Урок литературы на тему Величие народа-созидателя в стихотворении Н.А.Некрасова Железная дорога (6 класс)


Тема: Мысль о величии народа-созидателя в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». 6 клаасс

Цель урока:
Обеспечить понимание созидательной роли народа в стихотворении «Железная дорога».
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование и оформление урока:
Магнитофон с записью 3 учащихся (мини-сочинение «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?»)
На доске: а) слева: портрет Н.А. Некрасова, рисунок (или иллюстрация), изображающий белоруса.
б) слева: слова к словарной работе: сострадание, сопереживание, человеколюбие, жалость
в) в середине: число, классная работа, тема, эпиграф (о русском народе)
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе?

Подготовительная работа:
Дать задание учащимся выучить отрывки к иллюстрациям из стихотворений Некрасова (9 человек).
Сообщение о жизненной основе стихотворения «Железная дорога» (1 чел.).
Самостоятельное чтение стихотворения Некрасова «На железной дороге» (сравнительный анализ 2-х стихотворений).
На предыдущем уроке всему классу дать задание написать мини-сочинение «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?».

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Поэтическая пятиминутка.
А) Вступительное слово учителя:
Мы изучаем творчество поэта. Поэтому я считаю нужным вспомнить о том, что это такой Поэт, который сопровождает нас в течение всей нашей жизни. Это мы и докажем сейчас.
Б) Чтение отрывков из ранее изученных или знаковых стихотворений Некрасова с демонстрацией иллюстраций к ним и комментированием учителя.
1 ученик: «Дед Мазай и зайцы».
Учитель: Это стихотворение вам читали еще в детском саду.
2 ученик: «Зеленый шум». Это стихотворение читали в 1 классе.
3 ученик: «Несжатая полоса» (с этим вас ознакомили во 2 классе).
4 ученик: «Крестьянские дети». Это стихотворение вы изучали в 3 классе.
5 ученик: «На Волге». Это стихотворение мы с вами проходили в 5 классе.
6 ученик: «Мороз, Красный нос». А это и все последующие нам еще предстоит изучить в 7-10 классах.
7 ученик: «В полном разгаре страда деревенская».
8 ученик: «Тройка».
9 ученик: «Размышления у парадного подъезда».

1 ученик: «Дед Мазай и зайцы»
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я звал одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой
«То-то! – сказал я – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!».

2 ученик: Идет-гудёт Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено:
И воздух, и вода!

3 ученик: «Несжатая полоса»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна
Грустную думу наводит она.

4 ученик: Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под узды мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах а сам с ноготок.

5 ученик: «На Волге»
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь мою скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу
О, Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?

6 ученик: «Мороз, Красный нос»
В полях было тихо, но тише
В лесу и как будто светлей.
Чем дале – деревья все выше,
А тени длинней и длинней.
Деревья, и солнце, и тени,
И мертвый, могильный покой
Но – чу; заунывание песни,
Глухой, сокрушительный вой!

7 ученик: «В полном разгаре страда деревенская»
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать!

8 ученик: «Тройка»
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

9 ученик: «Размышления у парадного подъезда»
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и встали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти», - говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

III. Сообщение цели урока:
Да, Некрасов сопровождает нас в течение всей нашей жизни. А какое же стихотворение запомнится нам в 6 классе? вы уже знаете: это стихотворение «Железная дорога».
Сегодня мы побеседуем с вами и выясним, действительно ли народ-строитель железной дороги, действительно ли он велик, и все на свете – результат его труда?

IV. Беседа по стихотворению:
1) – Почему стихотворение называется «Железная дорога»?
(ответы: потому что в нем рассказывается о строительстве железной дороги, о трудностях, связанных с ним).
– какова жизненная основа стихотворения?
(инд. задание – заранее подготовленный ученик)

Жизненная основа стихотворения «Железная дорога»
В 1861 году произошла реформа, освободившая крестьян крепостной зависимости, но земля оставалась у помещиков. Крестьяне, оставшись без земельных наделов, вынуждены были отправиться на поиски работы: на фабрики, заводы, строительство железных и шоссейных дорог.
В основе некрасовского стихотворения лежит реальный факт – строительство николаевской железной дороги, соединявшей Москву и Петербург. Сейчас ее называют октябрьской. Ее строительством руководил очень жестокий граф Клейнмихель. Чтобы угодить царю, он стремился побыстрее закончить строительство железной дороги, и поэтому был беспощаден к рабочим.
Стихотворение «Железная дорога» прозвучало как ответ поэта на лживые утверждения генерала («в пальто на красной подкладке»), что дорога была построена графом Клейнмихелем. Некрасов в своем произведении убедительно показывал, что истинным строителем железной дороги является многострадальный народ России.
Вывод учителя: Да, действительно, в основу стихотворения положен реальный факт, а Некрасов его лишь художественно обобщил.

2) – Стихотворение начинается с прекрасной картины осени. Какой вы увидели осень?
- Ответы.
Учитель: Да, настоящая Поленовская осень. А какие эпитеты помогают нам увидеть эту поэтическую картину?
- Ответы.
Учитель: В 1 части много эпитетов, а в остальных их почти нет. Почему?
- Ответы. Помощь учителя (в 1 части описание, в остальных – рассказ).
Учитель: А какие бы краски вы использовали, если бы вам пришлось нарисовать картину железной дороги? Почему в 1 части Некрасов использовал яркие краски, а в других частях – темные, серые.
- ответы (в 1 части мы радуемся, любуемся, а в других – переживаем, сострадаем, глядя на очень тяжелый труд строителей железной дороги).

3) – Почему Некрасов рассказывает о строительстве железной дороги?
- А почему он рассказывает об этом именно Ване, а не генералу? Ведь его надо убедить?

4) – Кто из вас ездил в поезде?
Представьте себе картину. Вы едете в купе. Рядом с вами Ваня, генерал, лирический герой-поэт. И Некрасов рассказывает вам, кто действительно строил железную дорогу. Давайте попытаемся представить один день из жизни строителей железной дороги.
а) когда начинается рабочий день?
б) где они живут? В каких условиях? Что это за собой влечет?
в) как они ели и что?
г) какие у них были орудия труда? (кирка, ржавая лопата, лом, носилки)
д) кто и как контролировал их работу? (подрядчик)
е) до скольки длилась работа?
ж) как поступали с больными? (с теми, кто решил сходить в баню?)
- А что заставляло рабочих работать в таких условиях?
Вывод учителя: Приходилось, потому что ими правил один царь. Что это за царь.
Ответ: голод.

5) – А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)
- В чем проявляется власть царя-голода? (наизусть пример из текста)

6) Учитель: Теперь представьте себе, что Ваня и лирический герой Некрасов стоят у окна. Некрасов рассказывает, и Ваня, как на экране, в окно видит толпу мертвецов.
- Толпа мертвецов на самом деле была? (это элемент фантастики. Чтобы показать, кто же строил железную дорогу).
- строителей железной дороги было очень много, но Некрасов больше рассказывает про одного. Кому больше внимания уделяет Некрасов?

7) Беседа по иллюстрации «Белорус».
- Белорус тоже раб царя-голода. Как он выглядит?
Ответы учащихся (работа с текстом).
Вывод учителя: Он жалкий, несчастный, худой, бледный, колтун в волосах, впалые ребра. А эпитеты механический, ржавая, мерзлую еще раз подчеркивают непосильный труд рабочих-строителей железной дороги. Скорее всего он приехал сюда издали, приехал за счастьем. А их тысячи. И их ведь никто не жалел.
- Почему Некрасов просит Ваню приглядеться к нему?
Ответ: чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа.

8) – Такой народ мог быть счастливым?
Вывод учителя: Нет. Но Некрасов верил, что он будет и должен быть счастливым. Посмотрите, как Некрасов говорит об этом?

9) Обращение к эпиграфу:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе?
- А почему я в эпиграфе поставила знак вопроса?
- Некрасов увидел этот народ счастливым? (нет).
- А если я вас спрошу: сейчас народ счастливый? Что бы вы мне могли ответить?
Ответы.

10) Учитель: Я выводов делать не буду. Лучше давайте послушаем ваших товарищей.
- Магнитофонная запись 3-х учащихся с мини-сочинением – домашним заданием «Счастливы ли наши родители? Довольны ли жизнью, работой?».
Учитель: Мне сейчас кажется, сто ты, ты, ты – Ваня. Все вы – Вани. И хочется сказать: «Ты приглядись к нему (народу), Ваня внимательно. Трудно свой хлеб добывал человек».
Возможно Ваня Некрасова поймет. Думаю, вместе с ним и вы поймете, что все, что окружает нас, - это результат труда, народного труда.
А что вы можете сделать, чтобы жизнь была лучше?
Ответы учащихся.
Вывод: Я думаю, главное – не делать ничего плохого, не преумножать зло. И это будет – нужная капля в народном счастье.

11) – Вернемся к стихотворению «Железная дорога». Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги?
Ответы (жалость, )

12) Словарная работа.
- Обратимся к словам на доске, прочитаем их: сострадание, сопереживание, человеколюбие, жалость.
- Обратите внимание на приставку со- . Это значит, что нужно переживать вместе с кем-то.

13) Дом. задание: рассказать о случае, когда вам пришлось сострадать и сопереживать.

14) – Как вы думаете, ребята, Ваня понял, кто строил железную дорогу? А вы?
- Вот мы говорим: «Народ велик и могуч». А действительно ли он велик? (да).
- А почему? (вынес много страданий: война, разруха, тв-во).

Вывод: Да, народ действительно велик, но ведь он и сейчас вызывает жалость. И я думаю, что мечта Некрасова о светлом будущем народа не сбылась еще и сейчас. И его слова «Вынесет все, и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе» хочется продолжить его же словами, но применить их к нашей жизни: «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
Но, конечно, все, что нас окружает, - все результат труда народа.

15. Напомнить о домашнем задании.

15