Программа Коррекция развития познавательных процессов


ГУ «Станционная средняя школа отдела образования
акимата Карасуского района»
Программа
Коррекция развития познавательных процессов
Автор составитель: Мельникова Д.С.
ст. Койбагор
1. Пояснительная записка

Государство гарантирует любому ребенку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования. Процесс обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе требует большего внимания и со стороны администрации и со стороны педагогов, родителей. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов – вот важное звено в решении
вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках учебно-воспитательного
процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей,
так и их сверстников с отклонениями в развитии.
Именно поэтому программа коррекционной работы актуальна для нашей школы.
Согласно Стандарту, данная программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории
с целью освоения Образовательной программы.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи таким детям;
- возможность освоения детьми с ОВЗ Образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
- систему комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей.
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. К числу основных условий относятся:
- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;
- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных);
- объединение усилий педагогов в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ;
- расширение перечня педагогических услуг детям и родителям;
- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель.
2. Разделы:
2.1. Обучение в общеобразовательных классах по программам специальных образовательных учреждений.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек.
Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие
наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в
целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке. Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью.
Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.
Большую роль в этом играет грамотный отбор учебных планов, образовательных программ, учебно-методических и дидактических комплектов.
Алгоритм составления интегрированного
календарно-тематического планирования
♥ Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.
♥ Определение регионального и валеологического компонентов.
♥ Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.
♥ Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.
♥ Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.
♥ Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному
материалу тем по предмету.
♥ Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного
интегрированного класса.
♥ Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагоги-
ческой поддержки.
♥ Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.
Поурочное планирование базируется на учебном плане образовательного учреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части.
Календарно-тематическое планирование
для 4 коррекционного класса
№ Тема Кол-во часов Содержание занятий Дата
1. Вводное занятие 1 Знакомство, психогимнастические игры и упражнения. 3.09
2 Занятия диагностического блока 6 Методика «Завершение рассказа», методика изучения уровня внимания.
Проективные тесты-рисунки
«Несуществующее животное», «Мой класс», социометрическая методика. 2.1 Диагностика познавательных
процессов (в начале и в конце года) 3 5.09
10.09
12.09
2.2 Диагностика эмоционально-
личностной сферы (в начале
и в конце года) 3 17.09
19.09
24.09
3 Коррекция познавательных процессов 4 Игры: «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Запретный номер».
Игры: «Разведчики», «Запомни предметы»
Игры: «Определи Игрушку», «Графический диктант»,
«Путаница», «Корректурная проба». 3.1 Развитие произвольного внимания и поведения. 1 26.09
3.2 Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль. 1 1.10
3.3 Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. 1 3.10
3.4 Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. 1 8.10
4. Развитие мнемических способностей 4 Игры и упражнения: «Имена», «Геометрические фигуры».
Игры и упражнения: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова». 4.1 Развитие механической зрительной и слуховой памяти. 2 10.10
15.10
4.2 Обучение способам эффективного запоминания. 2 17.10
22.10
5. Мыслительные процессы и зрительно-моторная координация 8 Игры и упражнения: «Пять цыплят», «Кто что делает?», «Танграм», «Геометрические фигуры»
Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик».
Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот».
Игры и упражнения: «Лишнее слово», «Продолжи ряд», «Разложи рисунки». 5.1 Логическое и понятийное мышление. 2 24.10
29.10
31.10.
12.11
5.2 Установление причинно-следственных отношений 2 14.11
19.11
5.3 Обобщение и нахождение противоположностей. 2 21.11
26.11
5.4 Анализ, сравнение, классификация, обобщение. 2 28.11
3.12
6. Развитие воображения, восприятия 4 Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек»,
«Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». 6.1 Развитие зрительного восприятия. 2 5.12
10.12
6.2 Развитие творческого воображения. 2 12.12
18.12
7. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Учимся дружить и сотрудничать 5 Игры «Волшебный стул», «Паутинка».
Игра «Собираемся в путешествие».
Игра «Слон»
Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)»
Игры: «Необитаемый остров», «Строим дом». 7.1 Качества, важные для общения. 2 19.12
20.12
7.2 Какие мы в общении? 1 24.12
7.3 Правила дружбы. 1 26.12
7.4 Девчонки+мальчишки=? 1 9.01
7.5 Мы – дружная команда. 1 10.01
8. Внимание 6 Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности. 8.1 Диагностика внимания 1 Упр. на развитие внимания:
«Летает - не летает», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы».
Тест «Корректурная проба» 14.01
8.2 Произвольное внимание 1 16.01
8.3 Устойчивость внимания 1 21.01
8.4 Умение работать по инструкции 1 23.01
8.5 Внимательность 2 28.01
30.01
9 Память 6 Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение).
Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем».
Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилий 9.1 Диагностика памяти 2 4.02
6.02
9.2 Зрительная память 1 11.02
9.3 Слуховая память 1 13.02
9.4 Осязательная память 1 18.02
9.5 Зрительно-моторная координация 1 20.02
10. Мышление 7 Групповые методики диагностики мышления.
Игры (тренинг разных видов мышления):
«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай
предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». Упр. на выделение существенных признаков, обобщение, сравнение, классификацию 10.1 Диагностика мышления 1 Игры: «Найди путь», «Составь план (класса, своей квартиры, комнаты)», «Найди предмет по инструкции».
Упр. на развитие моторики (рисование петельками, штриховка, обведение контура без отрыва карандаша).
Игра «Муха» на развитие ориентировки.
Графические диктанты.
Методика опосредованного запоминания. 25.02
10.2 Развитие наглядно-образного мышления 1 27.02
10.3 Развитие словесно-логического мышления 1 4.03
10.4 Умение классифицировать 2 6.03
11.03
10.5 Умение обобщать 2 13.03
18.03
11. Зрительно-моторная координация 6 11.1 Развитие
пространственных представлений 2 19.03
1.04
11.2 Развитие мелкой моторики 1 Рисование двумя руками одновременно.
Графические диктанты.
Игры «Расшифруй слова»,
Зашифруй текст», «Найди путь»
Игры «Найди окошко для фигуры», «Копирование точек»,
«Составь предмет из геометрических фигур»,
«Кляксы», «Необычные рисунки».
Проведение диагностического исследования 3.04
11.3 Ориентировка на листе бумаги 2 8.04
10.04
11.4 Навыки самоконтроля 1 15.04
11.5 Волевая сфера 6 11.6 Развитие произвольности 2 17.04
22.04
11.7 Работа по правилам 2 24.04
29.04
11.7 Навыки самоорганизации 2 6.05
8.05
11.8 Развитие воображения, восприятия 1 13.05
11.9 Развитие зрительного восприятия. 1 15.05
11.10 Развитие творческого воображения 1 20.05
12. Итоговые занятия 1 22.05