«Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через образовательную программу внеурочной деятельности «Вокалотерапия» с учетом индивидуальных особенностей детей».
Представление педагогического опыта
«Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через образовательную программу внеурочной деятельности «Вокалотерапия» с учетом индивидуальных особенностей детей».
Учитель музыки Ковзель Н.В.
02.04.2016г.
Особенности образовательных потребностей у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.
Практические аспекты работы с учащейся с нарушением опорно-двигательного аппарата на занятиях вокалотерапии.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности. За последние годы оно стало одним из распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 человек на 1000 новорожденных.
У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук. Именно они в ряде случаев затрудняют бытовую, школьную и трудовую адаптацию, делают невозможным использование ряда ортопедических приспособлений, необходимых для развития ходьбы.
Структура дефекта при ДЦП кроме двигательных нарушений включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Психические нарушения могут характеризоваться грубым недоразвитием интеллекта, носить мозаичный, неравномерный характер. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а легкая двигательная патология - с тяжелым недоразвитием психики в целом.
Отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других, наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость различной степени. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и личности. У одних детей расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.
Основным признаком личностной незрелости у учащихся является недостаточность волевой деятельности. В своих поступках они руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.
Следовательно, специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не должна сводиться к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Специальная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения особого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социуме.
Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.
«Внеурочная деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования».
В своей педагогической практике я работаю с детьми ОВЗ и хотела бы поделиться приемами и методами работы во внеурочной деятельности с ребенком с ДЦП.
Психолого-педагогическая характеристика.
Девочка обучается в школе с 1-го класса. Занятия по программе «Вокалотерапии» стала посещать 5 классе. Ребенок передвигался без посторонней помощи, но происходило это с трудом. На занятия в школу её сопровождали мама или бабушка. В школе нет специальных приспособлений, которые моги бы облегчить передвижение таких учащихся по лестнице.
Кроме трудностей с ходьбой, у девочки довольно сильно нарушена функция рук, она может писать и рисовать, но из-за нарушений, темп ее работы снижен.
Интеллект у подростка сохранен, она способна усваивать материал, память развита хорошо. Можно только отметить, медлительность, пониженную сосредоточенность, и переключаемость психических процессов. Диана творческий человек, есть потребность в общении.
Сейчас у девочки переходный возраст и возникают проблемы личностного характера. Повышенная чувствительность к различным раздражителям, эмоциональная возбудимость, истощаемость. У нее часто возникают ситуационные конфликтные переживания внутрисемейных отношений.
Взаимоотношения в семье у Дианы неоднозначные. Воспитывается девочка мамой и бабушкой. Ей и её здоровью уделяется большое внимание, но в некоторой степени Диана может манипулировать близкими ввиду гиперопеки их стороны. Мамы жалуется, что девочка редко помогает ей по дому, что стала ленива и не прикладывает усилий в учёбе.
По характеру Диана целеустремленная, любит быть в центре внимания, лидер.
У Дианы было и остается большое желание петь, она не боится выступать перед зрителями. С удовольствием принимает участие в концертах и конкурсах.
За три года Диана Сотникова приняли участие в мероприятиях разного уровня:
Городской фестиваль для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Я люблю этот мир»
Районный фестиваль самодеятельного творчества инвалидов «Память сердца»
Первый городской культурно-благотворительный фестиваль творчества инвалидов «Мы не забыты, мы не одни и это уже Победа», посвященный 70-летию Великой Победы (диплом p степени)
Городской фестиваль-конкурс художественного детско-юношеского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Стремление к звездам» (диплом pp степени)
Школьный концерт, посвященный Дню учителя
Концерт, посвященный 70-летию Победы в ВОв
Детский церебральный паралич (ДЦП) характеризуется ещё и нарушением речевой сферы. Эти нарушения тесно связаны с нарушениями дыхания и голосообразования. Даже при более или менее правильном звукопроизношении, нарушения мелодико-интонационной и темпо - ритмической характеристик речи делают речь нечёткой, безэмоциональной, зачастую мало понятной для окружающих.
Многие специалисты, занимающиеся вопросами логопедической помощи детям с ДЦП (К.А. Семёнова с соавт.) 1972, Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова, 1977, Е.Ю. Румянцева, 2001) указывают на необходимость использования занятий пением (вокалотерапия) в работе по нормализации речевого дыхания, голосообразования, улучшению просодической стороны речи. Чем мы и занимаемся на наших занятиях вокалотерапии.
работа над дыханием
учится вдыхать аромат цветов – на вдохе, выдыхает ртом, при этом добиваясь того, чтобы вдох был беззвучным;
мягко берёт глубокое дыхание и медленно на слоге «ах» выдыхает, помогая себе корпусом (наклоняясь немного вперед).
упражнение - разминка: поцокать как лошадка, пожевать, покатать язычок.
пропевание попевок «Я пою», «Горошина» и др.
исполнение песни «Журавли»
Может быть пора угомониться
Но я грешным делом не люблю
Поговорку что иметь синицу
Лучше чем грустить по журавлю
Я стою, машу ему как другу
Хочется мне думать про него
Будто улетает он не к югу
А в долину детства моего
Пусть над нашей школой он покружит
Благодарный передаст привет
Пусть посмотрит, все ли еще служит
Старый наш учитель или нет
Мы его не слушались повесы
Он же становился все белей
Помню, как любил он у Бернеса
Песню все про тех же журавлей
Помню, мы затихли средь урока
Плыл в окошке белый клин вдали
Видимо надеждой и упреком
Служат человеку журавли
Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля ля-ля
Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля ля
Видимо надеждой и упреком
Служат человеку журавли
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
15