«…Этот русский человек, человек несгибаемой воли…». Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»


План лекции
Тема:  «…Этот русский человек, человек несгибаемой воли…». Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Вид занятия: лекция-исследование с элементами практикума
Цель:
Дидактическая:
- познакомить студентов с историей написания рассказа,
- дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове,
- обучить умению анализировать произведение, показать роль детали в тексте,
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
- способствовать развитию исследовательских учебных действий.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию духовности;
- воспитать любовь к Родине и уважение к ее нелегкой судьбе,
- привить интерес к изучению русской литературы.
Методы и приемы:
I. По источникам знаний
Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение), с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой).
Наглядные:
Презентация, фрагменты х/ф.
Практические:
Анализ повести через «погружение в текст».
II.  По характеру познавательной деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Дидактические средства обучения: рассказ М.Шолохова «Судьба человека», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Судьба человека».
Междисциплинарные связи: история, культурология.
Литература:
1.Основная:
Ващенко А. В. Концепция послевоенного человека: Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. Шолохова «Судьба человека» // Россия и Запад: Диалог культур. Вып. 7. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 296 с. — ISBN 5-88091-114-4.
Лейдерман Н. Л. «Монументальный рассказ» М. Шолохова // Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика XX века. — Екатеринбург: 1996. — С. 217—245. — ISBN 5-7186-0083-X.
Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. — М.-Л., 1962.
Ларин Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Нева. — 1959. — № 9.
2.Дополнительная:
Р. В. Нехаев. К изучению в школе рассказа М. Шолохова «Судьба человека»Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова.– М.,1976.
Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. – М., 1995. 
Хватов А. Художественный мир Шолохова. – 3-е изд. – М.,1976.
Структура занятия лекции
1.Организационная часть.
1) Контроль посещения.
2) Готовность к восприятию занятия.
2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.
3.Актуализация опорных знаний студентов:
- назовите известные вам фамилии поэтов и писателей-фронтовиков;
- что вы знаете о М.Шолохове?
- с какими произведениями М.Шолохова вы знакомы?
4.Мотивация учебной деятельности студентов
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. (Речь пойдет о Великой Отечественной войне)
5.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание  и последовательность
План лекции:
История создания произведения.
Композиция произведения.
Биография Андрея Соколова.
Эмоциональные характеристики персонажей.
Образ Ванюшки.
Цветовые приемы в рассказе.
Анализ заключительного эпизода рассказа.
Лексический анализ произведения.
Содержание лекции
1. История создания произведения.
Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон». За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию.
В первый послевоенный год (1946) на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.
«Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье", - говорил писатель Е.Г. Левицкой. Почему рассказ посвящен именно ей?
Справка для учителя:
(Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.
Узнала М.А. Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую.
2. Композиция произведения
Что вы можете сказать о композиции этого произведения?
Для чего это нужно было автору?
(Автор пользуется особым композиционным приёмом - рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.) - В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, "простого советского человека".
Актуализация:
Что такое характер?
Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
Чтение отрывка из рассказа «Русский характер», который входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»
«Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
И в рассказе Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни...
Что такое судьба?
СУДЬБА
1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств
2.Участь, доля, жизненный путь.
3. Будущее, то, что случится, произойдёт.
4. Не придётся, не удастся сделать что-либо.
Мы видим слово судьба многозначное, в каком значении употребляется это слово в названии рассказа? (2)
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой?
Что смог сохранить в своей душе главный герой?
Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?
Об этом наш разговор сегодня.
3. Биография Андрея Соколова
Представляя читателю биографию Соколова, автор расставляет в ней такие временные этапы, которые позволяют увидеть основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?
Составление хронологии
Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.
Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).
Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
Май 1945 – встречает победу в Германии.
1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.
На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три части: до войны, война, после войны).
Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
ДО ВОЙНЫ «…Поначалу жизнь моя была обыкновенная…» .Отношение к жене детям. История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку.
- В чём же видит Андрей Соколов счастье?
Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно. «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».)
ВОЙНА « … На то ты и мужчина, на то ты и солдат…» . И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов:
- вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти,
- вот он поднимается, не желая умирать лежа,
- отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату,
- спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам.
Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя? (Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. Ответственность за других - убил предателя)
- побеждает в поединке с комендантом лагеря, (становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой").
Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером
 – Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия») – В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?  – Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?  – Меняется ли отношение фашистов к пленному?
 (Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? 
(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
- Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
( Мюллер — очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством).
Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом».
- Кто победил в этом поединке?
(В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря)
- Дороги ли нам его слова?
(Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе).
Обращение внимания на эпиграф к разделу «Война» « … На то ты и мужчина, на то ты и солдат…»
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» ЛЕЙТМОТИВ). 
- Совершает побег из плена.
Проблемный вопрос
С какой целью ввел Шолохов описание плена?
(Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»)
Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена?
(Стойкость, мужество, вера в победу, сила духа и т.д. С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Можно дописать в список положительных черт характера и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился «дарами Мюллера» со всеми)
4. Эмоциональные характеристики персонажей
Эпизоды Поведение Андрея
Прощание с женой на вокзале Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не
могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, - ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой...Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...
Отзыв о солдате И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо - и трудящую женщину, как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками, чтобы свой тощий зад прикрыть попышнее, чтобы хоть сзади на бабу был похож, и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много!
Во время контузии Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как? Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...
В плену в церкви Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, – думаю, – не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело – вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, – думаю, – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, – говорю, – держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку!
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».
Беседа с Мюллером Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубо-метра выработки – это много?» – «Так точно, – говорю, – герр комендант, много». – «А одного тебе на могилу хватит?» – «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется»
Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услыхал эти слова, – меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»
«За свою погибель и избавление от мук я выпью», – говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня».
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей».
При встрече с Ванюшей Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?»
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо. «Я – твой отец».
Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его, но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…
Как ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах
Персонаж рассказа Поведение
Христианин (богомольный) И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, – говорит, – осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Крыжнёв Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела».
А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, – говорит, – остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».
Взводный «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?»
Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев».
Доктор Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.
Комментарий учителя
Остался ли в плену Андрей Соколов? Ему пришлось возить «на опель-адмирале» немца-инженера в чине генерала армии, но, при первой же возможности, Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».
- Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
( Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях).
Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)
Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли родную хату»
Комментарий учителя: Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова  «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их. («Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?» А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе… Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!
Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже иным, прерывистым и тихим голосом:
– Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит).
Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)
И что же впереди?
Работа с текстом: «В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!»
ВЫВОД: Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий». И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб 9 мая 1945 г. От руки снайпера. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
Произошло ли это с Андреем Соколовым?
(Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика).
ПОСЛЕ ВОЙНЫ «… Вот и нашел я своего Ванюшку…». Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Словарная работа
- Что такое «ГУМАНИЗМ»? (Человеколюбие)
- В каких эпизодах он проявлялся наиболее ярко?
(Дележка хлеба в лагере; забота о ребенке)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Кто кого нашёл?
(Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: «глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!» Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое).
ВЫВОД: В этом проявляется сильный характер человека.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
(Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник)
Что получил Андрей Соколов, когда усыновил Ванюшку?
(Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на то, что не порвется связь поколений, не прервется связь времен.
Источником жизни стала для Соколова любовь к Ванюше. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»)
5. Образ Ванюшки
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали:
- «розовая холодная ручонка»,
- «глаза, светлые, как небушко», «как звездочки ночью после дождя».
- Каково  цветовое  значение  этого  образа? (Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,  непорочный,  неиспорченный  никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика. Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы (небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):  они выдают  и  авторское  отношение).
Андрей  Соколов, пройдя  через  войну,  потеряв    в  эти  страшные  годы  всё,  что можно было,  совершенно  опустошённый,  встречает  Ванюшку  с  ясными,  как  небушко,  как звёздочки,  омытые  дождём,  глазами.
- Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной). Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
- А кому важнее было обрести семью? (И Ванюшке и А. Соколову, они обрели Дом, и в этом их счастье!)
ВЫВОД: Ванюша противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова
6. Цветовые приемы в рассказе
А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы) ( Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны…)
Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так  жизнь побеждает смерть).
Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
Работа с текстом
В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.  ( Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.)
Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё  больше  и  больше  солнца,  блеска,  тепла    даруется  героям  рассказа.   Всё  больше  и  больше  мира  проникает  в  их  душу.  Жёлтый  солнечный  цвет  символизирует  наступающее  счастье)
Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но,  что  интересно, значимость этой пейзажной  зарисовки  мы  понимаем  только,    закончив  чтение. 
Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.
- Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?
(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах... 
- «Словно присыпанные пеплом» – то  есть какие, какого цвета? (Серые,  цвета  пепла)
- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) 
Таким образом цветовая деталь помогает  понять    состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
7. Анализ заключительного эпизода рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все). 
ВЫВОД. Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
Комментарий учителя. Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека.
«Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
8. Лексический анализ произведения
С точки зрения эмоциональной окраски, разговорную лексику можно поделить на:
1) ласкательные слова: доченька, дочурка, егоза, малыш, мальчуган  др.; 
2) иронически-ласкательные именные образования, смягчающие отрицательную окраску производящих слов: трусишка, глупыш, безобразинка и др.;
3) слова с уменьшительной оценкой: (березка, детишки, домик); 
4) слова пренебрежительные, выражающие презрение: актеришка, письмишко, бумажонка и др.;
5) слова, отражающие шутливое или ироническое отношение  к предмету речи: допотопный, кропать, стишки, развоеваться, баталия и др.;
6) фамильярно-грубоватые слова, в которых оттенок грубости сочетается с сочувственным отношением: шлепнуться (упасть), чмокнуть (поцеловать), отбарабанить (быстро ответить) и др.;
7) неодобрительно-грубоватые слова, в которых оттенок порицания выражен умеренно: огорошить (удивить), шушукаться (шептаться), искромсать (изрезать), околесица (чепуха) и др.;
8) интеллигентско-грубоватые слова, свойственные разговорной непринужденной интеллигентской речи, как правило, заимствованные и переосмысленные: урезонивать (останавливать, убеждать), сумбур (беспорядок), безалаберный (беспорядочный), беспардонный (нахальный) и др.;
9) слова, не выражающие никакой эмоциональной окраски, эмоционально неокрашенные, межстилевые: билетерша, вздремнуть, впрямь, вот-вот и др.
В основе языка Шолохова - современный русский литературный язык в органическом сочетании с народно-поэтической и живой разговорной речью народа.
Соколов - воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной разговорной.
Андрей использует пословицы: "табак моченый, что конь леченый". Он употребляет сравнения и поговорки: "как конь с черепахой", "почем фунт лиха стоит". Андрей - простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений: "он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты".
Использование Михаилом Шолоховым разговорной лексики очень показательно. Очень часто в его рассказе встречаются литературно-разговорные слова.
Рассмотрим одно из таких слов подробнее: "Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка "Беломора" совершенно размокла" - слово "стеганка", в толковом словаре дается с пометой "Разг.", ему дано определение: "стеганная ватная куртка, ватник", это слово является словом литературно-разговорным - может употребляться в различных сферах общения,  по тематике - это собственно разговорное слово, характеризующееся общей простотой и непринужденностью;
Эмоционально-экспрессивная разговорная лексика в произведениях М. Шолохова о войне и жизни русского народа, благодаря особенностям семантической структуры ее компонентов, является одним из важнейших средств создания выразительности речи, яркой характеристики действующих лиц, передачи их психо-физического состояния, правдивого отражения жизни и быта людей.
Очень часто в рассказе "Судьба человека" встречаются глаголы с приставкой по-, выражающие ограниченность длительности действия, такие слова, обычно, являются словами разговорно-бытовыми, используемыми в повседневном обиходном общении, например: попахивать,  посымать, пожевать, подохнуть, похрапывать, почуять и др. 
Зооморфизмы - существительные с яркой внутренней формой, эмоционально-экспрессивные существительные и изобразительные слова (паразит, гад, пузан, хлюст).
В предложении "А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют" встречаются два подобных слова - "гады" и "паразиты".
Слово "гад" использовано здесь в значении "отвратительный, мерзкий человек", а "паразит" - в значении "дурной человек, человек, совершивший плохой поступок": эти слова показывают отношение героя к врагам, характеризуя немцев в лагерях, избивающих Андрея Соколова и других его соотечественников для "разминки". 
Оба эти слова являются разговорно- бытовыми из-за своей ярко выраженной пренебрежительно-презрительной экспрессивной окраски.
Эмоционально-экспрессивные существительные с суффиксами субъективной оценки (хибарка, папенька,сынишка, глазенки, ручонка) выражают самые различные оттенки экспрессии, передают ряд эмоций и субъективных оценок (любовь, нежность, восхищение).
Слова, в которых эмоциональность проявляется на основе оценочности (жратва, сволочь, морда, хлюст), вызывают определенное эмоциональное отношение к названному субъекту, придавая ему обычно отрицательную эмоциональную окраску.
Рассмотрим фразу из текста: "Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и само собою, и комиссары были". В ней слово "сволочи" употреблено в значении "скверный, подлый человек, негодяй" (такое определение главный герой дает предателям, которые под страхом смерти выдают немцам нужных им людей), оно используется в ограниченной сфере общения, поэтому является разговорно-бытовым.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
"Сволочати" — по-древнерусски то же самое, что и "сволакивать". Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: "Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни".
Одна из версий происхождения слова "сволочи". В старину торговые суда часто перетаскивали из реки в реку по берегу, в месте, где наименьшее расстояние между ними. это место называлось "волочь". Т. к. караваны в этих местах были наиболее уязвимы, то возле каждой волочи, как правило, паслась шайка бандитов. Их и называли люди с волочи. Потом слово "люди" потерялось, осталось "сволочи", т. е. бандиты
Вот еще одна из версий происхождения этого слова. В Средние века на Руси сволочем называли человека, который собирал таможенные сборы и налоги с торгующих на рынках и базарах. При неуплате этот же человек волок провинившегося торговца к судье, где того и наказывали. Поэтому сволоч (ь) – изначально существительное мужского рода. Позднее слово сволочь уже стало собирательным понятим для сборщиков податей.
Другое происхождение слова "сволочь". Оно относится к мору скота. В деревнях выкапывали огромные ямы и сволакивали в них павший скот. После этого сжигали. Вот сволоченная в ямы павшая скотина и называлась сволочью. Еще было выражение "смердит аки сволочь".
Слова эти обычно имеют оттенок непринуждённости, экспрессивности, который свойственен разговорно-бытовой речи,  например: топай (в значении "идти, ходить вообще"), колотить (в значении "наносить побои, бить"), ржать (в значении "громко, несдержанно хохотать"), фыркнуть (в значении "посмеяться, усмехнуться, производя глухой отрывистый звук"), корыто (в значении "старое, негодное судно"), замутило (в значении "начало мутить, тошнить").
6.Обобщение и подведение итогов.
7. Домашнее задание. Письменно ответить на проблемные вопросы.
1. Как вы думаете, почему финал остался открытым?
2. Почему М.А. Шолохов не проследил судьбу Ванюши и Андрея Соколова?