Конспект урока В.Короленко Парадокс


Цели:
Детальная работа с текстом, выяснение подтекста в очерке, анализ текста.
Развитие навыков анализа текста, умений работать со словом, выразительного чтения; самостоятельная деятельность обучающихся.
Воспитание терпимого отношения к людям.
Межпредметные связи: русский язык, толкование слов.
На доске слова: очерк, парадокс, феномен.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тема, цели, объем работы.
II. Слово учителя.
Сегодня у нас с вами еще одна встреча с произведением В.Г. Короленко «Парадокс». На первый взгляд всё в этом произведении лежит на поверхности, а на самом деле смысл этого произведения очень глубок. Попробуем сегодня разобраться, что к чему в этом произведении.
Прежде всего «Парадокс» – это очерк. Сам Короленко именно так определяет жанр своего произведения. Почему? Потому что очерк, по мнению самого автора, рисует и истолковывает жизнь, факты жизни.
После того, как мы поработаем с этим произведением, мы ответим на вопрос: «Почему все-таки Короленко назвал своё произведение очерком»?
Кроме этого, очерк называется «Парадокс».
Каково лексическое значение этого слова?
У вас в учебнике дано определение этого слова. Зачитайте.
А вот как дается определение этому слову в словаре Ожегова:
Странное, расходящееся с общепринятым мнение, высказывание, а так же мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
У Ожегова определение гораздо шире. И мне кажется, что трактовка Ожеговым слова-заглавия «Парадокс» здесь более подходит. Почему? В этом мы и будем сейчас разбираться.
А пока поговорим об общем впечатлении. (На дом заранее дано было задание прочитать текс очерка и запомнить самые первые мысли после прочтения).
Какие мысли, вопросы возникли у вас сразу же после прочтения произведения? (Если это вопросы, то они записываются на доске и по ходу анализа разбираются.)
А какое впечатление произвел на вас этот очерк? (Чувственное восприятие.)
Теперь поговорим о теме, идее, композиции «Парадокса».
Определяем тему. Вспоминаем, на какой вопрос отвечаем (о чем данное произведение?).
Определяем идею. (Что хотел сказать автор, над чем заставил задуматься?)
(Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. Вот как сам Короленко В.Г. говорит об этом: «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего счастья – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление. Только это я и пытался сказать своим парадоксом».)
Композиция очерка.
Вспомним, что такое композиция?
Всего 4 части, и идея очерка о предназначении человека словно «сшивает» все части, пронизывая «ткань» произведения.
Какую особенность в построении очерка вы заметили? (Очерк начинается и заканчивается одной и той же сценой, а именно, ловлей рыбы в бочке, но в последней сцене перед нами уже совсем другие мальчики.)
И сейчас мы будем выяснять, почему же они стали другими.
III. Анализ текста «вслед за автором».
Обратимся к тексту.
Зачитайте самые первые строчки.
Зачем здесь нужно это небольшое вступление? (Автор вводит в действие.)
Далее идет непосредственно описание всех последующих событий.
Зачитайте описание июньского дня.
Как вы думаете, прочитав эти строчки, какую картину мы можем представить? (Жара, все спряталось, очень тихо.)
Отражает ли это описание настроение детей? (Они ведут себя очень тихо, занимаются любимым делом.)
Зачитайте, чем они занимаются. Почему именно этим занимаются братья? (Они живут в мире фантазии, в ожидании чуда, бочка для них волшебная, правда жизни от них далека.)
Двор для них тоже привлекателен и загадочен. Почему? («Когда нам приедались впечатления реальной жизни, мы с братом удалялись в этот уединенный уголок..., ...тогда начинались увлекательнейшие приключения».)
А ваше впечатление от этого уголка? За счет чего достигается это впечатление? (Мы все видим реально, не глазами мальчиков.)
Назовите средства выразительности, которые использует автор, создавая облик двора.
Чем еще, кроме ловли рыбы, занимались братья?
Но больше всего они все-таки любили удить рыбу. Почему? (Новизна впечатлений, ожидание чуда, волшебная бочка была для них целым мирком.)
Итог по I части. (Дети не имеют ни малейшего представления о назначении жизни.)
И вот за ними пришел Павел.
Самостоятельная деятельность учащегося (далее СДУ). Индивидуальное задание, данное заранее на дом, для выполнения которого можно привлекать родителей.
Дайте характеристику Павлу.
Почему именно с приходом Павла исчезал мир фантазий? (Павел пришел из реальности, своими сверхреальными комментариями разрушал мир иллюзий.)
СДУ: После встречи с Павлом смогут ли дети вернуться к прежним развлечениям?
Итог по II части. (Обстоятельства, предшествовавшие той минуте, когда будет произнесен афоризм.)
А теперь поговорим об обитателях двора.
На кого из обитателей двора автор обращает особое внимание читателя и почему?
СДУ: Почему Короленко отмечает у полковника Дударева одну характерную деталь – курение трубки?
СДУ: Рассказать о появлении феномена. На какие детали внешности автор обращает внимание читателя?
Почему автор уделяет много внимания глазам феномена? (По ним можно определить отношение героя к человеку.)
СДУ: Сравнить описание феномена в очерке, на рисунке и своим собственным представлением. Есть ли разница?
Какую роль автор отводит пану Уляницкому? (Автор отмечает фальшивость его натуры, дети чувствуют эту фальшь.)
Вернёмся к феномену.
Что ещё мы узнаем об этом человеке?
СДУ: Чем удивляет и одновременно пугает Ян Залуский? Почему толпа охвачена брезгливым испугом? (Феномен чувствует людей, хорошо разбирается в их психологии. Пытается встать, ходить. Вынуждает пана Уляницкого дать монету. Говорит с Матвеем. Крестится. И везде автор говорит о глазах и о взгляде Яна Залуского. Такое ощущение, что глаза феномена живут какой-то своей отдельной жизнью. Ассоциируются с фильтром, через который феномен пропускает людей.)
Когда мы впервые услышали об афоризме?
Почему он выбрал именно детей, чтобы они прочитали афоризм-предсказание?
Итог III части. (Это не только афоризм, но и парадокс.)
В чем клянётся феномен полковнику Дудареву? Сдержал ли он эту клятву? Как это характеризует Яна Залуского?
А теперь давайте пофилософствуем.
Почему афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полёта» назван еще и парадоксом, то есть явлением, противоречащим здравому смыслу? (Много у самого феномена счастья? Он зарабатывает на своём уродстве, чтобы прокормить семью, вспомним старика нищего и девочку. Да, человек создан для счастья, «только счастье не всегда создано для него».)
А теперь вернёмся к определению Ожегова.
Почему же определение Ожеговым парадокса здесь более уместно? (Потому что и сам феномен – парадокс (второе значение слова).)
И почему В.Г. Короленко выбирает для своего произведения такой жанр, как очерк?
IV. Итог урока.
Написать ответ на вопрос: «Почему дети стали другими и перестали удить рыбу»?