на государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.