Конспект НОД по экологии тема:Путешествие в лес 
Конспект занятия по экологическому воспитанию
« Лес - наше богатство»
Цель: Довести до сознания детей какую пользу приносит лес. Закреплять знания о многообразии растительного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека.
Предварительная работа: Рассматривание картин о лесе, чтение небольших рассказов о деревьях,  птицах, растениях. Экскурсии в лес, парк.
Пособие: Картинки с изображением леса. Диски со звуками леса.
Ход: Звучит музыкальная запись « Звуки природы: пение птиц».
Воспитатель читает стихотворение: «Хочешь знать , что значит лес?»
         Это сосны до небес, 
          Ели да осины, да кусты калины.
          Шелест листьев в синеве,
          Утром пенье птичек,
          И в некошеной траве
          Огоньки лисичек.
          Лес меняется , растёт
          Долгими годами,
          Всё живое в нём живёт, 
          Вечно дружит с нами…
Воспитатель: О чём говорится в этом стихотворении? ( ответы детей).
 В народе говорят : « Лес- наш зеленый друг» Почему? ( ответы детей). 
Кто живёт в лесу? ( звери, птицы). Да жизнь зверей и птиц невозможна без леса.
А что мы, люди ощущаем , когда гуляем в лесу? ( свежесть лесную). Молодцы.
Ребята давайте вместе с вами отправимся в путешествие в лес.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Посмотрите , как красиво кругом. Ребята, посмотрите кто-то сидит на пенечке и горюет.
Ой, давайте подойдем и узнаем. Что же случилось? 
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Я – Лесовичок!
У нас в лесу беда! Не слышно пенья соловья! Не цветут цветы! Вода в озере грязная! Лес  вырубают! Беда –то какая! А ведь без леса нельзя жить ! 
Воспитатель: Ребята , а вы любите лес, что вы знаете о лесе? ( ответы детей).
Стихотворение «Здравствуй лес,  дремучий».
1 реб.Здравствуй лес,  дремучий, 
Полный сказок и чудес. 
Ты шумишь  листвою
Ночью темной, грозовою? 
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой , не утаи. Ты же видишь, мы свои.
2 реб. Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое, Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет.
Тучка в небе проплывает.
3 реб. Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туман и роса.
Человек и время года- это все вокруг природа.
Воспитатель: Ну, ничего Лесовичок, ты не расстраивайся. Мы с ребятами тебе поможем.
Лесовичок: Ой, спасибо ребята! Давай  те я вам покажу свой лес.
Ребята за то, что вы такие добрые и отзывчивые, хочу рассказать вам одну легенду о лесе.
«Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык птиц , зверей и даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его рубили.
И деревьев стало так много , что людям негде было жить. И тогда царь земли лишил людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор люди рубят лес и не слышат жалобные стоны деревьев.»Воспитатель: Спасибо ,Лесовичок , тебе за легенду. Ребята , а скажите мне какова роль леса в природе? ( ответы детей). Почему горят леса?
Дети:  Потому что люди плохо тушат костры.  
Воспитатель:  А знаете ли вы , какое дерево вырастает одним из первых на месте пожарища?  ( береза).
В старинной русской песне о березе есть такие слова: « Первое дело- мир освещать, второе дело- скрип утишать, третье дело- чистоту соблюдать». А вы знаете , почему так говорят? 
Длинными березовыми щепками – лучинами- освещали избы. А от скрипа колёс помогал ДЕГОТЬ из березовой коры. А берёзовые веники помогали соблюдать чистоту.
Воспитатель: Как спасти лес ? 
Дети: Нужно знать правила поведения в лесу.
Правильно. Мы с вами должны запомнить правила поведения в лесу.
Правила: 1. В лесу нельзя громко кричать. 2. Нельзя разжигать костер. 3. Нельзя разорять гнезда.4.Нельзя рвать цветы, ломать ветки.5. Включать громкую музыку.
6.Нельзя бросать мусор.
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Можно и нельзя».
Игра «Можно и нельзя».
Нельзя:                                                                            Можно:
1. Нарушать тишину.                                      1. Сажать деревья.                      
2. Разорят птичьи гнёзда.                               2. Убирать сухие ветки
3. Ловить насекомых.                                     3. Устраивать заповедники.                
4. Разводить костер.                                       4.Собирать ягоды и грибы…
5.Разбрасывать мусор.                                   
6. Ломать ветки и деревья.
7.Стрелять птиц
8. Рвать цветущие растения.
Воспитатель: Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным. Лес хорош в любую погоду. 
Весной –он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц.
Летом- насыщен ароматом цветов и спелых ягод.
Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами.
Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей.
Лесовичок: Молодцы ребята. Сразу видно, что вы знаете много о лесе. 
Воспитатель : Ребята , а какие вы вообще знаете деревья?( дуб, береза, клен, осина, рябина, ель и т.д.) 
Лесовичок мы хотим загадать тебе загадки?
1ребенок :Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, 
Не боюсь не гроз , ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок. (дуб).
2ребенок:  Стоит Аленка – платок зеленый, 
Тонкий стан, белый сарафан. ( береза).
3ребенок:  Её всегда в лесу найдешь-
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая , как еж,
Зимою в платье летнем. ( ель).
 Воспитатель: Молодец Лесовичок, все загадки отгадал.
Лесовичок: Ребята я вам тоже приготовил загадки:
1. Дышит, растет
А ходить не может. ( растение)
2. Вдоль лесных дорожек.
 Много белых ножек.
 В шляпках разноцветных.
 Издали приметных.
Собирай , не мешай! Это…. ( сыроежки).
3. Не опята , не маслята.
   И не белые грибы.
   Ходим в шляпках мы приятных.
Там , где сосны и дубы. ( рыжики).
 4. Застрекотав , остановиться, 
    Уже не может эта птица,
    И говорят про болтуна, 
   Что он стрекочет , как она… (сорока). 
  5. Всех должно быть птах шустрей .      Вездесущий …( воробей).
6. Кто без нот и без свирели. Лучше всех выводит трели,
    Голосистей и нежней? Кто же это? ( соловей).
Лесовичок : Хорошо  ребята! Все загадки отгадали. А теперь мы с вами поиграем 
в игру « Угадай листочек». Я посмотрю как вы знаете деревья?
Игра «Угадай листочек»
Лесовичок: Ой, ребята , я уже спокоен ,что лес в надежных руках. 
Воспитатель: Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие. Все вы молодцы и отлично справились с заданиями. 
Мы – хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее – наша главная цель. Земля такая маленькая! Давайте ее беречь.
Воспитатель: Давайте будем
Беречь планету- Во всей Вселенной
Похожей нету. Во всей Вселенной Совсем одна.
Что бедет делать Без нас она?