Статья Использование информационно-компьютерных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе.
Использование ИКТ для детей с ОВЗ в учебном процессе.
В современном обществе стремительно развивается наука и техника, создаются новые технологии, которые в корне меняют жизнь людей. Также и методика работы в начальной школе за последние годы претерпела серьёзные изменения и отказалась от общепринятых моделей и форм обучения и воспитания.
В современных условиях школы учебный процесс перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Важной тенденцией современного обучения рассматривается переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ).
Эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и учащегося в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
В 2013 году МБОУ СОШ №42 приобрела статус стажировочной площадки для детей с ОВЗ и, в связи с этим, школа была модернизирована новейшим информационным оборудованием: ноутбуки для учеников, интерактивные доски, системы для голосований, документ- камеры, МФУ установки для работы с раздаточным материалом. Система опти- мьюзик, оборудование для сенсорной комнаты работы логопеда и психолога. Это оборудование используется для работы в классах интегрированного и инклюзивного обучения.
С помощью ИКТ в нашей школе решаются следующие дидактические задачи:
Индивидуализация работы самого учителя.
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.
Усиление мотивации к обучению учащихся
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
Самостоятельное ознакомление с новым материалом в индивидуальном темпе.
Использование различных виды сетевой работы: тестирование, передача файлов, обмен информацией «ученик-учитель».
Находить необходимую информацию в сети Интернет.
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.
С приобретением интерактивной доски (ИД) у нас появилась возможность использовать всевозможные тренажёры для отработки навыков учащихся. Благодаря наглядной форме, дети быстро осваивают это техническое средство обучения, даже те из них, кто не имеет опыта работы с ПК. ИД снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свою неуверенность перед выполнением заданиях. Дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Работу с интерактивной доской можно использовать на разных этапах урока. На уроках ИД используется, как тренажёр для отработки орфографических навыков.
При использовании документ-камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, учебные объекты, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у обучающихся с ЗПР на порядок выше, чем при демонстрации тех же материалов в натуральном виде.
Документ-камеру мы используем на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает формирование исследовательских навыков у детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности. На уроках русского языка, математики и литературы использование документ - камеры возможно на всех этапах. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки.
Система интерактивного голосования является средством контрольно-оценочной деятельности, которая открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоёмком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчётов о проведённой работе.
Процесс использования прост: учитель раздает пульты голосования ученикам, демонстрирую им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте
( выбирая вариант ответа), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их в форме таблицы или гистограммы, которые позволяют выявить не только уровень знаний каждого ученика, но и моментально оценивать, какие темы вызывают наибольшую сложность. В таком отчёте, отображённом на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, я вижу, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с ограниченными возможностями здоровья с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.
В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий;
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;
- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.
Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры подобранные мной позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
1. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
2. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.
4. Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений.
5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
6. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул.
Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.
8. Дети дольше сохраняют работоспособность, меньше утомляются.
9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Внедрение компьютерных технологий облегчит специалистам работу по коррекции нарушений, поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.
Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.
Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки в коррекционных классах. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы (автоматическая проверка). Наш опыт работы подсказывает, что обучение с использованием ИКТ кажется ученикам наиболее интересным и полным (много наглядности, разнообразная интересная работа).
Несмотря на то, что интегрированное и инклюзивное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.