Коррекция нарушений чтения у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи

Коррекция нарушений чтений у учащихся
с тяжелыми нарушениями речи

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.
Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др.
Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормативы. В общем-то, умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.
Для учащихся с ТНР характерны определенные трудности в запоминании речевого материала. Читая предложение, особенно если оно сложное, ученик к концу чтения забывает начало. Имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Нередко случайные ассоциации активизируются в результате совпадения внешне сходных моментов (например, название текста, одинаковые имена героев), поэтому фрагмент текста перестает быть частью целого и становится исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко от содержания текста.
Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической зоркости полезно использовать зрительные диктанты.
Как вид работы зрительные диктанты проводятся на уроке русского языка в процессе орфографической пятиминутки. С целью достижения желаемого результата следует выполнять ряд рекомендаций по проведению этого вида работы. А именно:
1. Диктант выполняется регулярно на каждом уроке русского языка в течение 2-3 месяцев, длительность проведения этого вида работы на уроке не превышает 5 минут. В течение учебного года этот приём можно повторять 2 или 3 раза.
2. Речевым материалом диктантов является одно предложение с постепенным увеличением количества букв (знаков) в нем на 1.
3. На начальном этапе работы объем предложения составляет минимальное количество букв, конечный этап – максимальное. Речевой материал создается с учетом особенностей учащихся. их информированности об окружающей действительности, а также с учетом изучаемых и (или) уже пройденных орфографических правил. Для детей, которые не могут уложиться в положенный срок, материал предложения дробится.
4. предложение, записанное на доске, прочитывается учащимися с установкой на его запоминание. Время открытой экспозиции устанавливается учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, но не более 12-15 секунд. Количество времени открытой экспозиции необходимо постепенно сокращать.
5. В случае если ученики не запоминают содержание предложения, учитель открывает его еще раз для повторного зрительного восприятия.
6. Если отдельные ученики не запоминают речевой материал, учитель предлагает его только им, на индивидуальной карточке, или разрешает «подсмотреть», если предложение записано на доске.
7. После окончания работы предложение на доске открывается и школьники сверяют свои записи.
8. Если многие ученики не запоминают или ошибочно воспроизводят предложение, то учитель включает это предложение в работу на последующих уроках, пока полностью все ученики не воспроизведут предложение верно.

Материал для проведения зрительных диктантов
Вариант 1
1. Тает снег. (8 букв - 10 секунд)
2. Идёт дождь. (9-10)
3. Небо хмурое. (10-10)
4. Коля заболел. (11 - 10)
5. Запели птицы. (11 - 10)
6. Трещат морозы (12 - 11)
7. Гудят провода. (12 - 11)
8. Я ищу землянику. (13-12)
9. В лесу росла ель. (13 - 12)
10. Наступила осень. (14 - 12)
11. Дни стали короче. (14-12)
12. В лесу много берёз. (15-13)
13. Прилетел скворец. (15-13)
14. Наша Родина - Россия. (16-15)
15. Весело бегут ручьи. (16- 14)
16. Вдруг набежала туча. (17-15)
17. Дятел долбил дерево. (17-15)
18. Я хочу посадить цветы. (18-16)
19. Иней запушил деревья. (18-16)
20. Без воды цветы завянут. (19-16)
21. Пролетело жаркое лето. (19-16)
22. На ветвях заснули птицы. (20 - 15)
23. Около дома посадили ель. (20 - 15)
24. Федя решал задачу у доски. (21-15)
25. У Лены в косах синие ленты. (21 - 15)
26. В лесу громко стучал дятел. (22 - 14)
27. Дождь смыл грязь с крыльца. (22 - 14)
28. Мальчик подарил маме цветы. (23 - 13)
29. Зимой река покрылась льдом. (23 - 13)
30. Дежурные стёрли пыль с доски. (24 - 13)
31. В огород забрались цыплята. (24 - 13)
32. Небо покрылось серыми тучами. (25 - 12)
33. С ветки на ветку прыгала белка. (25 - 12)
34. Моя сестра работает на фабрике. (26 - 12)
35. Дождевые капли падали на землю. (26 - 12)
36. Мы поставили в вазу букет цветов. (27 - 12)
37. Поля покрылись пушистым снегом. (27 - 12)
38. У крыльца кружит стайка воробьев. (28 - 11)
39. Спрятались в норы лесные зверьки. (28 - 11)
40. Марина налила Мурке миску молока. (29 - 11)
41. Сильный мороз сковал воду на речке. (29 - 11)
42. Деревья украсились хлопьями снега. (30-11)
43. Тетя Вера работает на часовом заводе. (31-10)
44. Мы укрылись от дождя под мохнатой елью. (32 - 10)
45. Школьники готовятся к празднику книги. (33-10)
46. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34 - 09)
47. Дятел долбил дерево своим крепким клювом. (35 - 09)
48. Ветер бросал листья на дорожку сада. (36 - 09)
49. По дорогам и оврагам побежали звонкие ручьи. (37 - 08)
50. На берегу моря раскинулся молодёжный лагерь. (38 - 08)
51. По полям и долинам дождик хлынул проливной. (38 - 08)
52. Берёзовая роща звенит весной от птичьих песен. (39 - 08)
53. Молния бьёт в одинокие или большие деревья. (40 - 08)
54. На уроках труда мальчики чинят школьную мебель. (40-08)
Вариант 2
1. Выросли волнушки прямо на тропинке. (30 - 12)
2. На ветвях высокой ели затаилась рысь. (31 - 12)
3. Дядя Игорь работает на стройке в селе. (31 -11)
4. Не забывай почистить зубы и перед сном. (32 - 12)
5. Осень позолотила ветви дубов и клёнов. (32 - 11)
6. Земляника любит расти на опушке леса. (33 - 11)
7. У нас в чулане жили два маленьких лисёнка. (34 - 13)
8. Мохнатые снежинки закрутились в воздухе. (35 - 13)
9. В пушистый снег зарылись маленькие ёлочки. (36 - 13)
10. По календарю ноябрь - последний месяц осени. (36 - 14)
11. Брат с сестрой каждый день убирают квартиру. (37-14)
12. Не загрязняйте улицы объедками или бумагой! (37 - 14)
13. По широкой аллее сада мы подошли к опушке рощи. (38-15)
14. На ландыше и на тюльпане ещё блестит в тени роса. (38-15)
15. Земля подарила людям чудесные весенние цветы. (39 - 15)
16. Вокруг нашего города живописные окрестности. (39 - 16)
17. На лесном озере остались зимовать белые лебеди. (40 - 16)
18. Я во двор сегодня вышел, белый снег лежит на крыше. (40-16)
19. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. (41 -15)
20. Утром и вечером все лесные жители поют свои песни. (41-15)
21. Душистыми гроздьями зацвела на опушке черёмуха. (41 -15)
22. Умей отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых. (42-14)
23. Осенью вода в лесных ручьях прозрачная, как стекло. (42-14)
24. С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. (42-14)
25. Под корой больных деревьев ищет дятел вредителей. (42-13)
26. В густом ельнике птицы укрываются от ветра и мороза. (43-13)
27. Бурное течение воды приносит вред полям и огородам. (43-13)
28. На сучьях и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда. (43-12)
29. От горячих солнечных лучей у крыльца стал таять снег. (44-12)
30. Поздней осенью посадили ребята берёзки возле школы. (44-12)
31. Мальчишек радостный народ коньками звонко режет лёд. (45-12)
32. Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки. (45 -11)
33. Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе. (45-11)
34. Красная душистая земляника созрела на лесной опушке. (45-11)
35. К Новому году девочки шьют новые карнавальные костюмы. (46-11)
36. В городах Волгоградской области есть крупные заводы. (46-10)
37. Наступила студеная зимняя пора, трещат свирепые морозы. (47-10)
38. С груш, яблонь и слив поснимали все плод
·ы и убрали их на зиму. (47 - 10)
39. В один из вечеров мы услышали за домом яростный лай собак. (47-10)
40. Грустно было бы жить без прекрасных птиц на земной планете. (47-10)
41. По краю глубокого оврага стоят огромные осины, клёны, дубы. (48-09)
42. На одной из шумных площадей Москвы стоит памятник Пушкину. (48-09)
43. Поздней осенью солнце редко светит и совсем не греет землю. (49 - 09)
44. Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнёзда. (49 - 09)
45. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо. (50 - 09)
46. В летний день поляна цветущих одуванчиков выглядит золотой. (50 - 09)
47. Идёт по рощам дружно шум весенний, в цвету хлеба, омытые росой. (50 - 09)
48. Герасим толкнул дверь плечами и ввалился в дом со своею ношей. (51-08)
49. Маленький школьник звезду над Кремлём рисует в тетради своей. (52-08)
Самым сложным качеством для наших учеников является сознательность чтения. Работа над этим качеством затруднительна, если недостаточно сформирована беглость чтения. Поэтому формирование навыка беглого чтения – крайне необходимая составляющая каждого урока чтения. Беглость чтения – очень важное качество, так как овладение им оказывает огромное воздействие на успешность акта чтения в целом. Ведь если скорость чтения низка, ребенок не может усваивать материал в полном объеме по любому учебному предмету, затрудняется в получении нужной информации из написанного текста. Как же сформировать этот навык? Как подобрать упражнения, способствующие и наращиванию темпа чтения, и формированию его правильности и развитию понимания?
Особое место в методике отводится такому приему, как «речевая разминка», который является наиболее действенным в плане его влияния на совершенствование способов чтения и увеличение его темпа. Для того чтобы данный прием работал, учителю необходимо соблюдать некоторые правила: работа должна проводиться системно, последовательно и с постепенным усложнением требований к речевой разминке. Приводим некоторые методические рекомендации.
1. Учащимся раздаются тексты на карточках, которые они должны прочитать «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению. Учитель объясняет: «Я засекаю 2 минуты, то есть я буду считать 2 раза по 60, буду считать до 120».
2. По мере увеличения темпа прочтения текстов объём их постепенно следует увеличивать в зависимости от продвижения школьника.
3. После окончания чтения «про себя» учитель предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого урока) прочитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся класса слушают чтение товарища и готовятся ответить на вопрос учителя, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом весь класс оказывается вовлечённым в процесс работы над текстом. Ребёнок, который читает, выполняет очень важную задачу: он должен прочитать так, чтобы все остальные поняли текст. Внимание остальных учащихся также обеспечено, так как они не знают текст, но они знают, что учитель задаст вопрос. Время чтения фиксируется, и конечная цифра сообщается ученикам. Это делается для того, чтобы выработать у учащихся желание совершенствовать скорость чтения в дальнейшем. Здесь важно иметь в виду, что время не является определяющим фактором. Основным показателем является способ чтения. Кроме того, учитель должен постоянно поддерживать мотивацию ребёнка к чтению, поэтому этот этап обязательно должен сопровождаться похвалой.
4. После окончания чтения каждым учеником (читает не более трех учеников) учитель задает вопросы по содержанию всему классу. Это является стимулом к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста. На этом этапе работы учитель может включить систему поощрений. За каждый правильный ответ ученику выдаётся фигурка (из фигурок в конце урока можно составить узор), или буква (из букв составляются слова), или вырезанная из бумаги пятёрка. От количества таких выданных «призов» может зависеть оценка за урок. Обычно детям эта форма оценивания нравится, они стремятся набрать как можно больше баллов за урок. А учителю она позволяет не только поддерживать интерес детей на уроке, но и оставаться объективным.
5. В конце разминки оценку чтения дают учащиеся. Учитель спрашивает, какую отметку можно поставить читавшему и почему. Учащиеся должны аргументировать свой выбор. Оценка выставляется в журнал. Не рекомендуется за подобную работу ставить оценку «3» и ниже, чтобы не вызывать негативного отношения к чтению у учащихся. Если ученик прочитал совсем плохо, лучше ограничиться словесной оценкой, а балл в журнал не ставить.
Таким образом, прием речевых разминок помимо обучающей несет в себе и игровую функцию, что содействует воспитанию интереса к процессу чтения. А в глобальном смысле каждодневные упражнения подобного рода помогают совершенствованию техники чтения, развивают умение анализировать произведения, видеть поступки героев, понимать причинную обусловленность событий.

Тексты для речевой разминки
Пёс
У хозяев на даче жил пёс. Дети играли с ним. Пёс был предан. Наступила осень. Все уехали. Пес плакал, (20 слов)
Вопросы:
1. Где жил пёс?
2. Как пес относился к своим хозяевам?
3. Почему пёс плакал?
Подруги
Ира и Лена - подруги. Они вместе помогают старшим, играют, читают. Им очень понравилась книга Аркадия Гайдара «Чук и Гек». (20 слов)
Вопросы:
1. Книга какого автора понравилась девочкам?
2. Чем занимаются подруги?
3. Почему Ира и Лена дружат?
В цирке
Хорошо в цирке! Вот на арене слон. Он могучий. Тигр злой и горячий. Медведь неуклюжий. Блестящий выбор артистов! (20 слов)
Вопросы:
1. Кто из перечисленных животных неуклюжий?
2. Какие характеристики даны животным в рассказе?
3. Почему хорошо в цирке?
Сентябрь
Сентябрь - первый шаг осени. Природа чутко прощается с летним теплом. По утрам осенняя свежесть. Лёгкая грусть сменяет беззаботную радость. (20 слов)
Вопросы:
1. О месяце какого времени года идёт речь в рассказе?
2. С чем прощается природа?
3. Почему в сентябре грустно?
Решение
Пингвиненок наблюдал за купанием взрослых животных. Он боялся. Но он был отважный! Первым искупался в холодном океане, показал пример братьям. (21 слово)
Вопросы:
1. За кем наблюдал пингвиненок? Как называются взрослые животные?
2. Чего боялся пингвиненок?
3. Почему этот птенец отважный?
Рысь
У лесной тропинки залёг зверь. Внешне похож на большую кошку. Хвост короткий, уши с кисточками. Это рысь. Берегись её когтей! (21 слово)
Вопросы:
1. Где залёг зверь?
2. Как выглядит рысь?
3. Почему следует бояться когтей рыси?
Ветер
Подул ветерок. Потом ветер стал крепче. Он нёс пыль. Ветер срывал шапки. Гнул кусты. Выл ветер всё сильнее. Это буря. (21 слово)
Вопросы:
1. О каком явлении природы идёт речь в рассказе?
2. Что делал ветер, когда стал крепче?
3. Когда ветер превращается в бурю?
Утро
Утро было чудесное! Свежий пушистый снег укрыл всю землю. Лес был мохнатый, белый, а над ним синело прозрачное небо. (21 слово)
Вопросы:
1. О каком времени суток идёт речь в рассказе?
2. Каким было небо?
3. Почему чудесно было вокруг?
Чиж
У Вари в клетке жил маленький чиж. Он никогда не пел. Выпустила девочка чижа на волю. Теперь чиж поёт каждый день. (22 слова)
Вопросы:
1. Кто жил у Вари?
2. Как поступила девочка с птицей?
3. Почему раньше чиж не пел?
Цирковые артисты
В цирке выступали звери. Мишка Топа кувыркался. Слон Гера катал кошку Мусю. Собака Клякса играла в мяч. Дети были рады. (22 слова)
Вопросы:
1. Какие звери выступали в цирке? Перечисли.
2. Что делал слон?
3. Почему дети были рады?
Зимой
На улице зима. Во дворе ребята лепят снежную бабу. У Пети озябли руки. Он натёр их снегом. Теперь рукам стало жарко. (22 слова)
Вопросы:
1. Что делали дети во дворе?
2. Как согрел руки Петя?
3. Почему руки у мальчика озябли?
Весна пришла
Кончились вьюги. Пришла весна. Солнышко льёт тепло. Бегут и журчат ручьи. На деревьях зеленеют листья. Ползают муравьи. Громко чирикают воробьи. (22 слова)
Вопросы:
1. Кто ползает по земле?
2. Какие изменения в природе произошли с приходом весны?
3. Почему весной громко чирикают воробьи?
Федя и Вера
Вот буфет. В буфете ваза. Там сливы, вишни. Федя ел грязные фрукты. Вера фрукты мыла. Кто из детей делал правильно? (23 слова)
Вопросы:
1. Какие фрукты ел Федя?
2. Где дети взяли фрукты?
3. Кто из детей делал правильно? Почему?
Щенок Урсик
Щенок Урсик бегал за курами. Его поймали и посадили на цепь. Скулит Урсик. Просит снять цепь. Он играл. Зря наказали Урсика. (23 слова)
Вопросы:
1. За кем бегал Урсик?
2. Как наказали Урсика?
3. Как ты считаешь, Урсика наказали зря? Почему?
Шмыгун А.П.





Коррекция нарушений
чтения у учащихся
с тяжелыми
нарушениями речи




2012
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное
казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа V вида №11 г. Иркутска








Коррекция нарушений чтения у учащихся
с тяжелыми нарушениями речи
(на МО учителей начальных классов)







подготовила:
учитель-логопед
Шмыгун А.П.









Иркутск, 2012