Внеклассное мероприятие по химии на тему: Кто хочет стать химиком?

62









Внеклассное мероприятие по химии

«Кто хочет стать химиком?»













Учитель: Айтжанова Ж.М.
Классы: 9 «Б», 9 «Г», 9 «В»

«Кто хочет стать химиком?»
Цель: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии, заинтересовать учащихся предметом, развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать, помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
компьютер, презентация “Своя игра”;
растворы: Na2SO4, H2O, KCl, NaCl, KNO3, CuSO4, Na2CO3, K2CO3, CuO, BaCl2, AgNO3, NaOH, HCl;
ручка, тетрадь, калькулятор, таблица растворимости и таблица Д.И. Менделеева.
Правила игры
В викторине принимают участие три команды по пять человек, которые, пользуясь приведенной ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.
Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает учитель. Если команде выпадает «кот в мешке», то эта команда должна передать право ответа на вопрос другой команде по желанию. Если кому-то из команд выпадает «командный вопрос», то все команды должны выполнить это задание.
В викторине используется презентация, которая позволяет открыть вопрос, а затем соответствующий ему ответ. Учитель нажимает на гиперссылку, раскрывается вопрос. Нажимая на слово «ответ» можно проверить правильность ответа. Так же при помощи, управляющей кнопки можно вернуться к слайду с вопросами. В викторине побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход мероприятия.
Учитель объясняет игрокам правила и ход игры.
Схема викторины.
Строение вещества
10
20
30
40
50
60
70

Подгруппа кислорода
10
20
30
40
50
60
70

Качественные реакции
10
20
30
40
50
60
70

Химические загадки
10
20
30
40
50
60
70

Разное
10
20
30
40
50
60
70

Каждый, кто имеет представление о науке химии, знает, что ее неотъемлемой частью является химический эксперимент, который развивает химическое мышление и способствует усвоению химии.
Поэтому в рубрике «Качественные реакции» Вам предстоит распознать вещества с помощью характерных химических реакций (качественных) и записать уравнения реакций в свете теории электролитической диссоциации.
После окончания игры подводятся итоги, и учащиеся награждаются поощрительными призами.
У меня дурная слава: я - известная отрава. Даже имя говорит, что я страшно ядовит. ...(мышьяк)
Вопросы:

Вопросы

Ответы


Строение вещества

1
Как называется способность атомов одних
элементов оттягивать на себя электроны
от атомов других химических элементов
при образовании связи?
1

Электроотрицательность

2
Какая называется связь, которая образована атомами отличающимися друг от друга
по электроотрицательности?
2
Ионная


3
Какой из химических элементов обладает наибольшей электроотрицательностью?
3
Фтор


4
Какой вид связи в молекуле воды?
4
Ковалентная полярная

5
Какой из перечисленных элементов имеет наименьшую электроотрицательность:
натрий, кислород или цинк?
5
Натрий


6
Какую кристаллическую решетку имеют: O2, Cl2, N2, H2?
6
Молекулярная кристаллическая решетка

7
Какие частицы участвуют в образовании связи?
7
Электроны

Подгруппа кислорода

1

Назовите аллотропную модификацию кислорода.
1
Озон

2
Назовите твердое кристаллическое вещество
желтого цвета, нерастворимое в воде и водой не смачивается.
2
Сера


3
Как называется раствор серного ангидрида SO3 в серной кислоте?
3
Олеум

4
Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде.
4
Сероводород

5
Как называется реакция взаимодействия веществ с кислородом?
5
Окисление (горение)

6
Как правильно нужно разбавлять серную кислоту с водой.
6
Сначала вода, потом кислота,
Иначе случится большая беда!

7
Как можно получить кислород?
7
При разложении твердого
перманганата калия,
пероксида водорода Н2О2,
хлората калия KClO3, воды.

Качественные реакции

1
«Кот в мешке» Найдите в строке Li, Na, Mg лишний элемент и объясните, почему так считаете.
1
Mg – элемент IIгруппы А подгруппы


2
В одной пробирке находится раствор гидроксида натрия, а в другой – соляная кислота Как можно распознать эти растворы?
2
Индикатор

3
В одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.
3
KCl + AgNO3 AgCl + KNO3
Cl- + Ag+ AgCl


4
В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, а в другой – вода. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.
4
Na2SO4 + BaCl2 BaSO4+ 2NaCl
SO42- + Ba2+ BaSO4


5
В одной пробирке находится раствор сульфата меди, а в другой – нитрат калия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.
5
CuSO4 + 2NaOH Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu2+ + 2OH- Cu(OH)2


6
В одной пробирке находится раствор нитрата калия, а в другой – карбоната натрия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.
6
Na2CO3 + 2HCl 2NaCl + CO2+ H2O CO32- + 2H+ CO2+ H2O


7
В одной пробирке находится раствор сульфата натрия, другой – карбоната калия, а в третьей – хлорида натрия. Как можно распознать эти растворы? Напишите уравнения соответствующих реакций.
7
Na2SO4 + BaCl2 BaSO4+ 2NaCl
SO42- + Ba2+ BaSO4
K2CO3 + 2HCl 2KCl + CO2+ H2O
CO32- + 2H+ CO2+ H2O


Химические загадки

1
Я, газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный. Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду.
1
Водород

2
Он повсюду и везде: В камне, в воздухе, в воде – Он и в утренней росе, И в небес голубизне.
2
Кислород

3
Большую роль играю в жизни, В атмосфере содержусь, В воде почти не растворяюсь, Своей инертностью горжусь.
3
Азот

4
Если я свечу во тьме – То я белый. Если в школе в порошке – То я красный.
4
Фосфор

5
В минеральной воде я бурлю. В топочном газе летаю. Растениям пользу несу, Огонь затухать заставляю.
5
Углекислый газ

6
Я всюду есть - но понемножку. Черню серебряную ложку; Когда испорчено яйцо, Я тоже сразу налицо, Я отбиваю аппетит И очень сильно ядовит.
6
Сероводород

7
В печи однажды прокалят Аммония нитрат. Теперь я газ. Прощай, нитрат! Признаться, я не рад Но ни людей, ни печь я в этом не виню; Наоборот, развеселю и даже опьяню!
7
Веселящий газ – N2O

Разное

1
Назовите самый распространенный элемент на Земле.
1
Кислород


2
Какую высшую степень окисления
имеет азот? Почему? Приведите пример.
2
+5 N2O5

3
«Кот в мешке» В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?
3
Алюминий


4
Как называются соли, содержащие кислотные остатки с незамещенными атомами водорода, например, Ca(HSO4)2?
4
Кислые


5
Какие это оксиды CO, N2O, NO?
5
Несолеобразующие оксиды

6
Какой металл придает нашей крови красный цвет?
6
Железо


7
«Командный вопрос» Физиологический раствор, применяемый в лечебной практике для внутреннего вливания, представляет собой 0,95%-й раствор хлорида натрия. Сколько необходимо соли и воды (по массе) для приготовления 1,5 кг этого раствора?
7
14,25 г. соли и 1485,75 г. воды















Оценочный лист


Команды
Конкурс
«Строение
В™ва»
Конкурс
«Подгуппа кислорода»
Конкурс
«Качественные реакции»
Конкурс
«Хим.Загадки»
Конкурс
«Разное»
Игра со зрителями
Итог

ХИМИКИ






























































АЛМАЗ






























































КИСЛОТА



















































































15