Технологическая карта организованной учебной деятельности. Тема: В гостях у весны.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Группа: Старшая
Образовательная область:
Тақырып- Тема: В гостях у весны.
Цель Закреплять знания детей о характерных признаках весны. Учить слушать, понимать и правильно отгадывать загадки.Развивать и обогащать разговорную речь, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Расширять представления об окружающем. Воспитывать любознательность и любовь к живой природе.
Предварительная работа и подготовка к ОУД: Рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, разучивание стихотворений, примет о весне, беседы по теме, наблюдение сезонных изменений в природе.
Билингвальный компонент: Март – наурыз,
Апрель – сәуір,Май – мамырХод
Воспитатель:Я раскрываю почки.
В зеленые листочки
Деревья одеваю.
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня
Дети: Весна
Воспитатель: Мы с вами ждали весну? Вот она и пришла. Весна нас приглашает в гости . Посмотрите, как ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. А с чего ещё начинается весна?
Дети: Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной прилетают перелетные птицы.( Дети выкладывают приметы весны на фланелеграф и комментируют ответ.)(Появляется весна)Весна : Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. У весны – матушки три весенних месяца.
«Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним апрель –
Отвори окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!»
О каких весенних месяцах здесь идет речь?
Дети: Март – Наурыз,
Апрель – Сәуір,
Май – Мамыр.
Весна: Март – Наурыз – первый весенний месяц. В Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы подснежники, мать-мачеха. Вся наша природа оживает, выходит из глубокого зимнего сна. В народе о весне говорят так: «Идет матушка – весна, отворяй ворота».
Апрель – Сәуір – второй месяц весны. Уже бегут ручьи. Реки и озера просыпаются ото сна. Вся природа оживает. На деревьях набухают почки, на проталинках появляются первые подснежники. Уже можно увидеть первых насекомых. Прилетели скворцы и жаворонки.
Май – Мамыр – третий месяц весны. Май – праздник весны, самый теплый месяц. Снега нет, все вокруг цветет и зеленеет. Прилетели все перелетные птицы, поют и беспокоятся, строят гнезда. Вся природа цветет, благоухает, радуется приходу весны!
Ребята, вспомните, какие пословицы, и поговорки о весне вы знаете.
Дети: Грач на горе- весна на дворе.
В марте вода – в апреле трава.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Вода с гор потекла, весну принесла.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Апрель с водою, май с травою.
Длинные сосульки- к долгой весне.
Весна: Молодцы,я вас приглашаю в дружный хоровод.
Хоровод «Как весна с зимою»
Как весна с зимою повстречалися.
Как зима с весною распрощалися.
Ай, люли – люли, повстречалися.
Ай, люли – люли, распрощалися.
Как весна ручьями разливалася,
Как весна цветами распускалася.
Как вставало солнце красное.
Как светило людям оно ласково.
Как весну мы славим за её дела.
Слава ей, что нам она тепло дала.
Весна :Присаживайтесь на полянке и поиграем в игру
Игра «Вопрос – ответ»
Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
Что в небе легкое, белое, пушистое? (облако).
Что весной греет, светит, припекает? (солнце).
Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька).
Что весной темнеет, тает, убегает? (снег).
Что весной бежит, журчит, поет? (ручей).
Весна: Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?
Дети:
1 Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Алексей Плещеев
2Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Самуил Маршак.
Весна: Послушайте голоса моего весеннего леса.(Запись звуков природы "Голоса весеннего леса".)
Весна: Что вы слышали?
Дети: Звонко поют птицы.
Весна: Где и когда так поют-заливаются птицы?
Дети: В лесу весной до появления птенцов.
Весна: Голоса каких птиц вы узнали?
Дети: Соловей, дятел.
Весна: Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Скворцы, грачи, ласточки, гуси…
Весна: Кто возвращается первым в родные края?
Дети: Грачи.
Весна: Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны.
Весна: А кто из птиц прилетает последний? Почему?
Дети: Ласточки, стрижи; когда появляются насекомые.
Весна: Чем сейчас занимаются птицы?
Дети: Строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.
Весна: Птицы приносят большую пользу. Питаясь насекомыми, помогают людям сохранить леса, поля, сады и парки. Нас радует их ловкий и быстрый полет, они дарят нам ощущение свободы и красоты, чарующие звуки трелей.
Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы».
( Дети называют птиц и прикрепляют их на деревья .)
Весна: Когда снег еще полностью не растаял а тут уже цветы появились. Эти цветы такие красивые ,душистые. Как мы называем цветы , которые расцветают первыми?
Дети: Первоцветы.
Весна: А подснежник, это какой цветок?
Дети: Первоцвет
Весна: Молодцы ,ребята! Сейчас я вам расскажу немного о них.
(Слайды.)
В лесу ,когда земля еще не полностью освободилась от снега, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. Поэтому они так и называются- подснежники. Стоят они недолго и быстро вянут. Расцветает много травянистых растений. Одно из них мать – и –мачеха , цветущая по краю оврагов и по холмам. Желтая головка похожа на одуванчик ,цветочные побеги (стебли) покрыты желтоватыми чешуйками. С этими свойствами связано название растения: одна сторона листа как наши мамы теплые ,согревают ,а другая сторона как мачеха холодом отдает. Мать-и-мачеха-это лекарственное растение.
В середине мая расцветает одуванчик. Это тоже лекарственное растение. Соком одуванчика смазывают мозоли , бородавки . Из листьев одуванчика делают салаты. Когда цветы одуванчика отцветают, образуется пуховый шарик.
В лесу наше внимание привлекает ландыши своим сильным ароматом. Сильный аромат крохотных цветков может вызвать головную боль. Поэтому дома их держать нельзя. Цветы ландыша напоминают форму маленьких, белых колокольчиков. После окончания цветения появляются плоды ландыша- это мелкие , красные ягоды. Их кушать нельзя. Все части ландыша ядовиты. Несмотря на это ландыш- лекарственное растение.
Название медуница дана этому цветку из-за обилия меда-сладкого нектара в ее цветках. Медуница растет в лесу, они любят влагу. Цветут они с начала мая до июня.
Игра пальчиками.
Вырос высокий цветок на поляне,Утром весенним раскрыл лепестки.Всем лепесткам красоту и питаньеДружно дают под землей корешки.
Весна: Чему вы можете научиться у природы?
Ребёнок читают стихотворение В. Орлова «Живой букварь природы»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок — терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ну а весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Весна: Вот и пришла пора нам прощаться, в детский сад вам нужно возвращаться. На память о нашей встрече давайте все вместе сфотографируемся.
Литература:
1. Г.Я. Затулина « Конспекты комплексных занятий по развитию речи». М.: Центр Педагогического образования, 2009г.
2. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». М.: Скрипторий – 2003, 2006г.
3. И.Я. Лыкова, В.А.Шипунова «Народный календарь: весна – красавица». М.: Цветной Мир, 2013г.